Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мероприятие, посвященное дню полного освобождения от блокады Ленинграда

Чтобы помнили

Степанова Наталья Юрьевна
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью взрослых и детей в тяжелое военное время. 
2. Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города.
3. Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
4. Формировать любовь к родному городу.
  •  
1. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих.
2. Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
  •  
1. Воспитывать чувство патриотизма. 
2. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
чтение художественной литературы по теме;
беседы с детьми;
заучивание стихов о Блокаде;
слушание военных песен.
Репертуар:
«Белые панамки» музыка и слова В. Егорова
«Мой Ленинград боевой» слова и музыка М.В. Сидоровой;
«Песня о блокаде» слова и музыка Н.Я. Соломыкиной;
  Танец со свечами, вальс «Анастасия» музыка Стивена Флаэрти;
 «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостакович, эпизод нашествия;
 «Священная война» музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача. 
Ход мероприятия
Под песню о Санкт-Петербурге дети заходят в зал и встают около стульчиков. (Слайд 1)
Музыкальный руководитель: Сегодня день особенный, ребята….
                                                  День памяти, торжественный, святой…
                                                  День снятия блокады Ленинграда….
                                                  Отмечает город наш родной!
В 2020 году - 76 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это день одновременно и радостный, и печальный.
Много лет назад наш любимый город назывался не Санкт-Петербург, а Ленинград. (Слайд 2)
Музыкальный руководитель: А жители – ленинградцами.
 Инсценировка песни «Белые панамки» _____________________________
(Слайд 3-6)
Музыкальный руководитель: Да! В 1941 году в жизнь мирных ленинградцев ворвалась война. На нашу землю напал враг. Это были фашисты. Прежде, чем приблизился враг к Ленинграду, он уже разбомбил и почти уничтожил многие города и деревни. (Слайд 7-8)
Музыкальный руководитель: И вот фашисты у стен Ленинграда. (Слайд 9) А Ленинград враг хотел совсем сравнять с землей, будто его совсем не было на земле. (Слайд 10-11)Но все ленинградцы объединились, сплотились и планы фашистов были сорваны. В первые дни войны родилась песня, которая теперь известна всему миру «Священная война». Мужественная, гордая, отважная, смелая, призывная, ... Давайте послушаем отрывок. 
Звучит фрагмент «Священная война» ____________________
(Слайд 12,13,14)
Звучит песня о блокаде, дети выходят читать стихи.
Дети читают стихи:
1. Давайте вспомним о Блокаде.
О ней никак нельзя забыть.
Тревожные те дни и ночи
Что людям довелось прожить. (Слайд 15)
2. Мы в городе славном родились с тобой
Мы помним всегда, что наш город-герой
Блокадной зимою в кольце огневом
Он выстоял в битве жестокой с врагом. (Слайд 16)
3. Нам сейчас даже трудно представить
Как в огне полыхали дома
Как летели на город снаряды
И горела родная земля. (Слайд 17)
4. Эта песня для вас, переживших блокаду,
Сыновей, дочерей, преданных Ленинграду.
Девятьсот долгих дней бесконечно тянулись,
Но вы были сильней, пред врагом не согнулись. (Слайд 18) 
Дети выстраиваются на полукруг.
Исполняют песню «Боевой Ленинград» __________________________
(Слайд 19-20,21)
После песни дети садятся на стульчики
Музыкальный руководитель: (рассказ по карте осажденного города) (Слайд 22) Так что же такое блокада? Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили«Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги ведущие к нашему городу были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
(Слайд 23,24)
Люди прятались, где только можно было укрыться: под лестницами домов, под мостами, в метро, в бомбоубежищах. (Слайд 25,26)
Музыкальный руководитель: Сколько испытаний принесла блокада! Главный проспект нашего города – невский проспект – изменился до неузнаваемости. (Слайд 27) Бомбёжками постоянно разрушается город, вода в кранах замёрзла, спасает только вода из проруби на Неве.  (Слайд 28)
     Дети читают стихи:
1. Враги окружили наш город,
    В блокадном кольце Ленинград.
    Над Лиговским, Невским проспектом
    Снаряды и пули летят. (Слайд 29)
2. Охваченный войною блокадный Ленинград-
     На улицах трамваи, замёрзшие стоят,
Разрушенные зданья и надпись на стене-
«Опасно при обстреле на этой стороне!» (Слайд 30)
3. В городе- воздушная тревога
    Вой сирены слышится опять
    Люди побежали по дорогам
    Прятаться, детей своих спасать. (Слайд 31)
4. В водопроводном кране
    Не вода, а лед.
    И только прорубь невская
    Наш Ленинград спасет. (Слайд 32) 
Звучит метроном.  На фоне читает ведущий свой текст.  
Музыкальный руководитель: Стучит метроном, как сердца ленинградцев,
                                                  Всех тех, кто в блокадном аду выживал.
                                                  Бороться, дышать и врагу не сдаваться-
                                                  Час испытаний суровый настал.
Музыкальный руководитель: Кольцо блокады сжималось. (Слайд 33) Не хватало еды, так как склады с мукой были разрушены бомбами. Наступило время, когда ленинградцы получали только 125 грамм хлеба. И это вот такой кусочек.
(Слайд 34)
Музыкальный руководитель: И это не просто мягкий кусочек, а засохший. Потому что сразу его не съедали, берегли на целый день. Очень трудно целый день ничего не есть.
Пожалуйста, берегите хлеб, не балуйтесь им и не играйте, всегда помните, что, благодаря ему многие дети Ленинграда остались живы.
Музыкальный руководитель: А это Ладожское озеро. (Слайд 35) И Когда в блокаду застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду.
Эту дорогу назвали «Дорога Жизни», под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу мужественные фронтовые шофёры, регулировщики, связисты работали на «Дороге Жизни». (Слайд 36,37) 
Фоном начинает звучать песня «Баллада о ледовой трассе», дети выходят читать стихи. 
Дети читают стихи:
1. Чтобы жизнь спасти ленинградцам
    Зимой в сорок первом году
    с хлебом шли в город машины
    По Ладоге, прямо по льду. (Слайд 38)
2. «Дорогой Жизни» Ладогу назвали
    Надеждой на спасение людей.
    Раненых, больных и истощённых
    Везли «полуторки» из города по ней.
3. И по снегу, и по льду
    шофёр-герой ведёт машину.
    Как объехать полынью?
    Не попасть ему на мину?
    Бомбёжки, метели, заносы…
    Уходят машины под лёд
    Но каждый шофёр твёрдо верил
    Что город, любимый спасёт. (Слайд 39)
 
