Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наблюдения за живой природой на прогулке в младшей группе

Итунина Екатерина Алексеевна
Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. Заинтересовать воспитателя является основа полагающей для успеха дела. Воспитатель должен иметь специальные знания о природе. Любить и понимать природу, знать, к чему и как надо привлекать внимание детей, что бы развивать у них интерес к природе и бережное отношение к ней. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представление детей о мире природы, людей ( их труда, взаимоотношений ) обогащает эстетическое представление. Таким образом, наблюдение один из главных компонентов прогулки. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, что бы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Посильные трудовые действия детей вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. По мере усвоения трудовых навыков увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки: - разнообразные наблюдения; - дидактические задания; - подвижные игры и игровые упражнения. Все эти компоненты позволяют делать прогулку более насыщенной и интересной. Одним из важных средств ознакомление детей с живой природой является наблюдения. Они проводятся в детском саду ежедневно. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами, которые запланированы. Наблюдение за животными, птицами, растениями бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен упускать такую возможность, стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, делать выводы. Помните, что каждый день в природе — неповторим! Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений: - цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно; - для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними; - в организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе. - наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей, проговариванием результатов наблюдения; -наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать как можно больше; -знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться с помощью других форм и методов работы: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование, лепка, ведение календарей природы, беседа об увиденном; -в результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том, или ином объекте природы. Наблюдение в природе с детьми младшего возраста лучше начать с рассматривания живых объектов. Обратить внимание на следующее: - удобное и безопасное размещение детей; - размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его происхождения). - создание для проявления разного поведения животного - связь наблюдения с жизнью и использованием детского опыта - формирование у детей умение делать элементарные умозаключения. В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того ,как поведет себя животное. Знания, полученные на занятиях, усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. В программе по формированию элементарных экологических представлений во время прогулки представлены следующие задачи: 1.Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, их поведения и питание. Учить узнавать лягушку, наблюдать за птицами, прилетающими на участок( ворона, голубь, синица, воробей, снегирь.) подкармливать их зимой. Также — расширять представления о насекомых ( бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). 2.Знакомить с некоторыми растениями нашей местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, комнатными растениями (фикус, герань), для роста нужны земля, вода, воздух, формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить— оно может засохнуть и т.п.). 3.Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа.), фрукты (яблоко, груша, персик. ), ягоды (малина, смородина.) 4.Знакомить о правилах поведения в природе ( не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных). Во время ежедневных наблюдений: ОСЕНЬ: учить детей замечать изменения в природе ( становиться холоднее, листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края). В это время собирают ‚‘ожай овощей и фруктов. Учить детей по внешнему виду, вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать их. ЗИМА: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их . Замечать красоту зимней природы : деревья в снежном уборе, снег накрыл землю. ВЕСНА: Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки). Показать детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. ЛЕТО : Расширять представления детей о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т.п.) В это время созревают многие фрукты, овощи, ягоды. Во время ежедневных прогулок, дети нашей группы, учатся наблюдать осенние изменения в природе. Впервые дни пребывания в детском саду привлекаем детей к рассматриванию растений в уголке природы, животных на картинках, иллюстрациях. Постепенно приучаем малышей к совместным действиям по уходу за растениями : полить растение, удалить пыль с крупных листьев. На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки ), чем отличаются о кустарников. Наблюдаем за растениями, цветы высыхают, трава желтеет, мало видно насекомых, объясняем детям, куда они деваются поздней осенью ( прячутся под кору деревьев, в щели и т. п.) Что происходит ежедневно с листьями, замечаем, сравниваем, как они желтеют, а затем совсем опадают. Сравниваем листья с разных деревьев. Учимся запоминать названия деревьев растущих на территории нашего детского сада ( карагач, рябина, тополь, клен ). Организовываем наблюдения за животными ( проходящими мимо детского сада ) : лошади, коровы и их детеныши. Часто можно увидеть щенков, котят. дети с удовольствием к ним тянутся. Зимой используем различные способы, помочь детям осознать изменения температуры воздуха, снять варежки и ощутить холод. Объясняем детям, что и растениям тоже холодно, и чтобы они дождались тепла, снег укрывает землю. Кормим птиц, выносим корм для них ( белый хлеб, семечки, зерно и свежее сало). Наблюдая за птицами мы видим, что корм им нравится, следим, чтобы он всегда был. Обращаем внимание, как красиво зимой, и что снег приносит пользу природе. На снегу видим следы животных, учимся различать их. В начале февраля, отправили фотографии в г. Оренбург на фото- конкурс «Кормушка». Все представленные кормушки сделаны своими руками. Продолжаем наблюдать за деревьями и кустарниками. Обращаем внимание на то, что нет листьев, травы, объясняем детям, что дерево живое и зимой, ствол у него теплый, трогаем руками. Укрываем снегом цветники с помощью лопаточек, чтобы весной было достаточно влаги в земле для них. Наблюдение сопровождаем художественным словом, читаем стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как ворс5ьи. Весной наблюдаем за растениями: очень нравится — появление первой зеленой травки, бережем ее, не наступаем, радуемся ей. Учимся наблюдать, как из почек на ветках появляются первые листочки. Запоминаем название деревьев и кустарников (сирень, шиповник). Наблюдаем ,где еще расцвел одуванчик, вспоминаем стихи о нем. Учимся беречь природу. Замечаем повадки животных (жук, муравей — ползает, бабочки — летают, видим, как они садятся на цветы). Объясняем, что они все живые и радуемся за них, что они дождались тепла, какую пользу приносят (комары, мухи — корм для птиц). Однажды совместно с детьми мы сделали доброе дело : спасли желторотого вороненка — у него было сломано крыло, он кричал .Возле него находились взрослые птицы, мы его отнесли в парк рядом с нашим детским садом, сказав детям, что мы его спасли. Сейчас его мама и папа отведут в больницу и там ему залечат крыло. А когда он выздоровеет, прилетит к нам в детский сад, и поблагодарит, скажет нам «СПАСИБО». Ежедневные прогулки, наблюдение за живой природой вызывают у детей большой интерес. Дети учатся наблюдать, быть любознательными, у них появляется много вопросов, наблюдают за природными явлениями отмечают новое, передают свои впечатления. У них появляется бережное отношение к природе, ко всему живому. И задача нас, педагогов в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных, как живых существ. К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы, на основе которых возможно дальнейшее расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений, навыков, воспитание бережного отношения к природе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»