Конспект занятия по речевому развитию
Путешествие в город Добрых слов
Агишева Алла Петровна,
воспитатель первой квалификационной категории,
группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет
МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры
группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет
МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры
Тема: «Путешествие в город Добрых слов»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально — коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5-6 л
Форма занятия: тематическое занятие с использованием совместной деятельности
Формы организации: группой и малыми подгруппами
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать навыки коммуникативного общения;
- Расширять словарный запас посредством словесно – речевых игр;
- Формировать умение классифицировать;
- Развивать диалогическую связную речь;
- Развивать умение преобразовывать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- Развивать умение работать в команде и самостоятельно
- Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи;
- воздушный шар;
- письмо;
- мяч;
- солнечные лучики из картона с заданиями;
- мелодия «волшебной музыки»;
- магнитная доска с картинками;
- изображения предметов (матрешка, ваза, самолет, сумка, дом, ложка; картинки по темам Головные уборы, Мебель, Обувь, Инструменты) и сюжетов сказок (Колобок, Теремок)
- колокольчик
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
I. Вводная часть - 2 минуты.
а) круг друзей;
б) включение фантазии;
в) постановка проблемы занятия ,
II. Основная часть - 20 минут.
а) нахождение солнца без лучей;
б) решение заданий и участие в играх для получения всех лучей:
- Назови ласково
-Скажи наоборот
-Назови признаки
-физминутка
-Где спрятался звук
-Лишняя картинка
-Сколько слогов в слове
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) разрешение поставленных задач
б) итоговая беседа с детьми о путешествии;
в) круг друзей
Предполагаемый результат:
- Закрепить умения преобразовывать слова посредством использования суффиксов; классифицировать изображенные предметы и сюжеты сказок
- Повторить и закрепить в речи словарь антонимов;
-Развивать фонематический слух
Организационный момент –Круг друзей:
Ребята, обратили внимание, как светло сегодня в нашей группе? Знаете, почему так? Потому что вы улыбаетесь, и своими добрыми улыбками освещаете все вокруг себя!
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Введение в проблему:
Основная часть (центр группы, на ковре)
Сегодня у нас с вами состоится необычное занятие: мы отправимся в путешествие в сказочный город Добрых слов. Чтобы попасть туда, мы включим свою фантазию. Тррр…(круговое движение рук перед собой «мотор») - не включается. Давайте все вместе Тррр… - не получается. Хм, наверное, просто не все из вас знают, что такое фантазия? Кто может ответить, что это такое?
Ответы детей. (Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.)
Отлично. Теперь наша фантазия точно заработает! Тррр… - (включается мелодия) закройте глазки и представьте: летим мы с вами на ковре-самолете, высоко-высоко, среди белых облаков, а внизу – леса, реки, горы. Но вот – впереди виднеется большой город – город Добрых слов. Открывайте глаза – мы на месте.
Проблема (центр группы, на ковре)
Посмотрите, пока мы с вами летели, на ковер-самолет опустилось письмо. Интересно, что в нем написано? Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, путники. Я – королева города Добрых слов. Обращаюсь к вам за помощью. У нас случилось несчастье – злой волшебник заколдовал всех жителей, и теперь они грубо разговаривают и совершенно невежливы. Пожалуйста, помогите нам.»
Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
(ответы детей)
Исследовательский поиск (магнитная доска)
С чего же мы начнем…Посмотрите, может, около вас есть подсказки?
(Дети осматриваются, замечают конверт с загадкой) (под диванчиком)
Давайте прочитаем, что написано здесь – это будет первый шаг к нашей победе над волшебником.
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)
(на доске висит солнышко без лучиков)
— Странное солнышко светит в этом городе… С ним что-то не то. Какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
— На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
— Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
— Как вы думаете, почему оно грустное? (у него нет лучиков)
— Да, вероятно, злой волшебник заколдовал и его тоже.
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
Нам нужно отправиться в поход по улицам города и отыскать все лучики.
Улица доброты (центр конструирования)
На улице Доброты есть мячик, который помогает вспомнить ласковые слова.