Звучит Э.Хилль «Баллада о ледовой трассе» ________________________
(Слайд 40-42)
Музыкальный руководитель: (Слайд 43) Блокадный город, голод, вой пурги,
                                                        Но в Ленинграде музы не молчали.
                                                        И ленинградцы слушали стихи,
                                                        В концертном зале музыка звучала.
Музыка звучала для ленинградцев в залах, на площадях. Известный композитор Д.Д. Шостакович (Слайд44) в эту жестокую военную пору написал музыкальное произведение, которое назвал «Ленинградской» симфонией. Музыка рассказывала о борьбе ленинградцев, об их стойкости. Но очень метко он рассказал о фашистах – механические, словно заведенные, железные солдатики (ни сочувствия, ни жалости…). двигаются монотонно, сметая все на своем пути. 
Ребенок 1: Смерти назло и блокаде
                Музыка не молчит.
                За пультом стоит Шостакович,
                Симфония в зале звучит. (Слайд 45)
Музыкальный руководитель: Фашисты тоже слушали этот концерт и пытались всячески помешать. Они с особой жестокостью стали бомбить город. Но ленинградцы не испугались.
Ребенок 2: Ее прерывают бомбежки.
                   Но музыку не удержать.
                   И замерзающие музыканты
                   Смогли до конца доиграть.
Ребенок 3: Эта музыка будет жить вечно,
                  Как символ стойкости людей.
                  Симфонию зовут «Ленинградской»,
                  По праву мы гордимся ею.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами послушаем отрывок произведения, которое слушали ленинградцы во время войны. Эпизод именно про фашистов. Послушайте и представьте этих жестоких, бездушных фашистских солдат. 
Фрагмент «Ленинградской» симфонии – эпизод «Нашествие» _____________ 
Музыкальный руководитель: В городе блокадном люди выживали, от голода и холода они детей спасали. (Слайд 46) Продолжали работать и детские сады, и школы. (Слайд 47)
 Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. (Слайд 48)
Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, они были голодными и обессиленными. В тетрадках не писали, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. (Слайд 49-50) 
Дети читают стихи: (Слайд 51)
1. За свой недолгий путь земной
    Узнал малыш из Ленинграда
    Разрывы бомб, сирены вой
    И слово страшное — блокада.
2. Дети блокадного города
    Как рано вы повзрослели.
    И вместо галстуков-бантиков
    Военную форму одели.
 3.  Им бы в куклы ещё поиграть
 Мяч футбольный по полю гонять
 А пришлось встать на место отцов
 И снаряды точить для бойцов.
Музыкальный руководитель: Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». (Слайд 52)
Музыкальный руководитель: И вот наконец зимним утром 1944 года на фашистов обрушились залпы множества орудий, «Катюши». (Слайд 53) 
Звучит «Катюша», дети выходят читать стихи.
Дети читают стихи: 
  1. Хотели враги Ленинград уничтожить,
 Стереть этот город с земли.
 Но захватить и прорвать оборону
 Фашисты никак не смогли.
2. Страданья и боль, разруху и голод
Ночные бомбёжки и горечь утрат.
Ты выдержал всё, любимый наш город
Мы можем гордиться тобой, Ленинград. (Слайд 54)
3. Разорвано кольцо
    И в огненной метели.
    Все жители в те дни
    Лицо победы разглядели. 
Музыкальный руководитель: Блокада была прорвана. Сколько было радости, веселья и прогремел над городом салют – в честь прорыва блокады. (Слайд 55) 
Дети читают стихи:
1. За залпом залп,
    Гремит салют.
    Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут,
    А ленинградцы тихо плачут. (Слайд 56)
2. Победой кончилась война,
    Те годы позади,
    Горят медали, ордена
    У многих на груди.
    Кто носит орден боевой
    За подвиги в бою, а кто – за подвиг трудовой
    В своем родном краю.
Музыкальный руководитель: И по сей день – 27 января – над нашим городом гремит салют. Наш город уже давно называется Санкт-Петербургом, но любой житель города должен помнить о тех, кто погиб в блокадном городе, помогать и с большим уважением относиться к тем, кто чудом сумел пережить блокаду. В этот день, по всей стране зажигают свечи в память о погибших в блокаду. (Слайд 57)
 
