Конспект прогулки в старшей группе
Березка – «Символ Росси»
Чебан Варвара Степановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №28
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Вступление
Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ №28 Петродворцового р-на.
Направленность группы – общеразвивающая
Состав группы – 23 человек: девочек – 11, мальчиков – 12.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развиьтие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Технологии:
- Коммуникативные; технология развивающего обучения
Цель: обобщение представлений детей о березе – символе Родины через наблюдения в природе.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять представления о характерных особенностях березы
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к наблюдениям в природе;
- расширять словарь признаков;
- развивать интонационную выразительность речи;
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- прививать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о березе.
Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Передышка» (рассказ о березе); сказка «Дурак и береза»… Чтение стихов: А. Прокофьев: «Люблю березку русскую», С. Есенин «Белая береза под моим окном…»; загадки о деревьях, пословицы.
Игры на развитие наблюдательности («Что изменилось?», «Кто заметил?» …); художественное творчество; словотворчество (придумывание загадок, диалогов между деревьями и другое); разучивание стихотворений; труд в природе; циклические наблюдения; создание альбома «Наблюдение».
Материал и оборудование: колокольчик (свисток), деревянные игрушки, лопатки, ведра, для свободной деятельности: песочные наборы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, мячи…
Ход прогулки:
I. Выход на прогулку.
Воспитатель с первой подгруппой детей выходит на улицу. Обращает внимание детей:
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Летает, не летает».
Проводится игра с детьми.
На улицу выходит вторая подгруппа. Воспитатель обращает внимание на красоту зимнего пейзажа:
Воспитатель: Где вы видите красоту? (Ответы детей). Как прекрасна родная природа!
II. Сюрпризный момент: дети замечают на участке желтый березовый листок, на котором что-то написано. Дети просят воспитателя прочитать, что там написано.
Воспитатель выполняет просьбу детей, читает:
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Кто-то догадывается, что это загадка. Дети разгадывают загадку.
- Молодцы! Это - дерево. А на нашем участке растут деревья? Какие? Кто определил, с какого дерева этот листик? (Воспитатель показывает на найденный листик с загадкой) А где вы видите березу на нашем участке? Подойдите, пожалуйста, к березе, покажите мне ее (дети подходят к березе).
III. Наблюдения.
- Ближний план. Диалог воспитателя с детьми:
- А почему вы решили, что это береза? (Дети называют отличительные признаки березы, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами)
- Чем береза отличаются от рябины, клена, осины,других деревьев? Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать? (У нее белый ствол черными пятнами).
- Давайте погладим кору березы. Какая она? Гладкая или шероховатая? Твердая или мягкая? (Кора березы гладкая и теплая, у неё есть трещинки- чечевички).
- А как дышит береза? (Через эти чечевички).
- Ребята, а что такое береста? (Это поверхностный слой коры).
- Для чего дереву нужна береста? (Береста защищает деревья).
- А кто живет под корой деревьев? Жучки, червячки.
- А кто березе и другим деревьям помогают избавиться от этих вредных насекомых? (Птицы)
2. Дальний план. Диалог воспитателя с детьми:
- А теперь отойдем подальше: встаньте к березе спиной и сделаемпо 5 шагов на южную сторону участка. Молодцы. Теперь мы можем повернуться к нашей березке и продолжить наши наблюдения. Давайте сравним березу с другими деревьями.
- Какие деревья выше?
- А как отличаются ветки? (У березки ветви опущены вниз – у клена смотрят (поднимаются) вверх
- А почему березу называют кудрявой? (У нее много тоненьких веточек).
- А где листва у берёзы?
- Зачем падают листья осенью? Какими они были прежде чем опали? Почему ее листья были желтыми? (Мало света и тепла, короче день, холодно).
- А как называется этот процесс? (Листопад).
-
Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. - Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
- Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?
- Как называют лес, в котором растут одни берёзы? (Березовая роща).
- А какую пользу приносит береза людям? (Радует людей своей красотой, дает тень летом, очищает воздух, птички усаживаются на ветки, кормятся насекомыми, песенки поют, а нам приятно слушать их).
- Как вы думаете, береза живая или нет? Почему?
3. Игра-перевоплощение.
Воспитатель:
- Представьте, что вы березки, а все вместе – березовая роща. Я буду называть разные явления, а вы должны будете показать мимикой, что чувствуете, а дерево, до которого я дотронусь волшебной палочкой, станет волшебным и еще скажет, что чувствует.
Воспитатель говорит:
- Светит ласково солнышко. (После каждой реплики дети-березки мимикой передают чувства дерева).
- Дождь пошел, поливает березки.
- Легкий ветерок подул, ласково обнимает деревья.
- Птички прилетели, чудесные песни поют.
- В тени березки играют дети.
- Вдруг один мальчик стал тянуться к нижней ветке (воспитатель подходит к одному воспитаннику-березке) этой березки и стал ломать ее.
Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до соседней березки:
- Что чувствует твоя березка-подружка? Ей больно? Ты можешь ей помочь?
Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до другой березки:
- Березка может сказать, что ей больно?
Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до следующей березки:
- А убежать, если кто-то ломает ветки? (Нет).
Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до другой березки:
- Эта березка снова Машенька.
- А Маша может убежать, когда ей хотят причинить боль? Сказать, что ей больно, и даже заплакать?
4. Аналитическая деятельность.
Воспитатель обводит всех детей-берез волшебной палочкой:
- Все березки снова ребятки.
Воспитатель обращается к детям:
- Можно обижать деревья? Почему?
- А вы говорите, когда вам делают больно?
- А если вы поранитесь? Разбили коленки?
- Чем можно помочь дереву, если ему навредили.
Ответы детей обобщить.
5. Комплимент березе.Воспитатель предлагает детям:
- А как мы можем порадовать, что мы можем подарить березке? Давайте подарим добрые ласковые слова. Как мы можем назвать березу? (Березонька, русская красавица, белоствольная березка, кудрявая красавица…)
6. Слово воспитаиеля.
- Береза – дерево, которое олицетворяет русскую природу. Это символ нашей Родины. Вы уже знаете, что березу воспевают в своих произведениях поэты и писатели, музыканты дарят березоньке свои песни, художники пишут с них картины. И каждый прохожий любуется ее необыкновенной красотой. А человеку, оказавшемуся на чужбине, березка при встрече напоминает о Родине.
- Березу и другие деревья надо беречь от огня, нельзя вырубать деревья без надобности, зимой от холода: надо закрывать ствол березы снегом, чтобы корни не замерзли, а летом березе помогает солнце и дождик.
- Мы поможем нашей березе:
IV/ Трудовая деятельность: сбор сломанных веточек березы (если накануне был ветер) или окучивание березки снегом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо потрудились. За это березка говорит нам «спасибо».
Литература
И.В. Кравченко Прогулки в детском саду, М: «Сфера», 2008
М.Н. Сигимова Познание мира растений, Волгоград, «Учитель», 2009
Интернет ресурсы