Сценарий познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста
День Российской науки
Феоктистова Наталья Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Цель: формировать представления о знаменитых ученых и их открытиях и изобретениях, способствовать возникновению интереса к наукам. к учебной деятельности.воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Развитие познавательной активности.
Развитие связной устной речи детей, коммуникативной культуры.
Формирование умения применять знания на практике.
Воспитание чувтсва гордости за свою страну и соотечественников.
Ход мериприятия
I. Организационный момент.
II. Воспитатель сообщает тему досуга и предлагает ответить на вопросы.
Наука - что значит это слово?
Как вы представляете себе ученого?
Чем занимаются ученые?
II. Воспитатель сообщает тему досуга и предлагает ответить на вопросы.
Наука - что значит это слово?
Как вы представляете себе ученого?
Чем занимаются ученые?
Ответы детей.
Какие вы знаете пословицы об ученых и науке? Объясните смысл пословицы. Ведущий может выбрать 3-4 пословицы из предложенных и вместе с детьми постараться разъяснить их.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука даром не дается - наука трудом берется.
Наука дает крылья уму.
Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки.
Без букв и грамматики не научиться и математике.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
С книгой поведешься - ума наберешься.
III. Воспитатель рассказывает о Дне Российской науки, сопровождая рассказ демонстрацией презентации.
(Слайд 1. Название презентации на фоне российского флага)
8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжени Петра I в России была основана Академия наук.
7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации был установлен День Российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник установлен: "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук".
(Слайд 2. Изображение здания Кунсткамеры и памятной медали с надписью "Российская Акадения наук")
Основной целью деятельности Российской Академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
(Слайд 3. Изображение Здания Президиума Российской Академии наук в Москве на Воробьевых горах)
В настоящее время в структуру Российской Академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.
Много великих ученых из России внесли свой вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искуственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
(Слайд 4. Портрет М.В.Ломоносова) Несомненно, что величайшим именем в истории российской науки является имя М.В.Ломоносова.
"...Историк,Химик,
Механик, Геолог,
Художник и Стихотворец,
он все испытал и все прошел..." - так писал о нем А.С.Пушкин.
М.В.Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.
(Слайд 5. Портрет Д.И.Менделеева и изображение его периодической системы элементов)
Сегодня День рождения празднует не только российская наука. В этот день родился великий русский ученый, известный нам как создатель периодической системы химических элементов, Дмитрий Иванович Менделеев.
(Слайд 6. Портрет С.В.Ковалевской) Софья Васильевна Коваелвская - русский математик и механик. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор математики.
Кроме основных трудов по математическому анализу, механике, астрономии ей принадлежат и романы: "Нигилистика", "Воспоминания детства".
(Слайд 7. Портрет А.С.Попова и изображение его радио и приемной установки, 1895 г.) Знаете ли вы человека, с именем которого связаны создание радиоприемника и вообще принцип беспроволочной передачи информации?
Это А.С. Попов - изобретатель радио.
(Слайд 8. Портет К.Э.Циолковского, чертеж первого космического корабля из его рукописи "Свободное пространство", 1883 г.) Константина Эдуардовича Циолковского считают основоположником мировой космонавтики. В детстве он самостоятельно занимался самообразованием, работал до конца своих дней учителем физики и математики в Калуге. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
(Слайд 9. Портрет С.П.Королева, изображение искуственного спутника Земли и первого космонавта Ю.Гагарина)
Сергей Павлович Королев является создателем советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Благодаря его идеям был осуществлен запуск первого искуственного спутника Земли и полет первого космонавта, Ю.Гагарина.
(Слайд 10. Портрет А.Н.Туполева, изображения созданных им самолетов)
Андрей Николаевич Туполев - великий российский авиаконструктор, генерал-полколвник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелетов, одиниз которых - перелет В.П.Чкалова и М.М.Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России и во многие страны мира.
(Слайд 11. Список лауреатов Нобелевской премии из России с 1904 года по 2010 год)
Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году стал академик И.П.Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее в 1908 году, - И.И.Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик Константин Сергеевич Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двухмерного материала графена.
(Слайд 12. Портрет К.С.Новоселова и изображение кристаллической решетки графена) Графен способен образовывать слой толщиной в один атом. Это свойство позволяет использовать его в наноэлектронике.
IV. Воспитатель. (Демонстрация опытов) Зная свойства различных веществ, можно провести интересные опыты. Некоторые из них мы сейчас и проведем.
Опыт 1. Пляшущая яичная скорлупа. Если взять тарелку, смоченную водой, на ее край поставить верхушку яичной скорлупы с закрепленной на ней бумажной фигуркой и начать поворачивать тарелку так, будто катаем на ней шарик, то скорлупа начнет вертеться, как волчек, и одновременно вращаться по краю тарелки.
Это вращение происходит из-за действия центробежной силы. Вода, смачивающая край тарелки, удерживает скорлупу и недает ей соскользнуть на пол.
Опыт 2. Он связан с веществами, которые могут менять цвет, если встречаются с другими веществами. Их называют индикаторами.
Возьмем три стакана с водой. В одном из них растворим немного фенолфталеина. Во второй стакан, воды в нем примерно 1\3 стакана, капнем пипеткой 2-3 капли расвора фенолфталеина. В третий стакан - насыплем 1 чайную ложку кальценированой соды.
Жидкости во втором и третьем стаканах бесцветные. Но если мы нальем жидкость из второго стакана в третий, получится ярко-малиновыйцвет!
Если туда же добавить немного уксуса, жидкость снова станет бесцветной.
