Прогулка в детском саду
Ицкевич Оксана Александровна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 72
Калининского района Санкт-Петербурга
Введение:
Задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Важным компонентом режима дня в детском саду является прогулка. Пребывание на свежем воздухе благоприятно сказывается на детском организме. Прогулки полезны в любую погоду. Главное одевать ребенка соответственно погодным условиям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. При создании методической разработки особое внимание уделено содержанию образовательного процесса детей дошкольного возраста на прогулке, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей
Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:
1. Наблюдения за сезонными изменениями живой и неживой природе. Закреплять знания детей о времени года. Развивать наблюдательность. Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад).
2. Трудовая деятельность. Приобщать ребенка к труду в природе – одна из задач воспитания. Какими видами труда может заниматься маленький человечек во время прогулки? Главное помнить, что труд для ребенка должен быть посильным! Это может быть подметание листьев , уборка дорожек от снега, пополнение песочницы песком, полив и окучивание растений. Трудовую деятельность на прогулке можно разделить на индивидуальную или коллективную.
3. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ни что так не закаляет организм ребенка, как двигательная активность на открытом воздухе. Организовать детей на подвижную игру не составит большого труда – они с удовольствием будут играть все вместе и сами предлагать различные, уже знакомые и любимые, подвижные игры.
4. Индивидуальная работа. Во время прогулки педагог проводит индивидуальную работу с детьми. В чем она заключается? Воспитатель знает, какие есть проблемы в развитии того или иного ребенка и постоянно пытается помочь ему в их решении. Можно подозвать ребенка к себе и вместе с ним, например, совершенствовать какое-либо физическое движение, которое не получалось у него, развивать счетную деятельность ,заучивание стихов, беседы др.
5. Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Это деятельность, где ребенок может подключить фантазию и свои интересы. Пообщаться с друзьями или побыть один. Как видим, прогулка у детишек насыщенная и интересная.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (старшая группа):
«ЗИМУШКА ЗИМА»
1 Задачи:
• обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке,
• создать эмоциональный комфорт у детей,
• стимулировать детей к включению в процесс двигательной активности,
• укреплять здоровье детей?
• развивать физические качества: ловкость, выносливость, скорость, точность,
• пробуждать у детей дух соревнования, стремление к победе.
Материал и оборудование: канат, снежки или мячики, синие и красные колпачки, санки, клюшки, цветные льдинки, ледянки для катания с горы, заранее построенная крепость и лунки в снегу, мандарины, цветные носы.
ХОД ПРОГУЛКИ
– Ребята, сегодня мы нашу прогулку посвятим зимним играм и забавам. Ведь морозная русская зима замечательное время для укрепления здоровья. Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – это хорошая закалка нашему организму. Посмотрите, как сегодня все в природе преобразилось, стало светлым, нарядным. Почему? (Ответы детей)
На дворах и на домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И.Никитин
– После снегопада воздух особенно чистый. Полюбуйтесь, какие высокие красивые сугробы.
На картине у зимы все бело от снега:
Поле, дальние холмы, изгородь, телега.
В.Лунин
– Подумайте и скажите, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте? (Ответы детей)
– Ребята, сейчас я вам расскажу о каком-то времени года, а вы отгадайте, как оно называется?
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
– Ребята, а вы любите играть? Назовите ваши любимые зимние игры и забавы. (Ответы детей). В старину на Руси существовала народная забава – перетягивание каната. Вот где были нужны и сила, и ловкость, и сноровка, и умение дружить и приходить на помощь товарищу. Хотите поиграть в перетягивание каната? Нужно разделиться на 2 команды. Посмотрим, какая команда сильнее.
Игра «Перетяни канат»
– Молодцы победители, а теперь перед нами крепость, чтобы попасть внутрь, нам нужно сбить все колпачки на ее стенах. А вот какая команда быстрее собьет все колпачки, та первая и окажется в крепости. Одна команда сбивает синие колпачки, другая красные. Эй ребята всей гурьбой выходи на снежный бой.
Игра «Взятие снежной крепости» (метание снежков или мячиков вдаль)
– Ребята, молодцы вы очень меткими оказались и сейчас посмотрим, что же в крепости. Но тут санки заждались, берите санки поскорей, играть нам будет веселей!
Игра-соревнование «Гонки санок» (Дети ездят на санках спиной вперед, отталкиваясь ногами.)
– От всех прошу внимания, предстоят соревнования, я за всеми наблюдаю, самых лучших выбираю. (Детям даются клюшки и цветные льдинки)
Игровое упражнение «Кто быстрее загонит льдинку в лунку?»
