Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Семейная гостиная

Влияние народных традиций на развитие и воспитание ребенка

Хохлова Ирина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ центр развития ребенка – детский сад №23
Красносельского района Санкт-Петербурга

Участники проекта: • родители • дети 5-6 лет • воспитатели группы • специалисты: музыкальный руководитель Цели: 1. Воспитывать любовь к традициям русского народного творчества 2. Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа. 3. Формирование у детей и родителей интереса к русским народным традициям на основе активного участия в семейных праздниках. Задачи: Встреча №1 1.Приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры. 2.Знакомить с устным народным творчеством: сказки, пословицы, поговорки, частушки и т.д. Встреча №2 1.Создавать условие для развития семейного творчества. 2.Знакомство с русским народным обрядовым праздником "Святки". Встреча №3 1.Способствовать укреплению внутрисемейных отношений. 2.Знакомство с семейным праздником "День Ангела" Предварительная работа: • Изучение проблемы: тестирование, анкетирование, обсуждение художественной литературы по теме, домашние задания. • Подборка подвижных игр по теме. • Подборка пословиц, поговорок, колядок, частушек. • Консультации для родителей по подготовке праздника "День Ангела" • Подборка сценария праздника "Святки" • Составление плана Рекомендации к проведению: 1. "Хозяева " - воспитатели и дети 2. "Гости " - родители 3. Последовательность проведения. Беседа с родителями на тему: " Азы семейно-обрядовой культуры ". Родители делятся собственным опытом общения в семье, нормами поведения, традициями, что позволяет остальным семьям обогатиться новыми идеями. Организация инсценировки, участие детей и родителей в народном обрядовом празднике " Святки ". Изготовление атрибутов (костюмы, выпечка). 4. Решение проблемных ситуаций. Порекомендовать родителям чтение педагогической литературы. Посещение театров, музеев, фестивалей и т.д. Методы проведения: • Беседа • Рассказ • Инсценировка • Показ • Тестирование • Анкетирование Встреча №1 " Осенние посиделки " Хозяева: воспитатели и дети Гости: родители Гости здороваются. Хозяева радостно встречают гостей. Вступительное слово воспитателя: В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб засыпан в закрома - коротали осенние вечера люди вместе, устраивались посиделки. А чтобы дело спорилось, песню затянут, шуткой перебросятся, сказочку расскажут. Давайте мы устроим такие посиделки. I "Круг знакомств " Родители делятся опытом, обмениваются премудростями: • А у нас в семье знают и любят… (пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, и т.д.) • Народное устное творчество помогает прививать детям любовь к труду, уважению к старшим, правилам и нормам поведения в обществе, традициям семьи. • Соприкосновение с народным творчеством в раннем детстве пробуждает душу, воспитывает в ребенке чувство красоты, любознательность. II Хозяйка Гостям предлагается послушать частушки-припевки, которые исполняют дети. - Запевайте-ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей! Мальчики: Девочки - беляночки, где вы набелилися? Девочки: Мы вчера коров доили - молоком умылись! Мальчики: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь, На дубу свинья пасется, в бане парится медведь. Девочки: Ваня-Ваня, простота, купил лошадь без хвоста, сел задом наперед и поехал в огород! Мальчики: Эх, топну ногой, да прихлопну другой, устоять не смогу – характер такой! Девочки: Про ребят и про игрушки сочиняли мы частушки. Прежде чем их сочинять стали петь и танцевать. Мальчики: Ты играй повеселее, балалайка - три струны! Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь – плясуны! Объявляем презентацию: «На лучшее исполнение частушек» (ребенок вместе с родителями исполняют частушки, рассказывают какие бывают частушки, кто их придумывает) • Четырехстрочные песенки • Плясовые частушки • "Семеновна" • Двухстрочные песенки – страдания • "Яблочко" • Народная частушка • Самодеятельная частушка III Хозяйка - Весело у нас поют. Любите веселье! А русские люди любили и трудиться! "Дело верши, да не спеши! " "Не спеши языком, а спеши делом!" "Без труда, нет добра! " Дети и взрослые продолжают называть пословицы, поговорки, загадки о труде. Хозяйка: - На Руси всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над ленивым посмеивались. Инсценировка: "Тит, иди молотить" IV Хозяйка: - Кто трудился от души, веселись теперь, пляши. Хозяйка загадывает загадку про капусту. Проводятся русские народные игры "Капуста", "В сову". V Творческая мастерская «Умелые ручки» Хозяйка: Много у нас гостей, А много гостей много и новостей. Рассаживайтесь поудобнее - посидим, О том, о сем поговорим. Родители рассказывают о вышивании и вязании. Хозяйка: - Вот так проводили осенние вечера за любимым рукоделием. давайте и мы возьмем дело в руки. Хозяйка предлагает детям и родителям сделать аппликацию из цветной бумаги и ткани на тему: "Любимая народная сказка". VI Гостевой стол Хозяйка: - Не красна изба углами, а красна пирогами. Проходите, гости дорогие, за столы, угощение готово, чай, да пироги. Все садятся за столы. Праздник заканчивается чаепитием. Встреча № 2: Праздник «Святки» (Святочные гуляния) (на улице) (Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа) Хозяева: Воспитатели и дети Гости: Родители Хозяюшка: - Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаем вас на праздник. Праздничный период от Рождества до Крещения на Руси называются святками. Святки – праздник веселья, Мира и православия! Игры, наряды, гадания, Пляски и колядования. Примерный сценарий праздника «Святки» и отдельные фрагменты «Рождественских колядок» смотри в приложении. Хозяева: - Играли вы на удивление – заслужили угощенье. Дети угощают гостей конфетами, печеньями, пряниками и прощаются с ними. Встреча № 3 «День Ангела - Семейный праздник» Хозяева: Воспитатели, Дети Гости: Родители I Беседа воспитателя на тему: «День Ангела» (Именины) • Знакомство со словарем имен • Краткий календарь имен II Сценарий вечера досуга «День именинника» III Круглый стол по решению семейных проблем • Родители делятся своим опытом • Как организовать дома семейные праздники • Воспитатель консультирует родителей по этой теме IV Мастерская Изготовление подарка для именинника. V Чаепитие Приложение: Практический материал к встрече №1 1. Тест для изучения проблемы 2. Материал для папок передвижек по темам: • Русская народная частушка • Пословицы, поговорки, загадки • Русские народные игры 3. Инсценировка «Тит, иди молотить» Практический материал к встрече №2 1.Примерный сценарий праздника «Святочные гуляния» 2.Материал для папки передвижки по теме: «Рождественские колядки » Практический материал к встрече №3 1.Тесты для изучения проблемы 2.Подборка словаря имен 3.Подборка календаря имен 4.Примерный сценарий вечера досуга «День именинника»   Сценарий праздника «Святки» Ход праздника: Веселая группа взрослых и детей со стуком вбегают в зал, они громко кричат: «Эй, Васятка, дружок, укажи нам дворок! » Васятка. А вон, глянь, середи села верея остра! ( Обращается к подружкам.) Ой, А и впрямь, девчата, никак, собачка за воротами потявкивает! Небось, и в печи калачи, как огонь, горячи! Вот туда и пойдем славить! Взрослые и дети запевают частушки: Девки – матки, скоро святки! Мы святошничать пойдем. в ту деревнюшку пойдем Да игрока с собой возьмем. Купи, тятенька, калоши, святенки потопаю. Неужели тебе, тятя, я не заработаю! А ну зачинайте - ка! (Вместе со с старшими детьми.) Коляда, коляда, накануне Рождества! Мы искали коляду по всем дворам! Мы нашли коляду вот в этом саду! Уж как ихнй двор не железом крыт. На семи столбах, на восьми ветрах. тут ехали бояре, дивовались. Как на эту на домину любовались Вы послушайте, хозяева, мы не песню поем – Всем вам честь воздам. Дети. Чтобы в доме было добро! в поле зерно! В доме пирожисто, В поле колосисто. Все. С праздником, господа! А кричать ли колода? Голос. Кричите! Тетка Наталья. Коли так, слухайте! Все знаем колядки, прибаутки, загадки, все вам покажем, И споем, и спляшем. Наша Русская земля шибко на песенки щедра. А зачинайте-ка девчата (обращается к девочкам). Одна девочка, запевает, все вместе поют. Ой, колядка, колядица. Ой, колядка, колядица. 