Фенолфталеин - индикатор, он делается малиновым в присутствии щелочи (соды). При добавлении уксуса щелочь вступвает в реакцию с кислотой и нейтрализуется.
V. Заключение. Интересуйтесь науками. Вас ждет много интересного и еще не открытого.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука даром не дается - наука трудом берется.
Наука дает крылья уму.
Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки.
Без букв и грамматики не научиться и математике.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
С книгой поведешься - ума наберешься.
III. Воспитатель рассказывает о Дне Российской науки, сопровождая рассказ демонстрацией презентации.
(Слайд 1. Название презентации на фоне российского флага)
8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжени Петра I в России была основана Академия наук.
7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации был установлен День Российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник установлен: "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук".
(Слайд 2. Изображение здания Кунсткамеры и памятной медали с надписью "Российская Акадения наук")
Основной целью деятельности Российской Академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
(Слайд 3. Изображение Здания Президиума Российской Академии наук в Москве на Воробьевых горах)
В настоящее время в структуру Российской Академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.
Много великих ученых из России внесли свой вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искуственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
(Слайд 4. Портрет М.В.Ломоносова) Несомненно, что величайшим именем в истории российской науки является имя М.В.Ломоносова.
"...Историк,Химик,
Механик, Геолог,
Художник и Стихотворец,
он все испытал и все прошел..." - так писал о нем А.С.Пушкин.
М.В.Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.
(Слайд 5. Портрет Д.И.Менделеева и изображение его периодической системы элементов)
Сегодня День рождения празднует не только российская наука. В этот день родился великий русский ученый, известный нам как создатель периодической системы химических элементов, Дмитрий Иванович Менделеев.
(Слайд 6. Портрет С.В.Ковалевской) Софья Васильевна Коваелвская - русский математик и механик. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор математики.
Кроме основных трудов по математическому анализу, механике, астрономии ей принадлежат и романы: "Нигилистика", "Воспоминания детства".
(Слайд 7. Портрет А.С.Попова и изображение его радио и приемной установки, 1895 г.) Знаете ли вы человека, с именем которого связаны создание радиоприемника и вообще принцип беспроволочной передачи информации?
Это А.С. Попов - изобретатель радио.
(Слайд 8. Портет К.Э.Циолковского, чертеж первого космического корабля из его рукописи "Свободное пространство", 1883 г.) Константина Эдуардовича Циолковского считают основоположником мировой космонавтики. В детстве он самостоятельно занимался самообразованием, работал до конца своих дней учителем физики и математики в Калуге. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
(Слайд 9. Портрет С.П.Королева, изображение искуственного спутника Земли и первого космонавта Ю.Гагарина)
Сергей Павлович Королев является создателем советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Благодаря его идеям был осуществлен запуск первого искуственного спутника Земли и полет первого космонавта, Ю.Гагарина.
(Слайд 10. Портрет А.Н.Туполева, изображения созданных им самолетов)
Андрей Николаевич Туполев - великий российский авиаконструктор, генерал-полколвник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелетов, одиниз которых - перелет В.П.Чкалова и М.М.Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России и во многие страны мира.
(Слайд 11. Список лауреатов Нобелевской премии из России с 1904 года по 2010 год)
Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году стал академик И.П.Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее в 1908 году, - И.И.Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик Константин Сергеевич Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двухмерного материала графена.
(Слайд 12. Портрет К.С.Новоселова и изображение кристаллической решетки графена) Графен способен образовывать слой толщиной в один атом. Это свойство позволяет использовать его в наноэлектронике.
IV. Воспитатель. (Демонстрация опытов) Зная свойства различных веществ, можно провести интересные опыты. Некоторые из них мы сейчас и проведем.
Опыт 1. Пляшущая яичная скорлупа. Если взять тарелку, смоченную водой, на ее край поставить верхушку яичной скорлупы с закрепленной на ней бумажной фигуркой и начать поворачивать тарелку так, будто катаем на ней шарик, то скорлупа начнет вертеться, как волчек, и одновременно вращаться по краю тарелки.
Это вращение происходит из-за действия центробежной силы. Вода, смачивающая край тарелки, удерживает скорлупу и недает ей соскользнуть на пол.
Опыт 2. Он связан с веществами, которые могут менять цвет, если встречаются с другими веществами. Их называют индикаторами.
Возьмем три стакана с водой. В одном из них растворим немного фенолфталеина. Во второй стакан, воды в нем примерно 1\3 стакана, капнем пипеткой 2-3 капли расвора фенолфталеина. В третий стакан - насыплем 1 чайную ложку кальценированой соды.
Жидкости во втором и третьем стаканах бесцветные. Но если мы нальем жидкость из второго стакана в третий, получится ярко-малиновыйцвет!
Если туда же добавить немного уксуса, жидкость снова станет бесцветной.
Фенолфталеин - индикатор, он делается малиновым в присутствии щелочи (соды). При добавлении уксуса щелочь вступвает в реакцию с кислотой и нейтрализуется.
V. Заключение. Интересуйтесь науками. Вас ждет много интересного и еще не открытого.
Литература
Лаврова С.А.Занимательная химия. Методическое пособие для взрослых.Для чтения взрослыми детям. - М.: "Белый город", 2013.
Том Тит. Продолжаем научные забавы: интресные опыты, фокусы, самоделки/пер. с фр. -М.:Издательский дом Мещерякова, 2012.
Том Тит. Продолжаем научные забавы: интресные опыты, фокусы, самоделки/пер. с фр. -М.:Издательский дом Мещерякова, 2012.