Сценарий занимательного досуга по ПДД с детьми младшего дошкольного возраста
(в рамках проекта ГБДОУ №54 Калининского района г. Санкт-Петербурга «Безопасные сказки»)
(в рамках проекта ГБДОУ №54 Калининского района г. Санкт-Петербурга «Безопасные сказки»)
Приключения крокодильчика Кусаки на улицах города
Козлова Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ № 54
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 54
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: Формирование у детей элементарных навыков безопасного поведения на улицах города посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о правилах дорожного движения, правилах поведения на дороге, остановке, в транспорте;
- закрепить знание видов транспорта.
- сформировать навыки безопасного поведения на улице;
- развивать речь (связная речь, пополнение активного словаря), внимание;
- развивать физические качества (координацию движений, ловкость, быстроту).
- воспитывать культуру поведения (на мероприятии, на дороге, на улице, в транспорте);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать и радоваться достигнутому результату;
- воспитывать любознательность, активность;
- воспитывать умение работать в команде с детьми из других групп, слушать и слышать взрослого и друг друга.
Предварительная работа:
Беседы; настольные дидактические игры; рассматривание плакатов по ПДД; изучение дорожных знаков, правил поведения на дороге, в транспорте, на улице; чтение художественной литературы; заучивание стихов; отгадывание загадок, игры с макетом «Безопасная дорога к садику», подвижные игры.
Оборудование:
Напольная ширма, проектор, экран и ноутбук, музыкальный центр, 2 одинаковые мягкие игрушки крокодильчики (один обычный, один на штоке), мягкая игрушка Бабушка Крокодилица, изображения дорожных знаков, плакаты по ПДД, вывески «Зоопарк» и «Мороженое», карточки с изображением транспортных средств, магнитные светофоры на стойках с комплектом огней– 2 шт, пешеходный переход «зебра», большой надувной мяч, знак на штоке «Остановка автобуса», DVD «Смешарики. Азбука безопасности», пакеты с подарками и грамотами (по кол-ву групп)
Персонажи: Ведущий, кукловод за ширмой, Волк, Медведь, Лиса, Коза.
Звучит музыка, стоит ширма, украшенная дорожными знаками и плакатами по ПДД, на полу разложена «зебра». Выходит Ведущий.
ВЕД: Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Безопасности и я хочу рассказать вам еще одну Безопасную сказку. Разрешите познакомить вас с нашим гостем! (на ширме появляется крокодильчик на штоке) Его зовут Крокодильчик Кусака и приехал он к нам из далекой Африки. А вот зачем он приехал в наш большой город, вы сейчас узнаете! Однажды крокодильчик получил письмо от бабушки Крокодилицы, которая жила в зоопарке. Бабушка приглашала его приехать в гости. Крокодильчик так обрадовался! Он еще никогда не бывал в городе. Собрался он, сел в поезд и поехал.
Ребята, давайте и мы прокатимся на поезде вместе с Кусакой?
Интерактивная песенка: «Кто едет в поезде?» (дети поют и показывают движения вместе с Ведущим и музыкальным Руководителем)
ВЕД: Вышел из поезда крокодильчик на вокзале, огляделся:
Кусака: Ой, как много людей вокруг! Как интересно!
ВЕД: Обрадовался крокодильчик и побежал по улице. Увидел крокодильчик Кусака красивый мячик, который катился по проезжей части. (из-за ширмы выкатывается мяч)
Кусака: Ой, какой мячик красивый! Сейчас я его поймаю!
ВЕД : Выбежал Кусака на дорогу, по которой ехал грузовой автомобиль. (Скрип тормозов и удар) И пропал бы крокодильчик под колесами машины, если бы не Волк. (шток убирается, из-за ширмы вылетает крокодильчик без штока, Волк ловит крокодильчика, держит в руках и грозит пальцем)
ВОЛК: Что ты делаешь! Разве можно выбегать на дорогу, где ездят машины? Ты нарушил правила дорожного движения. Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам. А проезжая часть предназначена только для транспорта. Пешеходы не имеют права ходить по ней, а тем более играть возле проезжей части и неожиданно выбегать на нее. Водители не ожидают, что кто-то может появиться на дороге и не успеют затормозить. Может случиться беда! (кидает крокодила за ширму, появляется шток)
Кусака: Спасибо, Волчок, я обязательно это запомню. Я больше никогда не буду выбегать на дорогу!
