Методическая разработка. Сюжетно-ролевая игра
Издательский дом
Белова Лилдия Васильевна
Методические приемыИгровые: создание игровой ситуации, интригующая обстановка, элементы инсценировки.
Словесные: объяснение, чтение и рассказывание с опорой на наглядный материал, разучивание диалогов, речевой образец, беседа, обсуждение.
Наглядные: показ иллюстраций, презентаций.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», »Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», Физическое развитие».
Цель. Способствовать творческому использованию в сюжетно-ролевой игре представлений о работе издательского дома.
Задачи:
- Заинтересовать детей работой издательского дома.
- Закрепить умение дошкольников брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
- Формировать коммуникативные умения и навыки, продолжить обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников.
- Воспитывать бережное отношение, интерес и любовь к литературе.
Вывески: «Издательский дом», «Редактор», «Журналист», «Художник – иллюстратор», «Цех брошюровки», «Рекламный отдел», «Цех печатания».
Бейджики; «Редактор», «Художник – иллюстратор», «Переплётчик», «Брошюровщик», «Журналист», «Фоторепортер», «Корректор», «Менеджер по рекламе».
Материалы:
Книги: стихи, рассказы, сказки, энциклопедии, детские газеты, журналы. Предметные картинки. Записные книжки. Обводки. Бумага разных видов, копировальная бумага. Детский компьютер, телефоны, фотокамеры. Простые и цветные карандаши, фломастеры, авторучки, ватные палочки, краски, кисточки. Клей-карандаш. Дырокол. Шнурки. Ножницы.
«Колесо успеха», бельевые прищепки красного. Зеленого, желтого цвета,
Книжки-малышки, альбомы, плакаты о родном крае, выполненные детьми и родителями.
Методические приемы
Игровые: создание игровой ситуации, интригующая обстановка, элементы инсценировки.
Словесные: объяснение, чтение и рассказывание с опорой на наглядный материал, разучивание диалогов, речевой образец, беседа, обсуждение.
Наглядные: показ иллюстраций, презентаций.
Творческая деятельность: аппликация, рисование, подбор шрифта, рисунков, картинок.
Словарная работа: редактор, переплётчик, художник – дизайнер, брошюровщик, интервью, реклама, презентация, фоторепортер, менеджер, корректор, журналист, корреспондент, интервью.
Действующие лица: главный редактор, писатель, корреспонденты, журналисты, фоторепортеры, художники – дизайнеры, печатники, менеджеры по рекламе, брошюровщик, корректор.
Предварительная работа.
Беседа о профессиях в типографии, издательстве, о создании книг, рассматривание иллюстраций «Профессии». Презентации: «Типография», «Издательский дом». Разучивание диалогов: редактор - писатель, журналист. фотокорреспондент – писатель. Редактор – художник, брошюровщик, переплетчик. Менеджеры по рекламе – писатель, редактор.
Оформление книжек-малышек, альбомов о родном крае.
Ход:
Воспитатель:
Дети отгадайте загадку:
Бери ее в руки скорей
И беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Воспитатель обращает внимание детей на полку с книгами: Что находится на этой полке?
Воспитатель: Давайте вспомним, кто трудится над тем, чтобы мы с вами могли брать в руки и читать такие красивые и умные книги?
Воспитатель уточняет ответы детей, говорит о том, что в издательских домах трудятся талантливые, ответственными и исполнительными люди.
Воспитатель: У нас в группе действует «Издательский дом «Подсолнух». Каждый из вас уже попробовал стать писателем, журналистом, художником. Здесь изданы книжки-малышки о путешествиях звуков речи, альбомы «Моя семья», «Наши экскурсии», плакаты «Прогулки по Санкт-Петербургу», Предлагаю вам еще раз поиграть в сюжетно-ролевую игру «Издательский дом».
Обсуждается сюжет игры. Дети решают, кто будет главным редактором, предлагают эту роль выполнить воспитателю.
