Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Зимняя сказка

Курочкина Наталья Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Вступление.
Образовательная деятельность осуществляется по общей образовательной программе ГБДОУ и рабочей программе воспитателей в старшей группе.
В составе группы находятся воспитанники 5-6 лет, у которых развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных композиций.
Тема мероприятия с детьми: «Зимняя сказка».
 Художественно - эстетическое развитие.  Рисование.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Планируемый результат: дети проявят интерес к познавательно- исследовательской деятельности, познакомятся с  рисованием на воде в технике «эбру», получат удовольствие от созерцания результатов своего труда.
Рекомендации по использованию: данный конспект можно использовать для знакомства детей с рисованием в технике «эбру» в старшей группе, как в детском саду, так и в изостудии.
Программное содержание:
Цель: научить детей работать в технике «эбру».
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- расширять представления о зимних явлениях природы;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «эбру».
2. Развивающие задачи:
- способствовать развитию творческого мышления, фантазии;
- развивать общую моторику, зрительное внимание, память;
- развивать умение слушать и понимать то, что объясняет воспитатель, выполнять вместе с воспитателем работу, отвечать на вопросы, выполнять движения согласно тексту стихотворения вместе с воспитателем.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к художественному творчеству;
- воспитывать желание аккуратно рисовать, правильно использовать изобразительные материалы, по окончании рисования класть их на место,  желание соблюдать чистоту.
Словарная работа: эбру.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, фотографии с изображением зимы, готовые работы с изображением зимы, лоток с водой – 1 шт., краски эбру – 1 комплект, бумага формата А4 – 1 лист, палочка для рисования – 1 шт., гребень 1 шт., стаканчик с водой, бумажная салфетка – 1 шт., влажная салфетка – 1 шт.
Раздаточный материал: лоток с водой – 6 шт., краски эбру – 6 комплектов, бумага формата А4 – 6 листов, палочка для рисования – 6 шт.,  гребни – 6 шт., бумажная салфетка – 6 шт., влажная салфетка – 6 шт, вода в стаканчиках – 6шт.
Оборудование: интерактивная панель, аудиозапись.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций и чтение стихов о зиме. На прогулке рассматривание снега, льдинок, лепка снежков.
Ход совместной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Дети: осень). Правильно, осень, причем самая поздняя осень. Сейчас и природа, и, наверное, все мы ждем, когда вслед за осенью придет…какое время года? (Дети: зима). Зима… Морозная и снежная, для кого-то долгожданная, а кем-то не очень любимая, но бесспорно – прекрасная.  Cкажите, пожалуйста, чем же так привлекательна зима, с чем она у вас связана, какие ассоциации возникают у вас при слове «зима»?
Давайте с вами поиграем в игру, кто больше назовет слов, связанных с этим временем года. Я буду показывать на вас по очереди, а вы называть по одному слову (дети называют: снег, лес, снежинки, снеговик, вьюга, метель, елка, мороз, узоры, лед, звезды, Новый год и т. д.). Хорошо, достаточно. Вы молодцы. Но нам пора  двигаться дальше. И сейчас я вам предлагаю взглянуть на экран и рассмотреть предложенные картинки, а затем мы поиграем еще в одну игру. Вам нужно будет из представленных картинок отобрать только зимние (показ слайдов).
Хорошо, молодцы. Давайте теперь перейдем к столу, внимательно рассмотрим фотографии с изображением зимы и определим, какие же цвета преобладают в  нашей зиме (дети рассматривают фотографии и отвечают.
Согласна. А теперь посмотрите, вот здесь на отдельном столике стоят краски. Давайте попробуем отобрать те цвета, которыми можно изобразить зиму (дети отбирают краски, воспитатель соглашается или, наоборот, не соглашается.). Ну, что ж, раз мы с вами отобрали цвета подходящие для зимы, то, мне кажется, вам уже очень хочется ее нарисовать (дети: да!). Ведь зима такая таинственная и чудесная, мы ждем от нее какого-то волшебства. Покрытые белым покрывалом поля, елочки-скромницы в белых шубках, сугробы и скрип снега под ногами – невозможно не попасть в плен к Зимушке-Зиме. Она закружит вьюгами и очарует росписью на стеклах… Давайте с вами перейдем к следующему столу. А наши краски мы возьмем с собой. Ведь они тоже волшебные, как и сама зима (воспитатель берет краски и переносит их на стол, где все приготовлено заранее для рисования в технике эбру). Но для начала нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
 Ой, сердит мороз (трут ладони)
Ветки снегом он занес (взмахивают кистями рук)
Хватает за нос, (хватают себя за нос)
Щиплет до слез. (щиплют себя за щеки)
Дети не пугаются. ( «моют» руки)
И в художников превращаются. (встряхнули пальцами, как звездочки)
II. Основная часть
Сегодня мы с вами будем рисовать не на бумаге, а на воде. Занимайте места около лоточков. Вы когда-нибудь рисовали на воде?(ответы детей).  Но эта вода тоже непростая, как и краски. Это раствор специального порошка, который изготавливают из экстракта растения гевеи. Из-за этого вода становится густой и вязкой и не дает краске тонуть и смешиваться между собой. Краски тоже специальные. Изготовлены они из натуральных пигментов, бычьей желчи и воды. Можно сказать, что это цветная вода, поэтому краски очень легко растекаются по поверхности воды.
