В гостях у русских народных сказок
Захарова Любовь Павловна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга,
Актуальность проекта.воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга,
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни.
Сказки любят и взрослые, и дети. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости и т. д. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны такие черты характера как отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка.
Тип проекта: познавательный.
По продолжительности: среднесрочный – 3 месяца.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников группы.
Продукт проекта:
- выставка детских работ на тему: «Мой любимый сказочный герой»;
- инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Цель проекта: сформировать у детей представление о русских народных сказках, познакомить с их особенностями, структурой и видами.
Задачи проекта:
- Расширить представление детей о русских народных сказках.
- Закрепить знание содержания русских народных сказок.
- Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
- Обогащать словарь ребёнка, развитие грамматического строя, связной речи.
- Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
- Развивать у детей умения рисовать, лепить, создавать простые композиции совместно с взрослыми и самостоятельно по мотивам русских народных сказок.
- Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок; формировать желание быть похожими на положительных героев.
- Дети познакомятся с некоторыми русскими народными сказками, будут знать их содержание.
- Научатся в играх-драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
- Речь детей станет более связной и выразительной.
- Пробуждение у детей интереса к книгам, их рассматриванию.
- Развитие у детей творческих способностей, воображения.
- Дети узнают, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; познакомятся с понятиями: добро и зло, честность, справедливость.
- Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.).
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Первый этап включает в себя:
- Определение темы проекта.
- Подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Подбор и изготовление декораций, костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности.
- Составление перспективного плана мероприятий.
Второй этап проекта представлен в таблице «Перспективный план мероприятий» ниже.
Перспективный план мероприятий
Месяц | Неделя | Мероприятия |
Формы и методы работы с детьми. | ||
Октябрь | 1 | Беседа на тему: «Русские народные сказки: особенности, структура и виды». Показ презентации на данную тему. |
2 | Чтение сказки «Колобок», обр. К. Ушинского; прослушивание сказки в аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ кукольного театра «Колобок». Лепка из пластилина «Колобок». |
|
3 | Чтение сказки «Теремок», обр. Е. Чарушина; прослушивание сказки в аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций к сказке. Театр на фланелеграфе «Теремок». Конструирование «Теремок для игрушек». |
|
4 | Чтение сказки «Лиса и заяц»; прослушивание сказки в аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций к сказке. Показ настольного театра «Лиса и заяц». Работа с раскрасками. |
|
Ноябрь | 1 | Чтение сказки «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; прослушивание сказки в аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа на тему: «Кто пришёл к нам в дом». Аппликация «Домик для козлят» с использованием бросового материала. |
2 | Чтение сказки «Гуси-лебеди»; прослушивание сказки в аудиозаписи. Рассматривание иллюстраций к сказке. Рисование «Яблонька» (коллективная работа). |
|
3 | Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Лиса и Заяц», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди». Отгадывание загадок про героев русских народных сказок. |
|
4 | Д/и «Узнай сказку по предмету», «Угадай героя сказки»; п/и «Гуси-гуси»; игровое упражнение «Пройди как герои сказок» (проскачи как лягушка, пройди как медведь и т. д.); настольно-печатные игры «Сказочное лото», «Составь картинку». | |
Декабрь | 1-2 | Разучивание сказки «Теремок». |
1-2 | Выставка детских работ на тему: «Мой любимый сказочный герой». | |
3 | Инсценировка сказки «Теремок». | |
Формы и методы работы с родителями. | ||
Октябрь | 1-2 | Беседы с родителями о важности проекта. Оформление папки-передвижки «Сказка в жизни ребенка». |
4 | Распечатка раскрасок для детей. | |
Ноябрь | 3-4 | Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой». |
Декабрь | 1-2 | Изготовление костюмов и атрибутов для инсценировки сказки «Теремок». |
Методическое обеспечение. | ||
Октябрь | 1 | Подготовка презентации для детей на тему: « Русские народные сказки: особенности, структура и виды»; оформление работы в папку. |
2 | Оформление папки-передвижки для родителей «Сказка в жизни ребёнка». | |
2-4 | Подборка аудиозаписей русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц». | |
4 | Подбор игрушек, изготовление декораций для настольного театра «Лиса и заяц». | |
Ноябрь | 1-2 | Подборка аудиозаписей русских народных сказок «Волк и козлята», «Гуси-лебеди». |
3 | Составление картотеки «Загадки про героев русских народных сказок». | |
4 | Изготовление игр. | |
Организации развивающей предметно-пространственной среды группы. | ||
Декабрь | 1-2 | Оформление книжного уголка; изготовление книжек-малышек. Изготовление декораций для инсценировки сказки «Теремок». |
III ЭТАП. ИТОГОВЫЙ.
Третий этап проекта включает: выставку детских работ на тему: «Мой любимый сказочный герой» и инсценировку русской народной сказки «Теремок».
С помощью разработанного мною проекта дети познакомились с некоторыми русскими народными сказками; научились в играх-драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя. Речь детей стала более связной и выразительной. Данный проект способствует пробуждению у детей интереса к книгам, их рассматриванию, развитию у детей творческих способностей, воображения.