Развитие метроритмических способностей у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
Гринина Елена Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №43
Калининского района Санкт-Петербурга.
Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование
метроритмического чувства во всем многообразии : чувство темпа, метра, ритма – ритмического рисунка, формы.
Важное значение, при этом , имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Ритмическая организация является основой жизни.
Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы.
Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды
резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы.
Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение.
Именно поэтому необходимо ставить в работе с детьми следующие цели и задачи:
образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; учить пользоваться звуковыми моделями; передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание; развивать быстроту реакции;
воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
Но что же такое ритм? Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.
Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей.
Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.
Существует также понятие «музыкально-ритмическое чувство».
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Ритмическая способность формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет.
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, не чувствует формы, делает «все не так». На воспитание чувства метра направлены все усилия, особенно в первый год пребывания в дошкольном учреждении. Для развития чувства метра используется равномерное движение: хождение под музыку, покачивание, «капельки», удары колокольчика и т.д. (Гречанинов «Утренняя прогулка», Красев «Летний день», Качурбина «Колыбельная» и т.д.)
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1. Равномерное метрирование музыки.
2. Выделение сильной доли (акцент).
3. Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Восприятие музыкального ритма – это всегда активный процесс. По выражению Б. Теплова, он является не только слуховым, но слуходвигательным. Поэтому, первоначальное восприятие музыки у детей связано с неосознанным движением, с бессознательным использованием в игре основных ритмических единиц: четвертей и восьмых.
Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмые – «ти-ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.
Полезны примеры на сопоставление четвертей и восьмых, звучащих одновременно в разных голосах в музыкальном произведении (Гендель «Пассакалия»); в стихотворном тексте. С детьми разучивается стихотворение следующего содержания:
Шел я с папой по дорожке,
Так что лишь мелькали ножки,
Только как я ни старался,
Сзади папочки остался.
Далее дети повторяют текст, отмечая на коленях ударами ладошек папины шаги (четверти), попеременно правой и левой руками, затем дети читают тот же текст, но делают по два легких удара каждой ручкой (восьмые); они начинают понимать, что у папы широкий шаг и, чтобы от него не отстать, малышу нужно делать два маленьких шажка. Затем шаги папы и малыша фиксируются кубиками. Красные кубики – папины шаги, синие кубики – шаги малыша. Дети вновь начинают читать стихотворение, но при этом делают удары не ладошкой, а палочкой о кубик. Здесь же вводятся ритмослоги.
Две подружки, две восьмушки
В синем домике живут.
«Ти-ти» стукнет молоточек,
Две восьмушки тут как тут.
В красном доме – четверть «та»-не нужна ей суета.
«Ти-ти-ти» -бегут восьмые,
Шагом ходит четверть «та»
С помощью кубиков можно составлять разные ритмические двухтакты, проговаривая их ритмослогами и отмечая ладошками (играем в «паровозики»).
Дети продолжают учиться говорить ритмично тексты разных стихотворений с характерным раскачиванием на прямых ногах (четверть). Например:
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Идет постепенное усвоение различных ритмических формул.
Работу над развитием чувства ритма можно выделить по двум направлениям:
- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Изучая различные виды движения (марш, поскоки, галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.
Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираем соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение «Ускоряя замедляй»дети реагируют на постепенную изменение темпа музыки.
Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец «Янка» с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняем: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.
Помогать детям правильно начинать движение после музыкального вступления, возможно посредством дирижерского жеста, предварительно проиграв с ними в такие игры как: «Давайте знакомиться», «Осень в гости к нам пришла», для выделения сильной доли такта. Далее следует усложнение восприятие метроритма, педагог бросает мяч на сильную долю такта и говорит первый слог имени ребенка; на слабую долю ребёнок ловит мяч и произносит второй слог своего имени («Мяч»).
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре «Зеваки и торопыги» дети с начала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре «Оркестр» дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать «четверти», второй – прыгать «восьмыми». Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии.
Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти».
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Очень часто используя прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.
