Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста

День Российской науки

 
Феоктистова Наталья Геннадьевна, 
воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга

 
Цель: формировать представления о знаменитых ученых и их открытиях и изобретениях, способствовать возникновению интереса  к наукам. к учебной деятельности.
Задачи:
Развитие  познавательной активности.
Развитие связной устной речи детей, коммуникативной культуры.
Формирование умения применять знания на практике.
Воспитание чувтсва гордости за свою страну и соотечественников.
Ход мериприятия
I. Организационный момент.
II. Воспитатель сообщает тему досуга и предлагает ответить на вопросы.
Наука - что значит это слово?
Как вы представляете себе ученого?
Чем занимаются ученые?
Ответы детей.
Какие вы знаете пословицы об ученых и науке? Объясните смысл пословицы. Ведущий может выбрать 3-4 пословицы из предложенных и вместе с детьми постараться разъяснить их.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Наука даром не дается - наука трудом берется. 
Наука дает крылья уму.
Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки.
Без букв и грамматики не научиться и математике.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
С книгой поведешься - ума наберешься.
III. Воспитатель рассказывает о Дне Российской науки, сопровождая рассказ демонстрацией презентации.  
(Слайд 1. Название презентации на фоне российского флага)
8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжени Петра I в России была основана Академия наук.
7 июня 1999 года Указом Президента Российской Федерации был установлен День Российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник установлен: "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук".
 (Слайд 2. Изображение здания Кунсткамеры и памятной медали с надписью "Российская Акадения наук")
Основной целью деятельности Российской Академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
(Слайд 3. Изображение Здания Президиума Российской Академии наук в Москве на Воробьевых горах)
В настоящее время в структуру Российской Академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров.
Много великих ученых из России внесли свой вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искуственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
(Слайд 4. Портрет М.В.Ломоносова) Несомненно, что величайшим именем в истории российской науки является имя М.В.Ломоносова.
"...Историк,Химик,
Механик, Геолог,
Художник и Стихотворец,
он все испытал и все прошел..." - так писал о нем А.С.Пушкин.
М.В.Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, химии, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.
(Слайд 5. Портрет Д.И.Менделеева и изображение его периодической системы элементов)
Сегодня День рождения празднует не только российская наука. В этот день родился великий русский ученый, известный нам как создатель периодической системы химических элементов, Дмитрий Иванович Менделеев.
(Слайд 6. Портрет С.В.Ковалевской) Софья Васильевна Коваелвская - русский математик и механик. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор математики.
Кроме основных трудов по математическому анализу, механике, астрономии ей принадлежат и романы: "Нигилистика", "Воспоминания детства".
(Слайд 7. Портрет А.С.Попова и изображение его радио и приемной установки, 1895 г.)   Знаете ли вы человека,  с именем которого связаны создание радиоприемника и вообще принцип беспроволочной передачи информации?
Это А.С. Попов - изобретатель радио.
(Слайд 8. Портет К.Э.Циолковского, чертеж первого космического корабля из его рукописи "Свободное пространство", 1883 г.) Константина Эдуардовича Циолковского считают основоположником мировой космонавтики. В детстве он самостоятельно занимался самообразованием, работал до конца своих дней учителем физики и математики в Калуге. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.
(Слайд 9. Портрет С.П.Королева, изображение искуственного спутника Земли и первого космонавта Ю.Гагарина)  
Сергей Павлович Королев является создателем советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Благодаря его идеям был осуществлен запуск первого искуственного спутника Земли и полет первого космонавта, Ю.Гагарина.
(Слайд 10. Портрет А.Н.Туполева, изображения созданных им самолетов)
 Андрей Николаевич Туполев - великий российский авиаконструктор, генерал-полколвник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелетов, одиниз которых - перелет В.П.Чкалова и М.М.Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России и во многие страны мира.
(Слайд 11. Список лауреатов Нобелевской премии из России с 1904 года по 2010 год)
Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году стал академик И.П.Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее в 1908 году, - И.И.Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик Константин Сергеевич Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двухмерного материала графена.
(Слайд 12. Портрет К.С.Новоселова и изображение кристаллической решетки графена) Графен способен образовывать слой толщиной в один атом. Это свойство позволяет использовать его в наноэлектронике.
IV. Воспитатель. (Демонстрация опытов) Зная свойства различных веществ, можно провести интересные опыты. Некоторые из них мы сейчас и проведем.
Опыт 1. Пляшущая яичная скорлупа. Если взять тарелку, смоченную водой, на ее край поставить верхушку яичной скорлупы с закрепленной на ней бумажной фигуркой и начать поворачивать тарелку так, будто катаем на ней шарик, то скорлупа начнет вертеться, как волчек, и одновременно вращаться по краю тарелки.
Это вращение происходит из-за действия центробежной силы.  Вода, смачивающая край тарелки, удерживает скорлупу и недает ей соскользнуть на пол.
Опыт 2. Он связан с веществами, которые могут менять цвет, если встречаются с другими веществами. Их называют индикаторами.
Возьмем три стакана с водой. В одном из них растворим немного фенолфталеина. Во второй стакан, воды в нем примерно 1\3 стакана, капнем пипеткой 2-3 капли расвора фенолфталеина. В третий стакан - насыплем 1 чайную ложку кальценированой соды.
Жидкости во втором и третьем стаканах бесцветные. Но если мы нальем жидкость из второго стакана в третий, получится ярко-малиновыйцвет!
Если туда же добавить немного уксуса, жидкость снова станет бесцветной.
Фенолфталеин - индикатор, он делается малиновым в присутствии щелочи (соды). При добавлении уксуса щелочь вступвает в реакцию с кислотой и нейтрализуется.
V. Заключение.  Интересуйтесь науками. Вас ждет много интересного и еще не открытого.
Литература
Лаврова С.А.Занимательная химия. Методическое пособие для взрослых.Для чтения взрослыми детям. - М.: "Белый город", 2013.
Том Тит. Продолжаем научные забавы: интресные опыты, фокусы, самоделки/пер. с фр. -М.:Издательский дом Мещерякова, 2012.

 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»