Образовательный проект в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития, посвященный Дню Защитника Отечества
Нетрадиционные формы проведения семейного досуга в ДОУ
Субботина Елена Леонидовна, воспитатель;
Романовская Светлана Борисовна, воспитатель;
Дудко Татьяна Георгиевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 134 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Вид проекта:Романовская Светлана Борисовна, воспитатель;
Дудко Татьяна Георгиевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 134 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
информационный, игровой, семейный интегративный (две и более образовательные области) тематический, спортивно-образовательный.
среднесрочный, сроки реализации проекта с 14.01.2020 по 23.02.2020 г
Этапы проекта:
I Этап подготовительный:
Постановка проблемы поисковой деятельности (мы хотим знать о Российской армии, кто такой защитник Отечества);
работа с родителями (знакомство с проблемой и поиск ее решения);
сбор и систематизация информации;
организация предметно-развивающей среды в группе.
II Этап - Практическая деятельность по решению проблемы: планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о Российской армии и флоте, о родах войск. Консультации для родителей.
Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных и моряков, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.
Организация посещения родителями с детьми музеев, мемориалов, памятников нашего города для ознакомления детей с историей Российской армии и флота.
III Этап – Коллективные стенгазеты. Проведение спортивного досуга с участием родителей: «Путешествие с капитаном Врунгелем». Презентация проекта: «Нетрадиционные формы проведения семейного досуга в ДОУ».
Участники проекта: дети 6-7 лет с задержкой психического развития, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
I Этап подготовительный:
Постановка проблемы, определение целей и задач.
Актуальность: одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живѐт человек, к еѐ истории начинается с детства.
Мы совместно с родителями донесли до детей доступную информацию о нашей армии и флоте, кто такие защитники Отечества и что означает: «быть военным это престижно».
3
Дети стали говорить, что вырастут и будут военными, моряками, защитниками Отечества. Нужно было объяснить детям, что не каждый может стать военным и моряком, но защитником Отечества должен быть каждый.
Так была определена проблема – недостаточная информированность детей и отсутствие интереса.
В процессе совместной деятельности и обсуждения проблемы мы хотели донести до детей: «Чтобы стать военным или моряком, защитником Отечества, необходимо ознакомиться с историей нашей армии и флота, вести здоровый образ жизни, воспитывать в себе важные человеческие качества: целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, волю к победе, регулярно заниматься физической культурой и спортом».
Проблема. Недостаточный интерес к Российской армии и флоту.
Обоснование проблемы.
Низкий уровень знаний о Российской армии и флоте, о еѐ славной истории;
формирование гендерной принадлежности;
слабая мотивация у детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом;
недостаточное развитие общей моторики;
низкий уровень познавательного интереса у детей и родителей.
Цель проекта:
- формировать мотивационного, целостного представления о защитнике Отечества;
- способствовать развитию патриотических чувств у детей и родителей посредством совместной деятельности;
- повышать активность родителей и других членов семьи в различных формах партнѐрства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- способствовать приобщению родителей личным примером реализовать конкретную цель;
- способствовать формированию первоначальных сведений об истории нашей армии и флота, познакомить детей с достижениями современной военной техники;
- воспитывать у детей и их родителей гордость за нашу страну.
Задачи проекта:
Для детей:
- расширять представление детей о Российской армии и флоте;
- отметить, что наша армия и флот, является одной из сильнейших и могущественных армий мира;
4
- формировать мотивационное, целостное представление о защитнике Отечества;
- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии и флоте;
- заложить основы отношения к армии, как к будущей профессии;
- прививать интерес детей к занятиям физической культурой;
- создать условия для совместного сотрудничества детей и взрослых;
- воспитывать чувство гордости за нашу страну.
Для педагогов:
- создать информационную базу: имеющихся знаний в области истории Российской армии и флота, ознакомление с методическими разработками;
- создать условия для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.
Для родителей:
- повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- создать условия для совместного сотрудничества детей и родителей.
Коррекционные задачи:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие связной речи;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие общей моторики;
- развитие ориентировке в пространстве.
Предполагаемый результат:
Сформированы элементарные представления о Российской армии и военно-морском флоте.
Заложены первичные основы для возможного выбора военных профессий, дети видят себя защитниками своей Родины.
Дети проявляют интерес к занятиям спортом.
Созданы картотеки игр, стихотворений, загадок об армии и флоте.
Пополнен спортивный уголок группы новым оборудованием для занятий спортом на улице и в группе.
Реализуется возможность совместного активного отдыха детей и родителей.
Дети проявляют интерес к настольным, печатным и дидактическим играм по заданной теме.
5
II Этап:
Внедрение целей и задач проекта по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
экскурсия выходного дня по музеям и памятным местам боевой славы защитников Отечества;
выставка детских рисунков «Мой папа – самый лучший»;
фотовыставка «Наши родные – защитники отечества»;
выставка игрушечной военной техники;
проведение спортивно-музыкального досуга, в музыкальном зале: «Путешествие с капитаном Врунгелем»;
сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Солдаты», «На военном корабле».