Исполняют танец со свечами___________________________________
 (Слайд 58)
 
под песню «Ленинградцы» дети выстраиваются на полукруг на песню
Исполняют песню «Песня о блокаде» _________________________
(Слайд 59-62)
 
Не садятся на стульчики. Минута молчания.
 
Музыкальный руководитель: Давайте почтим память всех погибших в блокадном городе.
(Слайд 63)
 
Звучит метроном. После дети читать стихи.
  
Дети:
1.Вы все отстояли победу
Высокою самой ценой
Чтоб жил Ленинград-победитель!
Город наш -Город-Герой! (Слайд 64)
2. Пусть будет мир на всей планете
И пусть войны не знают дети
Пусть дети учатся, мечтают,
А горя и беды не знают!
3. Пусть солнце светит над землёй
И мир шагает по планете
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети. (Слайд 65)
4.  Пусть небо будет голубым,
     Пусть в небе не клубится дым,
     Пусть пушки грозные молчат
     И пулеметы не строчат
     Чтоб жили люди, города.
     Мир нужен на земле!  (Слайд 66)  
Музыкальный руководитель: Берегите наш город, любите наш город. Он - жемчужина нашей Родины. (Слайд 67)
Звучит песня про город Ленинград, Дети дарят цветы ветеранов и памятные подарки.
Слово блокадникам.
После все покидают музыкальный зал.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»