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
— бык – бычок;
— жук – жучок;
— обезьяна – обезьянка;
— бегемот – бегемотик;
— собака – собачка;
— кабан – кабанчик;
— барсук – барсучок и т. д.
Прикрепляем первый лучик к солнышку. А мячик возьмем с собой, вдруг пригодится в дороге.
Улица Странная (центр р.речи)
На улице Странной живут такие странные слова города, которые вместе никогда не встречаются и не дружат, потому что их произносят в разные случаи жизни. Предлагаю провести игру «Скажи наоборот», где наконец-то они познакомятся друг с другом. Мячик поможет нам в этом.
Близкий - далекий
Большой - маленький
Быстрый - медленный
Веселый - грустный, печальный, скучный
Вопрос - ответ
Восход - закат
Высокий - низкий
Гладкий - шершавый
Говорить - молчать
Горький - сладкий
Горячий - холодный
Грязь - чистота
День - ночь
Друг - враг
Жара - холод
Прикрепляем лучик к солнцу.
Улица Непонятная (центр экспериментирования)
На улице Непонятной живут такие слова, которые помогают нам понять, из какого материала сделан предмет, кто поможет их назвать? (перевернутые картинки с изображениями предметов дети берут по одной, воспитатель комментирует):
- матрешка из дерева, значит она… деревянная;
- дом из кирпича – …;
- ваза из стекла – …;
- ложка из железа – …;
- самолётик из бумаги – …;
- сумка из кожи – ….
Физминутка (центр физ.активности)
В городе Добрых слов любят играть, как и мы с вами. Выходите, ребята, на улицу Центральную, поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Наклонился левый бок.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Согнем левую ножку,
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Продолжим наши испытания для спасения жителей от чар злого волшебника. Нас ждут самые сложные задания.
Улица Звуков (центр конструирования)
Сейчас мы попадаем на улицу Звуков:
Мы поиграем с вами в игру «Где спрятался звук»: закройте глаза, чтобы ни на что не отвлекаться и внимательно слушайте.
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Какой звук спрятался в этом стихотворении?
В каких словах есть звук Ж? (повторное чтение стихотворения)
Вы справились отлично, солнечный лучик может вернуться к солнышку.
Улица Сказок (работа за столами)
На улице Сказок случился переполох.
В городе Добрых слов даже сказки испугались злого волшебника. Но, если вы хорошо знаете все сказки, то с легкостью выполните это задание. Нам нужно поделиться на 2 команды, чтобы справиться быстрее.
Дети получают карточки с иллюстрациями от 2 сказок, задача – выложить в порядке происходящих действий по сюжету сказок, правильно назвав произведение.
Улица Потеряшек (работа за столами)
Улица Потеряшек заполнена разными картинками. Им не найти свой домик, свою семью. Помогите вернуться к своим товарищам.
«Что лишнее» (классификация) (распределить карточки с изображениями предметов на группы, дать название группе.)
Площадь Главная (магнитная доска)
Вот мы и добрались до Главной площади, где собрались некоторые жители города.
На экране появились жители города Добрых слов (фея, гном, лесовик, волшебник, королева). Назовите их. Давайте прохлопаем слова так, чтобы разделить их на слоги. Если у вас это получится – все жители будут расколдованы, они снова станут добрыми и веселыми.
(последний лучик прикрепляется к солнцу)
Заключительная часть (магнитная доска):
Жители города говорят вам огромное спасибо, они рады и приветствуют друг друга, обнимаются! Вновь они стали приветливыми и добрыми. Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики. Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что ковер-самолет поднимает нас высоко в небо, мы летим очень долго и наконец, возвращаемся в детский сад!
Что вам больше всего понравилось?
Какое из заданий вам показалось самым интересным? Трудным? Почему?
— Вы все сегодня очень дружно работали, все старались и поэтому справились со всеми заданиями.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять
Давайте обнимемся и потом предлагаю всем вместе попробовать построить из кубиков или нарисовать на бумаге замок для королевы из города Добрых слов.