1-я девочка. Наша колядка не мала, не велика! 2-я девочка. В дверь не прет, в окошко не лезет, во как! 3-я девочка. Хозяева - добрячки, открывайте сундучки, Доставайте пятачки и нам давайте! Тетка Наталья. Стой, Нюронька! Негоже попрошайничать сразу-то! Люди, вишь, пришли слушать нас! Надо им еще спеть. А ну, зачинайте-ка коляду - маляду! Все запевают и притоптывают стенка на стенку. Девочка (обращаясь к тетке Наталье, указывает на Василия). А наш Вася-соколик Обжег пальчик об калачик. Тетка Наталья. То-то я гляжу, хмуро глядит, исподлобья глядит. Девочка. Милой соколик купил колокольчик, Поехал жениться - ветра боится, ворон стыдится. Василий (толкая). Уйди от меня… Тетка Наталья. Да вы, пожалуй, еще раздеретесь тута! Сладу с вами нету никакого (обращается к зрителям). Парнишка – то наш обижается. Споем - ка мы ему скоморошину. Тетка Наталья. Ну что, поплясали, погуляли, пора и честь знать. Надо домой собираться. Все. Ой, неохота, тетка Наталья! Пути еще поплясать. Глянь, сколько чужаков-ти пришло. Дозволь еще поколядовать. Домой придем не с пустыми руками, а с мешком тугим. Коляла, коляда, подавай пирога накануне Рождества. Растворяй ворота, подавай пирога. Не дадут пирога - разобьем ворота. Не дадут кутьи - разобьем плетни. Не дадут лепешки – разобьем окошки. Давайте курочку с хохлом, петушка с гребешком Иль хоть сена клок, а то вилы в бок. Одна девочка (расталкивая всех). Постой, девчата, сейчас я скажу! Жил-был царь, у царя был двор, На дворе был кол, на колу-мочало, Начинай сначала. Все начинают петь каляду. Тетка Наталья (перебивая и расталкивая). Стойте, стойте! Да что же это такое - ти? Другим надо дать место! Девочка. А то и впрямь, девчат, надо – ти домой идти, собираться. Ну все, прощайте, люди добрые, не поминайте нас лихом! Мы пошли. Долго песни мы тут пели, а прощаемся. Этот вариант представления можно использовать частично по усмотрению. Хозяйка. Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки! (Загадывает загадки) Ну, догадливы, ребятки! Вам последняя загадка: Маленький мальчишка в сером армячишке По полям кочует, коноплю ворует, По дворам летает, крохи собирает. Дети. Ну, теперь все загадки или нет? Будете нас дарить? Будете нас дарить - будем вас хвалить! А не будете дарить - будем вас корить! Хозяйка. Дам еще задание я – песню спеть про воробья! Дети играют и поют песню «Воробей» Хозяйка. Хоть игра, да в ней намек, Добрым молодцам урок! Поиграйте – ка сейчас, Ноги чтоб пустились в пляс! Дети исполняют песню «Как на дубочке голубчики сидят», подыгрывают себе на народных инструментах.   Инсценировка: "Тит, иди молотить" 1-й ребенок. Не колода лодырь, не пень, лежит целый день. 2-й ребенок. Не жнет и не косит, а обедать просит. Все. Тит, иди молотить! Тит. Живот болит. 2-й ребенок. Тит, иди кашу есть! Тит. Где моя большая ложка? 1-й ребенок. Люди работают - ты отдыхаешь, все пошли завтракать - ты обгоняешь! 2-й ребенок. Да ты не работал! Тит. Я уже выспался, кушать охота. 1-й ребенок. Хочешь, есть калачи – не спи на печи! Тит. Буду работать, буду трудиться. Все. Будем все тогда веселиться! Пословицы и поговорки о труде 1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. 2. Работа да руки - надежные в людях поруки. 3. Терпенье и труд все перетрут. 4. Лес сечь – не жалеть плеч. 5. Под лежачий камень и вода не течет. 