ВЕД: Сказав это Кусака пошел дальше искать зоопарк. По дороге он встречал разные машины. Некоторые были ему совсем незнакомы! А вы, ребята, хорошо знакомы с машинами? И знаете какие из них ездят по земле? Какие плавают по воде? А какие летают по воздуху? Сейчас проверим! Давайте сыграем в игру.
Игра : «Едет, Летит, Плывет» (Волк показывает детям иллюстрации с изображением наземных, водных и воздушных транспортных средств, дети хором отвечают ЧТО ДЕЛАЕТ то или иное транспортное средство)
ВЕД: Крокодильчику было очень весело, он подпрыгивал и пел песенки, смотрел по сторонам. И тут на другой стороне улицы он заметил киоск, где продавали мороженое (вывеска на занавеске).
Кусака: Ах, как жарко! Я хочу попробовать мороженое! Пойду куплю! Но как мне перейти дорогу? (растерянно) Машины едут без остановки… И выходить на проезжую часть нельзя…
ВЕД: Крокодильчик, расстроенный, стоял на краю тротуара и не знал, что делать. Мимо него шел Медведь (выход медведя под музыку)
МЕДВЕДЬ: Ты что стоишь? Не знаешь, как перейти улицу?
Кусака: Не знаю. Знаю только, что выходить на дорогу нельзя.
МЕДВЕДЬ: Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходному переходу – наземному, его еще называют «зеброй» или подземному (Медведь показывает детям «зебру» и знаки). Все пешеходы обязаны соблюдать правила: прежде чем переходить дорогу, остановись на краю тротуара; внимательно посмотри налево и направо; убедись, что все машины находятся далеко от тебя или остановились, пропуская пешеходов; переходи проезжую часть быстрым шагом, но не беги; переходи дорогу под прямым углом, а не наискосок. А самым главным другом всех людей на дороге является Светофор! Смотри! (показывает на светофор) У него три волшебных глаза, красный, желтый и зеленый и он помогает нам безопасно переходить улицу! Красный свет означает «Стой! Переход запрещен!», желтый – «Приготовься и жди», зеленый - «Переход разрешен!» Ясно?
Кусака: Да! Спасибо, Мишка! Я обязательно подружусь со Светофором!
ВЕД: Ребята, а вы дружите со светофором? (дети хором отвечают) Давайте проверим:
Стихи про светофор. (по 1-2 чел. от группы) (вручаются медали)
ИГРА «Зажги светофор» (3+3 человека в двух командах: команда Ведущего и Медведя) (на стойках магнитные светофоры без огней, детям раздаются кружки – огни для светофора. Дети должны как можно быстрее правильно расположить разноцветные круги в соответствии с расположением цветов на светофоре: красный-желтый-зеленый. Побеждает та команда, которая сделала это правильно и быстрее. Победителям вручаются медали.)
ВЕД: Какие молодцы! Вы так хорошо изучили Светофор! Давайте-ка посмотрим про него мультфильм!
Просмотр м\ф: «Смешарики. Азбука безопасности. Пляшущие человечки»
ВЕД: Какой замечательный мультфильм мы сейчас посмотрели. Теперь мы с вами знаем, что существует не только светофор с тремя огнями, но и с двумя – специально для пешеходов! А наша сказка продолжается! Кусака шел по тротуару, мурлыча под нос песенку «Какой чудесный день!». Но лапки его устали, а зоопарка все не было видно.
Кусака: Поеду-ка я на автобусе!
ВЕД: Крокодильчик остановился на краю тротуара и стал ждать. Но автобусы проезжали мимо, не останавливаясь.
(звучит музыка, мимо быстро проходит Лиса)
Кусака: Ой-ой-ой-ой, тетушка Лиса, скажите, пожалуйста, где останавливается автобус?
ЛИСА: Правильно двигаться по улицам и понимать, что и где находится, пешеходам и водителям помогают дорожные знаки, посмотри вокруг себя (везде висят знаки). Знаки бывают разные, их много, и они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того, чтобы все, кто участвует в дорожном движении, и пешеходы, и водители, могли различать знаки. Есть знаки запрещающие, они всегда красного цвета они очень строгие, их нужно слушаться! Есть знаки разрешающие и информационные - они синие. Эти знаки рассказывают нам, что можно здесь делать или как найти нужное нам место. Тебе ведь нужно найти остановку автобуса?
ВЕД: Лисичка-сестричка, а давай проверим, как наши ребята знают знаки дорожного движения? А заодно поможем крокодильчику отыскать остановку!
Лиса: Я припасла для ребят викторину «Узнай знак» и мы сейчас поиграем!
