Паспорт педагогического проекта
Широкая Масленица
Галкина Екатерина Анатольевна
Авторы и участники проекта: дети старшей группы, их родители и педагоги;Тип проекта:
по числу детей – групповой;
по доминирующему методу – информационно- творческий, игровой
по продолжительности -краткосрочный
Наличие межпредметных связей: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация
Цель работы над проектом: знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА»
Задачи:
- 1. Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
- 2. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- 3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Ожидаемые конечные результаты:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к празднику Масленница.
Продукт проектной деятельности:
- Создание альбома «Русский народный праздник», состоящего из детских работ.
- Праздник «Масленица».
- Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав.
Форма презентации
Досуг «Широкая Масленица» с участием детей и педагогов.
Этапы реализации проекта « Широкая Масленица»
Подготовительный (организационный) этап:
Разработка проекта:
-Проведение в группе обсуждения идеи проекта.
-Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица», консультация, стенгазета, проведение конкурсов: «Кукла-Масленица»; «Шумовые инструменты»
-Планирование и проведение НОД, совместной и игровой деятельности с детьми.
-Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.
-Планирование проведения праздника.
Основной этап:
Образовательные области | ||||
Физическое развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие |
Комплекс утренней гимнастики № 12. П/И: Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами. «Перестрелка» (снежки) «Два мороза» «Хоккей» Катание по ледяным дорожкам, на санках, на лыжах. хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка»,»Ручеек«, «Матрёшки»; « |
ИКТ «Широкая Масленица» Опыты с водой: из жидкого состояния в твердое, из жидкого в газообразное; ходьба по ледяным и посыпанным песком дорожкам; какой снег быстрее тает (грязный или чистый) обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка. |
ЗКР [з] - [ж]. Рассматривание иллюстраций «Зима» и беседа: «Признаки зимы», «Зимние приметы» «Масленица» Рассказ о праздновании на Руси Масленицы Коллективная сказка: «Зимняя сказка» Сочини сказку «В царстве Снежной королевы» - упражнение на развитие воображения Песенки: « Как на тоненький ледок…»; «Ты мороз, мороз, мороз…» Чтение: ВБерестов «Гололедица» Я. Купала: «Зима»; В. Инбер «Оттепель» С. Маршак «Февраль» П. Бажов «Серебряное копытце» Р.Н.С.: «Заяц-хваста» Рассказывание сказки: «Мороз Иванович»; «Снегурушка» «Бемби» пер. с нем. Нагибина Чарская Л. «Зима» Кудашева Р. «Зимняя песенка» Сказки Скребицкого Г. «Четыре художника», «Зима» Знакомство с фольклером – заучивание закличек; поговорки про Масленицу. Придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали». |
Рисование декоративное: «Снежинка». «Зимние деревья» Лепка:«Любимая забава»«Ой блины, блиночки», «Дети на прогулке» (коллективная) Рисование книги по Бажову «Серебряное копытце» Раскраски по теме. Конструирование из снега. Конструирование из конструкторов: «Снегоуборочная машина» Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка». |
Проведение праздника «Масленица» Беседа на тему: «Осторожно-гололёд, сосульки!» Д/И: « Времена года» «Зимние месяцы» «Когда это бывает?» «Закончи предложение» С/Р игра: «Семья»-сюжет «Собираемся на зимнюю прогулку» Театрализация : «Заячья избушка» (пошаговый театр) «Лисичка-сестричка и серый волк» (настольный деревянный) Ритмические этюды. Просмотр мультфильма «Масленица» (Смешарики) |
Заключительный этап:
Веселый праздник «Прощание с Масленицей» с играми, плясками, хороводами с шумовыми инструментами, блинами, чаепитием.
Анализ результатов.
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок и шумовых инструментов для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятия.
В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».
Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.