Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование подвижных игр и упражнений со словесным
содержанием, для развития координационно-регулирующих
функций речи и движения с детьми дошкольного возраста

Брызгалова Еатериана Николаевна
Известно, что подвижные игры имеют большой педагогический потенциал во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Подвижные игры со словесным сопровождением побуждают детей к вступлению в контакты, являясь мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Подвижные игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию, знания, осваивает речь.
Подвижные игры со словесным сопровождением являются одним из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем мире, развивают внимание и память.
На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают многие авторы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).  
Л. С. Выготский в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции двигательной сферы рождаются в социальном взаимодействии людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок становится способным выполнять движения по словесной инструкции взрослого, после чего слово становится способом саморегуляции – сначала с помощью устной речи, а потом внутренней .
Взаимосвязь между уровнем сформированности речевых компонентов и физическим развитием, особенно центральном уровне (речевые и моторные зоны коры головного мозга), давно привлекает внимание ученых (М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн, Е. Ф. Архипова, Е. А. Аркин и др.).
Все эти задачи активно решаются в работе с детьми дошкольного возраста, как с нормальным развитием, так и с проблемами в развитии речи.
Отсюда мы видим огромный развивающий потенциал в применении подвижных игр с речевым сопровождением, так как они включают в себя определенные речевые диалоги, искусственно развивая монологическую и диалогическую речь детей.
 Богатый речевой потенциал существует в народных подвижных играх, например использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста жеребьевки, которые применяются в тех случаях, когда детей нужно разделить на команды.
 
Замечательная форма речевой деятельности в устном народном творчестве – считалки, это рифмованный стих, слагающийся из выдуманных созвучий и слов, при этом выделяется точный ритм, которого необходимо придерживаться . С их помощью справедливо и понятно распределяются между детьми роли для самых разных игр. Ее же используют для того, чтобы поставить очередь для начала новой увлекательной забавы. Так происходит ввод в новую игру.  Главная функция считалок, это способ сформировать незаменимые, хорошие человеческие качества - справедливость, чувство товарищества, честность, а также при частом проговаривании сложных рифмовок, речь ребенка становится чище, улучшается артикуляция.
Развитие ритма - прекрасная сторона одной из граней считалки. Под нее можно прыгать, чаще или реже, в зависимости от пауз. Все зависит от содержания считалок и их видов:
считалки — жеребьевки
заумные считалки.
считалки — числовки
считалки – заменкиТаким образом использование народного прикладного творчества в играх, несет существенный вклад в развитие дошкольников и приобщению к истокам,  его необходимо начинать использовать,  как можно раньше в деятельности.
 Именно народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, помогают получить важный для человека дар слова. Структура  игры не сложная. В ней есть единая цель и одноплановость действия, на которых сосредоточивается все внимание играющих. Эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, что имеет неоценимое значение для детей.
Подвижные игры со словом:
„ сближают, объединяют их общей, интересной для всех деятельностью;
„ исключают поводы для конфликтов, соперничество;
„ удовлетворяют потребность малышей в движении, общении, поэтическом слове;
„ поднимают настроение;
 „ преодолевают неуверенность, боязнь, так как дети чувствуют поддержку остальных участников;
„ наполняют новыми впечатлениями от художественного слова и от воображаемой игровой ситуации, т. к. образный текст помогает осмысливать свои движения;
„ создают атмосферу раскованности и веселья благодаря подражанию друг другу, взрослому;
 „ снимают скованность, нервное напряжение, являясь своеобразной разрядкой;
„ влияют на здоровье и физическое развитие, так как насыщены разнообразными полезными движениями — бегом, прыжками, ходьбой, приседаниями, поворотами.
 В работе воспитателей, можно отметить некоторое однообразие выбора подвижных игр в зависимости от возраста играющих, минимальное использование игр с художественным словом, педагогами практически не применяются заклички, сговорки, считалки, жеребьевки, усложнения, сюжетный рассказы и другие интересные компоненты методики проведения подвижных игр.
Отсюда встает необходимость обогащения подвижных игр с речевым сопровождением детей и закрепление изученного материала, педагогами в совместной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»