ВИКТОРИНА «Узнай знак»
- Пешеходный переход
- Пешеходный переход запрещен
- Движение запрещено (кирпич)
- Подземный переход
- Велосипедная дорожка
- Велосипедное движене запрещено
- Остановка автобуса
(Детям Лиса показывает знаки, кроме «Остановки автобуса», они называют их. Вручаются медали. Последним показывает знак «Остановка автобуса»)
ЛИСА: Смотри, вот знак «Остановка автобуса», тебе туда.
Кусака: Спасибо тебе, Лиса, обязательно выучу все дорожные знаки!
(Лиса прощается и уходит
)
ВЕД: И Кусака пошел к автобусной остановке (на штоке знак «Остановка автобуса»).
Автобус пришлось долго ждать. Крокодильчик суетился, вертелся от нетерпения. А когда, наконец, автобус подошел, он, торопясь и расталкивая всех, забрался самый первый и уселся на сидение (убираем шток, сажаем на стул крокодильчика без штока). Рядом с ним села Коза (выходит под музыку и садится на стул, одной рукой шевелит крокодила, второй грозит ему пальцем)
КОЗА: Эх, Кусака, Кусака, ты совсем не умеешь себя правильно вести на остановке и в автобусе.
Кусака: А я не знаю, как нужно себя правильно вести? Ведь на автобусе я еду впервые!
ВЕД: И пока автобус ехал до зоопарка, Коза рассказала ему о правилах поведения пассажиров при посадке и в автобусе.
КОЗА: Если ты стоишь на остановке и ожидаешь автобуса, отойди подальше от края тротуара, стой спокойно, не выбегай на проезжую часть – это опасно; садись в автобус тогда, когда он полностью остановится, спокойно, без спешки и суеты, не толкаясь; в автобусе нужно уступать место пожилым людям, маленьким детям, инвалидам; ни в коем случае нельзя высовываться в окно и выставлять в него какие-либо предметы; нужно вести себя тихо и спокойно. И не забудь оплатить проезд! Безбилетных пассажиров называют «зайцами» и высаживают из автобуса.
ВЕД: За разговором они быстро доехали до остановки «ЗООПАРК». (на край ширмы перекидывается вывеска «Зоопарк»)
Кусака: Спасибо тебе, тетушка Коза, я все запомнил
ВЕД: А вы, ребята запомнили? А может Вы еще и другие правила поведения на дороге знаете? Сейчас проверим! Тетушка Коза, поиграй с ребятами в игру «Разрешается - запрещается» (Коза объясняет детям правила. Во время игры убирается крокодил за ширму и появляется шток)
Словесная ИГРА: «Разрешается-запрещается»
1. Идти толпой по тротуару…
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
2. Играть возле проезжей части…
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
3. Быть примерным пешеходом:.
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
4. Ехать "зайцем", как известно:
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
5. Уступить старушке место:
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
6. Переход при красном свете:
Все вместе: За-пре-ща-ет-ся!
7. При зеленом даже детям:
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
8. Уважать правила дорожного движения…
Все вместе: Раз-ре-ша-ет-ся!
ВЕД: Молодцы! Вы все запомнили верно! Спасибо тебе, тетушка Коза! До свидания! (Коза прощается и уходит)
ВЕД: Наконец Кусака увидел долгожданную вывеску Зоопарк и побежал к воротам зоопарка, где его ждала бабушка (На ширме появляется бабушка Крокодилица, обнимаются).
Когда крокодильчик Кусака встретился с бабушкой, они обнялись и он рассказал ей о своих приключениях, и поведал, что он теперь точно знает безопасную дорогу к зоопарку.
КУСАКА: Ой, ребята! Спасибо Вам огромное за то, что вы помогли мне выучить и запомнить правила дорожного движения! Я привез из Африки гостинцы и хочу вас угостить!
ВЕД: А я приготовила нашим Юным знатокам ПДД почетные грамоты и хочу вручить их вместе с тобой, Кусака! Пойдем скорее! (шток убирается, Ведущий берет из-за ширм Кусаку, грамоты и пакетики с конфетами и вручает подарки на группы)
ВЕД: Ну вот и подошла к концу наша сказка. Крокодильчик Кусака выучил правила и будет их соблюдать! А чтобы крокодильчик не забывал правила ДД, вы вместе со своими воспитателями сделайте занимательные книги - альбомы по ПДД. Что в них включить – подумайте сами. А Крокодильчик Кусака перед отъездом в родную Африку заглянет к Вам в гости, и вы сможете похвастаться своими работами.
А сейчас мы прощаемся с вами, дорогие ребята!
Соблюдайте правила и будьте здоровы!