Речевое развитие:
чтение (З. Александрова «Дозор», А. Твардовский «Рассказ танкиста», О. Высотская «Мой брат уехал на границу»);
составление коротких рассказов о службе в армии родных и близких;
разучивание песен и стихов.
Познавательное развитие:
рассматривание иллюстрации «На страже Родины», «Пограничник с собакой»;
д/и «Разрезные картинки»;
д/и «Найди отличия»;
д/и «Четвертый лишний»;
д/и «Лабиринт»;
викторина «Наша армия родная»;
беседы «Солдаты Отечества», «Наши родные – защитники Отечества», «Памятники воинской славы».
Художественно-эстетическое развитие:
аппликация «Изготовление эмблемы для праздника»;
рисование «Солдат на посту»;
конструирование из бумаги «Кораблик», «Пилотка»;
лепка «Танк»; «Самолѐт»; «Звезда»;
разучивание песен «Будем солдатами» З.Роот, частушек на военную тематику, разучивание танца «Яблочко».
Физическое развитие:
игра в десантников;
упражнение «Военные учения»;
строевые упражнения на прогулке;
эстафеты «Метание снарядов», «Самый сильный»;
подвижные игры «Три танкиста», «Секретное донесение», «Сигнальные флажки».
6
Организация деятельности родителей и детей в рамках проекта.
рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением разных родов войск Российской армии и флота, военной техники;
просмотр фильмов и чтение художественной литературы о Российской армии и флоте;
фотосессия: «Мы узнаѐм историю нашей армии и флота» (оформление фотогазеты);
ежедневная утренняя гимнастика детей;
создание рисунков на военную тематику;
подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования;
проведение спортивно-музыкального досуга, в музыкальном зале: «Путешествие с капитаном Врунгелем».
III Этап:
Проведение спортивно-музыкального досуга «Путешествие с капитаном Врунгелем».
- разработаны конспекты информационно-познавательных занятий о Российской армии и флоте;
- составлена картотека игр на развитие личностных качеств (целеустремленность, организованность, инициативность, развитие силы воли);
- организована выставка рисунков детей военная техника;
- созданы альбомы стихов о Российской армии и флоте;
- фотогазета: «Мы узнаѐм историю нашей армии и флота!», «Наши родные и близкие Защитники Отечества»;
- проведен спортивно-музыкальный досуг в музыкальном зале «Путешествие с капитаном Врунгелем»;
- фотогазета: «Путешествие с капитаном Врунгелем»;
- выставка игрушечной военной техники.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
компьютер;
проигрыватель MP-3, диски, видеоматериалы;
материалы для художественного творчества;
спортивный инвентарь;
морская атрибутика.
Решение поставленных задач с детьми вне занятий:
Подготовка сообщения с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках он служил.
7
Слушание рассказов о солдатах, об армии;
Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков;
Беседа «Памятники воинской славы»;
Выставка книг по теме;
Разучивание песен и стихов.
Продуктивная деятельность вне занятий:
- Ручной труд «Морское путешествие» (из природного материала);
- Рисование «Пограничник с собакой»;
- Художественно-ручной труд «Подарки папам и дедушкам»;
- Лепка «Звезда», «Самолет», «Танк».
Игровая деятельность:
- Сюжетно - ролевые игры «Разведчики», «Моряки»;
- Дидактические игры «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Собери машину», лото «Военная техника»;
- Подвижные игры «Сигнальные флажки», «Три танкиста».
Решение поставленных задач с родителями:
Родительские гостиные «Этих дней не смолкнет слава».
Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
Организация выставки детских работ по теме проекта.
Коллективный поход детей и родителей в музей Боевой славы.
Организация выставок:
«Военная техника» детские игрушки;
«Папин портрет»;
Коллективная стенгазета, посвящѐнная «Дню защитника Отечества».
Результат:
1. Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках Отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии.
2. С большим интересом стали играть в сюжетно-ролевые игры с военной тематикой.
3. Родители заинтересовались темой и удовольствием участвовали во всех этапах проекта.
4. В процессе подготовки и проведения проекта, дети активно проявляли свои познавательные и творческие способности.
8
5. Совместная деятельность детей - родителей - воспитателей развивает коммуникативные способности.
Все этапы были проведены совместно с родителями группы.
Вывод:
В ходе реализации проекта можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Беседы об истории Российской армии и флота помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, расширили их кругозор в вопросах развития Российской армии и флота, жизни нашей страны и всего мира.
Развивающая среда, созданная в группе, помогает осуществлять патриотическое и физическое воспитание детей.
Создание фотогазет, оформление выставок, подготовка к спортивно-музыкальному досугу с участием родителей группы, дали положительную мотивацию к занятиям спортом, здоровому образу жизни.