– Молодцы вы все ребята сильные, умелые, дружные, веселые, быстрые и смелые. Приглашаю детвору на веселую игру «Два Мороза». Давайте вспомним правила игры. (При помощи считалки выбираются 2 ребенка — Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос, им надевают носики)
Подвижная игра «Два Мороза»
–– Ребята, посмотрите друг на друга, как у вас горят глаза, я рада, что у вас появился румянец на щеках. Вы веселые, довольные, счастливые. Почему? А теперь пора нам в группу, сушить варежки и шубы. Предлагаю вам помочь друг другу отряхнуться от снега.
Литература:
1. «Физическая культура в дошкольном детстве» И.В.Полтавцева, И.А.Гордова
2. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Л.А.Уланова, С.О.Иордан
3. «Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева
2 . КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Цели и задачи:
•выявить и расширить представления детей о свойствах снега;
•развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в п/и по правилам, выбирать водящего с помощью считалок;
•умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (каток, скользить)
•закреплять знания о свойствах снега и льда. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Социально –коммуникативное развитие»
-развитие общения и взаимодействие детей
между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование
готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.
«Познавательное»
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.
«Речевое»
-владение речью как средством общения, обогащение активного словаря;
развитие связной
диалогической речи.
«Физическое»
-приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации
движений; формирование начальных представлений о зимних видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами.
Оборудование и материалы: маска лисы, кормушки, семена, конверт с иллюстрациями зимних игр на улице, мешочек с кубиками льда,
выносные игрушки, бутылочки 0,5 мл. с подкрашенной водой.
Ход Занятия:
Воспитатель:
Ребята, послушайте внимательно и попробуйте отгадать:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга
гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Я предлагаю вам быстро одеться и отправится на прогулку!
На площадке
1. Игровое упражнение «Гулять»
(дети выполняют движения согласно тексту)
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
2. Беседа
•Какого цвета больше всего на нашем участке? Почему?
•А вам нравится, когда много снега? Почему?
В жарких странах холодной зимы не бывает,
и поэтому дети в этих странах никогда не видели снега. Представьте, что мы приехали в Африку. Что вы можете африканским детям рассказать о снеге?
(Дети перечисляют известные им свойства снега: белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле в холодное время года. Из пушистых облаков падают на землю лёгкие снежинки. Они очень похожи на звёздочки, сияют и переливаются на солнышке)
А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках? (Дети читают известные им стихи)
•А кому плохо, когда много снега? Почему? (птицам, животным
трудно добывать себе пищу)
Вот лиса вышла на охоту...
3. Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель:
•формировать умение чётко говорить текст в игре;
•соблюдать правила игры.
•выбор водящего с помощью знакомой считалки.
Как помочь мы
сможем птицам? (подкормить)
(Дети отправляются к кормушкам, насыпают семечки)
Сюрпризный момент «Конверт» (с иллюстрациями зимних игр на улице)
4. Кого вы видите на картинках?
5. Что они делают?
6. Можно ли в такие игры играть летом? Почему?
7. Ребята, а из всякого ли снега мы зимой сможем слепить снеговика?
Да, можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается, снег бывает разный. В
морозные дни он хрустящий и рассыпчатый. А вот если немного потеплеет на улице, снег
станет липким. А какой сегодня денёк? Значит сегодня снег липкий, или рассыпчатый?
(Дети делают вывод самостоятельно)
8. Как называется место, где катаются на коньках?
9. А вы умеете кататься на коньках?
Скольжение по ледяным дорожкам выставляя одну ногу вперёд.
5. Сюрпризный момент
«Мешочек» (с кубиками льда)
•Что это?
•Какой лёд?
•Чем он отличается от снега?
•На что похож лёд?
•Чем отличается лёд от стекла?
•А бывает цветное стекло?
•А бывает цветной лёд?
•А как можно сделать цветной лёд?
Предложить детям из бутылок с подкрашенной водой залить цветные дорожки.
6. Самостоятельная деятельность
Предложить детям выносные игрушки (лопаты, саночки, мягкие игрушки)
Предложить построить горку для катания кукол.
7. Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Цель:
•развивать двигательную активность детей;
•соблюдать правила игры;
•продолжать учить выбирать водящего с помощью считалки.
8. Индивидуальная работа «Снайперы»
Цель:
•развивать глазомер у детей;
•умение придавать силу броску;
•вызвать радость игрой со снегом.
Воспитатель: Ребята, нашапрогулка заканчивается и нам нужно возвращаться в детский
сад.
9. Сбор уличных игрушек и уход в группу