Сценарий спортивного ориентирования
для детей подготовительных к школе групп
По осенней тропе
Бабикова Зульфия Рашитовна,
инструктор по физической культуре;
Игнашина Светлана Евгеньевна,
воспитатель;
Лебедева Ирина Викторовна,
учитель-логопед;
Объединентова Людмила Юрьевна,
инструктор по физической культуре
Актуальность
На сегодняшний день основной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей и социализация дошкольника.
В связи с этим разрабатываются разные подходы к оздоровлению и развитию детей, используются формы работы, которые могли бы повысить физические и познавательные способности дошкольников.
Движение – это жизнь! Активный ребенок с большим интересом познает окружающий мир, поэтому в условиях нашего детского сада мы решили внедрить такую форму работы как спортивное ориентирование, включающее разнообразные задания, упражнения, проблемные ситуации, соревнования. Это способствует развитию у детей таких качеств как:
- познавательной активности;
- умения действовать в команде, сотрудничать.
Спортивное ориентирование можно проводить в любое время года на улице или в помещении, со всей группой, подгруппами и между семьями.
Цель:
● формирование у детей умения ориентироваться на местности.
Задачи:
- ознакомление детей с системой знаков и условных обозначений;
- формирование умения работать со схемами (картами) и использовать их в различных условиях;
- развитие у детей социального самосознания как члена команды (семьи);
- приобщение детей к активному образу жизни;
- развитие у детей физических и познавательных способностей.
Предварительная работа:
- изготовление дидактической игры «Угадай-ка!» для закрепления знаний условных обозначений спортивного ориентирования;
- изготовление и приобретение необходимого инвентаря и оборудования для мероприятия;
- разучивание с детьми условных обозначений спортивного ориентирования;
- рассматривание иллюстраций, беседы, разгадывание загадок по теме: «спорт», «туризм», «олимпийские игры», «здоровый образ жизни».
Оборудование:
- карты-маршруты с условными обозначениями (на формате А3) – 4 шт.;
- карточки с условными обозначениями – 4 шт.;
- карточка участника – 4 шт.;
-украшение для центральной площадки (полотно желто-зеленое, картинки природы, картинки детей с атрибутами для ориентирования; пиктограмма и др.);
- атрибуты для оформления старта, финиша, места для жюри.
- карты для поиска клада (приза) - фотографиями – 4 шт.;
- призы, грамоты, кубок, наклейки и др.
Ход мероприятия |
Хронометраж |
Команды собираются на центральной площадке детского сада и строятся на заранее отведенных местах. Ведущий: Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня наши олимпийские друзья (кто это, помните?) (дети: Мишка, Зайка и Гепард) приготовили для вас сюрприз. Они спрятали клад, а чтобы его найти надо пройти соревнования по спортивному ориентированию. К нам в детский сад должно прийти письмо от них с заданиями, но оно что-то задерживается. Звучит музыка, выбегает Баба-Яга. Баба-Яга: Здравствуйте, ребята! Это детский сад «Солнышко», я не ошиблась? Дети: Да! (все вместе) Ведущий: Здравствуй, Баба-Яга! Баба-Яга: Я услышала про клад! Побежала скорее к вам искать его, а возле калитки увидела вот этот конверт (показывает конверт), на котором написано: «Ребятам детского сада №65 «Солнышко»». Наверное, почтальон обронил. Давайте его скорее откроем и прочитаем, мне очень интересно, что там внутри! Ведущий берет у Бабы-Яги письмо. Ведущий: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы узнали о том, что в детском саду будут проходить соревнования, где вы будете искать клад, а чтобы его было интереснее искать, отправляем вам карту, на которой указаны маршруты поиска. Вам надо будет точно пройти по маршрутам и выполнить задание!» Баба-Яга: Ой, придумали какие-то задания, карты, маршруты. Я сейчас быстрее вас побегу, загляну под каждый кустик, пенечек, камушек и найду этот клад без всяких соревнований! Баба-Яга убегает на поиски клада. Ведущий: Ребята, не расстраивайтесь, пусть Баба-Яга бежит и ищет клад, но без карты у нее ничего не получится! А мы пойдем правильно, по карте, но сначала проведем разминку. Спортивная разминка под песню из м/ф «Бременские музыканты» (дети становятся врассыпную) Ведущий: Молодцы, ребята, давайте теперь построимся по своим командам (дети возвращаются на места). Я раздам маршруты следования вашим воспитателям. Слушайте внимательно задание! Соревноваться будем на время. Выиграет та команда, которая первая правильно выполнит задания и пройдет по своему маршруту, соблюдая все правила. А, чтобы определить победителя, у нас есть жюри (ведущий представляет членов жюри). У каждой команды будет свой цвет маршрута (ведущий показывает карты разного цвета и перечисляет цвета командам). Вы идете до контрольного пункта (КП) по маршруту своего цвета, соблюдаете все условные обозначения, нанесенные на карте. На КП вам надо найти спрятанный конверт, ответить на два вопроса, чтобы его открыть и получить одну из фотографий-подсказок для поиска клада. Таких пунктов и конвертов будет четыре. После того, как команда пройдет четыре КП, она возвращается на финиш, и время секундомера останавливается. Главный судья объявит самых быстрых и скажет, где вам искать клад по подсказкам. Вместе с командой по маршруту будет ходить один судья, он будет следить за поведением команды, соблюдением маршрута, выполнением заданий и за тем, чтобы взрослые не подсказывали ребятам! Команды строятся на старте, по сигналу главный судья засекает время, начинается ориентирование. Баба Яга примыкает к детям разных команд, комментирует их ответы, хвалит, включается в деятельность. Когда спортивное ориентирование закончится, жюри определит победителя по результатам соревнования (учитывается время, наличие/отсутствие замечаний) Замечаниями считаются следующие моменты: подсказка взрослого(+10 сек), пропуск/не выполнение условного обозначения (+10 сек), сокращение маршрута (+10 сек) нарушение спортивной дисциплины (+10 сек) Команды собираются на финише Ведущий: молодцы, ребята! Все были очень быстрыми и внимательными. А вы не видели Бабу Ягу? (ответы детей) Приходит уставшая Баба Яга Баба Яга: Ох, все уже собрались, все картинки нашли? А я вот всю территорию обежала, ничего не нашла, только устала. Ведущий: ребята, почему Баба Яга ничего не нашла? (не соблюдала правила, не взяла карту, не знает про знаки ориентирования) Давайте ей подарим игру и карту, пусть учится. А я предоставляю слово главному судье. Главный судья награждает победителей и объявляет куда идти за кладом с подсказками. Дети с воспитателями отправляются на поиски клада |
2 мин.
3 мин.
2 мин
3 мин.
(4 станции по 5 минут) 20 мин
5 мин
5 мин ИТОГО: 40 минут |
Вопросы:
Назовите части лиственного дерева. (корень, ствол, ветви, листья)
Назовите части хвойного дерева. (корень, ствол, ветви, хвоя (иголки))
Что необходимо для роста растения? (вода, свет, тепло, питательные вещества (земля))
Что такое Красная книга? (книга, куда занесены исчезающие животные и растения)
Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
Кто меняет цвет шубки два раза в год? (заяц, белка)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются (Дождь)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит (Солнце)
Без рук, без ног, а ворота открывает? (Ветер)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (Роса)