6. От скуки бери дело в руки. 7. Маленькое дело лучше большого безделья. 8. Без охоты не споро у работы. 9. Встань мужа кормит, а лень портит. 10. На ловца и зверь бежит. 11. С топором весь свет пройдешь. 12. клин мастеру опора. 13. Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят. 14. За один раз дерева не срубишь. 15. Не везде – сила, где- уменье, а где – и терпенье. 16. Тяжело понесешь, домой не донесешь. 17. Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть на ходьбе. 18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. 19. Одна пчелка немного меду натаскает. 20. Не умеешь шить золотом, так бей молотом. 21. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. 22. Горька работа, да сладок хлеб. 23. ясли за конем не ходят. 24. На палатах лежать, так и ломтя хлеба не видать. 25. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 26. Грибов ищут – по лесу рыщут. 27. На чужом хребте легко работать. 28. Ты что делаешь? Ничего. А ты что? Да я ему помощник. 29. Пошла по масло, а в печи погасло. 30. стирала – не устала, выстирала – не узнала. 31. На печи по дрова поехал. 32. В лес идут, а на троих один топор берут. 33. Двое пашут, а семеро руками машут. 34. И готово, да бестолково. Именины Праздник для детей Идея праздника: доставить детям радостные переживания, связанные с их днем рождения. Все дети в соответствии с их именами распределены по месяцам, то есть каждый ребенок будет праздновать именины один раз в году. Именины всегда проходят в конце месяца. Ход праздника 1-я часть. Дети с родителями под музыку проходят в группу; именинники в коронах сидят на украшенных стульях. Ведущая. Февраль гуляет во дворе И щиплет уши детворе, А нам февраль принес веселье, Мы поздравляем тех ребят, Кто зимой именины Встречает пятый год подряд. Ведущая. Все именинники, ко мне скорее выходите И всем гостям, и всем друзьям своим вы покажитесь. Именинники выходят в центр, ведущая говорит о том, чьи именины сегодня празднуются; рассказывает о значении их имен. Все заводят Каравай для именинников. Дети поздравляют их стихам. Мы сегодня отмечаем Именины у друзей, всех гостей мы созываем: Собирайтесь поскорей. Именинников мы поздравляем И от всей души желаем: Не болеть, не простужаться, Вместе с нами закаляться. Затем каждый ребенок поздравляет именинников и дарит подарки, сделанные своими руками. Ведущая. Что за именины, если нет веселья! Дети вмести с мамами исполняют танец «Дружная пара» (импровизация). Затем все вместе идут в нарядно украшенный зал. Одновременно приходят гости – дети из других групп. Их встречает Карлсон, поет песню «Именины» (музыка Н. Бордюг). Именинники садятся на нарядно оформленные стулья, звучит музыка, дети подпевают. Ведущий угощает Карлсона баночкой варенья, о чем заранее договариваются с детьми. Карлсон играет с детьми, угощает их вареньем. Затем беседует о празднике. Дети ему рассказывают, какой сегодня праздник, называют именинников. Он их всех сердечно поздравляет. 2-я часть (проводится в зале). Карлсон объявляет концерт (по заявкам именинников). Концерт состоит из номеров, которые дети хорошо знают. 3-я часть. Затем Карлсон начинает ярмарку забав. Игры: Соберите снеговика, собери Деда Мороза (на Фланелеграф), и др. Дети: Этот день мы долго ждали И рисунки рисовали. Из бумаги, красок ярких Мы готовили подарки. А теперь подарим вам – Дорогим своим гостям! Дети дарят именинникам подарки с пожеланиями. Карлсон преподносит пирог со свечами. Славно мы повеселились, Поиграли, порезвились, Вас, ребята, поздравляю И желаю вам, друзья, Быть веселыми всегда. 4-я часть. Родители встречают детей в группе, приглашают всех на чаепитие. Веселье продолжается. Именины в других группах проводятся таким же образом, ежемесячно, во всех времена года (кроме лета). Меняется содержание концертной и игровой части сценария.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»