Размещаются вывески: «Издательский дом «Подсолнух», «Редактор», «Художник – иллюстратор», «Цех брошюровки», «Рекламный отдел», «Типография», «Цех печатания», «Корректор».
Распределяются роли.
Сотрудники издательства занимают свои рабочие места.
Редактор открывает компьютер: Поступило письмо от читателя. Он просит написать рассказ о нашем микрорайоне «Рыбацкое». Предлагаю журналистам и корреспондентам собрать материал. Вы должны взять интервью. Спросить, как зовут человека, у которого берете интервью? Кто он по профессии? Что любит делать? Что он знаете о нашем микрорайоне?
Журналисты, корреспонденты подходят к присутствующим, задают вопросы, что-то записывают в блокнотах. Собранный материал (листочки из блокнотов с «записями») передают редактору.
Поступает телефонный звонок. Трубку поднимает редактор.
Роль выполняет ребенок: Здравствуйте. Это издательский дом «Подсолнух»?
Редактор: Да. Мы вас слушаем.
Ребенок: Вас беспокоит писатель (называет вымышленную фамилию) Антонов. Вы сможете напечатать мой рассказ?
Редактор: Да. Приносите, пожалуйста, ваши материалы.
Писатель приходит в издательский дом. Показывает свой материал.
Писатель: Этот рассказ о нашем микрорайоне «Рыбацкое».
Редактор: Очень интересный материал. Наши журналисты и корреспонденты тоже работают над этой темой. Мы издадим ваш рассказ в книге «Прогулки по Рыбацкому». Спасибо. Ждите от нас сообщения.
Редактор дает поручения, предлагает приступить к изданию книги.
Редактор: Брошюровщик и переплетчик должны выбрать бумагу и сделать заготовки для книги.
Дизайнеру и художникам поручается оформление обложки книги.
Фотокорреспондентам подобрать картинки для книги. Художникам нарисовать иллюстрации: Река Нева, рыба, рыбак, памятник жителям Рыбацкой слободы, храм и др.
Печатникам поручено нарисовать при помощи трафаретов слова: Нева, рыба, рыбак, рыбалка, «Рыбацкое», памятник, храм, мост, школа, парк. Корректор проверяет написание. Написанные слова вырезаются и приклеиваются на страницы с соответствующими картинками.
Дизайнер оформляет макет книги.
Переплетчик собирает и прошивает готовую книгу.
Воспитатель предлагает всем сотрудникам издательского дома отдохнуть.
Физминутка издательского дома «Подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Редактор: Чтобы о книгах узнали читатели, нужна реклама. Рекламой занимается менеджер по рекламе. Он организует презентации.
Менеджер по рекламе: В нашем издательском доме изданы разные книги, плакаты, альбомы. Я приглашаю вас на их презентацию. Сегодня здесь присутствуют авторы рассказов нашей новой книги «Путешествие по Рыбацкому»
Презентацию книги писателя Антонова.
Представляется автор книги. Автор рассказывает о книге. Показывает ее присутствующим. Благодарит издательство.
Проводится презентация ранее изданной продукции.
Дети показывают свои альбомы, книжки-малышки, рассказывают о них.
Редактор благодарит всех детей и присутствующих за участие в работе, приглашает к сотрудничеству в работе издательского дома «Подсолнух».
Рефлексия.
Воспитатель предлагает каждому ребенку оценить свою деятельность во время сюжетно-ролевой игры при помощи «Колеса успехов». Дети прикрепляют прищепки напротив своих имен:
Зеленая – все отлично! Игра понравилась, затруднений не испытывал, не ошибался.
Желтая – «Нужна небольшая помощь». Было интересно, встречались небольшие затруднения.
Красная – Стоп! Нужна помощь! Самостоятельно не справился, выполнял задания с помощью.
Дети объясняют свой выбор цвета прищепок.
Литература:
- Физминутка. Интернет-ресурсы: Социальная сеть работников образования nsportal.ru<detskiy/..2013/06/23f izminutki…