Для поддержания интереса к ритмической деятельности:
- в играх «Лисичка-сестричка» (модель А.Олиферовой), «Гномики» (модель Соколовой С.Н.) на ряду с художественных словом можно ввести момент театрализации;
- к упражнениям «Мы танцуем», «Ритмическое лото», «Повтори» совместно с детьми возможно изготовление новых вариантов шумовых инструментов (бутылочки, грибочки, коробочки и т.д.).
Используя дидактический материал к игре «Ритмическое лото» возможен такой приём: сначала дети передают ритмический рисунок с карточки «звучащими жестами», шумовыми инструментами, затем исполняют элементы танца с подобным ритмическим рисунком, в дальнейшем при составлении танца дети самостоятельно предлагают ассоциативные движения, передающие ритмическую основу танца.
В играх «Обезьянки», «Весёлые нотки», «Вот какие нотки» решая проблемную ситуацию дети проявляют индивидуальное творчество, не подражая друг другу, а, добавляя друг друга, таким образом, педагог формирует коллективное творчество.
Алгоритм действий для развития навыков передачи ритмических рисунков:
- Использовать простые ритмические рисунки (доступные), но сразу с дифференциацией звуков;
- Использовать шумовые музыкальные инструменты для передачи ритмических рисунков;
- Воспроизводить ритмические рисунки по одному и группой;
- Воспроизводить ритмические рисунки по подгруппам;
- Воспроизводить по подгруппам ритмический рисунок, одна группа воспроизводит
«звучащими жестами», другая движется в ритме рисунка как-бы «прошагивает» его;
- Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;
- Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки) «ти», «та». Дифференциация звуков;
- Закреплять навыки действовать со звуковыми моделями (педагог выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и преподаватель воспроизводят);
- Знакомить с понятием музыкальная пауза;
- Знакомство с нотной грамотой, понятиями - скрипичный ключ, четвертные ноты, восьмые ноты;
- Выстраивание ритмический рисунков звуковыми моделями из детей;
- Узнавать знакомую попевку, танец, элементы танца по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) .
Алгоритм действий для восприятия музыкальных фраз:
- Выделение сильной доли из затакта («Мяч», «Как тебя зовут?», «Осень в гости к нам пришла»);
- Игры с паузами (остановкой движения);
- Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами («Дядя Степа», «Зайцы и волки», «Поймай мышку»);
- Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая («Оркестр»);
- Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает («Не опоздай»);
- Плавное изменение темпа («Ускоряй и замедляй»);
- Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).
Для закрепления полученных на музыкальных занятиях навыков, уже знакомый материал может быть применён в свободной деятельности детей:
- в группе, с использованием дидактического материала к ритмическим играм и упражнениям, со сверстниками и воспитателем;
- На прогулке в подвижных играх и рисовании мелками на асфальте («Ритмическое лото», «Нарисуй мелками ритм»);
- с родителями, на праздниках, семейных торжествах, такие игры как: («Чик – бум», «Зеваки и торопыги», «Выложи ритмический рисунок», «Обезьянки», «Японская машинка», «Давайте знакомиться», «Hello» и др.).
Список используемой литературы:
1. М.Андреева, Е.Конорова «Первые шаги в музыке», - М., «Музыка», 1979г.
2 «Прогресс», 1989.
3. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке». – М., «Просвещение», 1983.
4. С.И. Бекина и др. «Музыка и движение». - М., «Просвещение», 1983.
5. И. Домогацкая «Первые уроки музыки». – М., «Росмэн», 2003.
6. Т.Л. Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., «Музыка», 1999.
7. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение». – М., «Просвещение», 1972.
8. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». – М., «Просвещение», 1981.
9. О.В. Савинкова, Т.А. Полякова «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей». – М., ООО «Престо», 2003.
10. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике». – М., «Музыка», 1973.
11. Г. Струве «Хоровое сольфеджио». – М., ЦСДК, 1994.
12. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь». – М., «Музыка», 1973.
13. Л.И. Чустова «Гимнастика музыкального слуха». – М., «Владос», 2003.