Скажите, а с какими инструментами для рисования вы знакомы? (ответы детей: кисти, пробки, ложки, губка, трубочка для коктейля и т.д.). А вы когда-нибудь рисовали гребнем или зубочисткой?(ответы детей). Как раз сейчас мы с вами и попробуем это сделать.
Рисовать можно все, что угодно, все, что относится к зиме, мы с вами об этом поговорили. Можно рисовать что-то конкретное. А можно совершенно абстрактное,  т.е. понятное только вам, как вы себе это представляете. Рисовать будем параллельно со мной. Я буду объяснять пошагово и одновременно показывать, а вы будете повторять все шаги, показанные мною, только на своё усмотрение.
Итак, берем кисточку и набираем краску, которая вам послужит фоном. Краски берем немного, кладем кисточку на указательный палец левой руки, а правой легонько постукиваем, разбрызгивая краску по всей поверхности воды. Можно добавить еще один цвет. Обратите внимание, фон получается бледный, полупрозрачный, он не должен быть ярче и тяжелее основного рисунка. Кисточку промываем, как в обычном рисовании. Теперь берем палочку или воспользуемся острым концом расчески, набираем краску и опускаем в воду, не касаясь палочкой дна. Опускаем палочку не спеша, чтобы краска могла стечь. Получается круг. Ждем, когда он расплывется. Ставим такие же круги в других местах. После этого вытираем палочку салфеткой. Вытираем ее каждый раз, когда вынимаем ее из воды.  Ставим палочку с новой краской в центр круга. Обратите внимание, цвета при этом не смешиваются. Подождем, пока круги растекутся. Вытираем палочку салфеткой и берем новую краску, ставим вновь в центр круга. Обратите внимание, круги должны быть ярче, чем фон. Вместо палочки и расчески можно использовать шила разной толщины, спицы, зубочистки, а так же специальные пипетки. Итак, эбру – это рисование кругами. В переводе с персидского «эбру» обозначает «воздушные облака». «Эбру» возникла очень давно на Востоке. Точно неизвестно, в какой стране, возможно, в Китае, Японии или Турции.
С помощью палочки мы можем сжимать или вытягивать круги, превращая их во что угодно. Если мы хотим сжать круг, то ставим палочку за контуром круга 1,5-2 см от него и осторожными движениями ведем палочку к центру круга, не касаясь контура. Если мы хотим вытянуть круг, то, наоборот, ставим палочку внутри круга и проводим палочкой в нужном направлении. Мы с вами можем так же воспользоваться гребнем для создания наших рисунков. Возьмем гребень и проведем им в заданном вами направлении, не касаясь дна. У вас получатся затейливые разводы. Можно помогать палочкой (дети выполняют работу).
Ну а теперь давайте посмотрим, удалось ли нам создать зимний образ. Сейчас должно произойти настоящее чудо, которого мы с вами так ждали. Возьмем бумагу. Она тоже не простая, а специальная для техники эбру. Она немного плотнее обычной. Кладем бумагу аккуратно на поверхность воды и осторожно проглаживаем руками все участки, чтобы рисунок хорошо пропечатался. При этом не перестарайтесь, чтобы рисунок не утонул.
Теперь аккуратно вытягиваем лист, вытирая его о край лотка, чтобы стекла лишняя краска. Если кто-то не уверен, зовите меня, я вам помогу. (воспитатель проходит и помогает детям перенести рисунок на бумагу и кладет по-очереди детские работы на отдельный стол).
Посмотрим, что у нас получилось (обсуждение работ).
III. Рефлексия.
Ребята, скажите, как называлась техника, в которой мы с вами сегодня работали? (эбру). А что значит эбру, с помощью чего мы рисовали и что у нас получалось? ( эбру- это рисование на воде  кругами с помощью палочки). Вам понравилось работать в этой технике? Трудно было или легко, в чем были затруднения? (ответы детей). Как вы думаете, что еще можно нарисовать в этой технике? (ответы детей). Вы бы хотели снова увидеться и поработать в данной технике? (да). Тогда до новых встреч, я желаю вам творческих успехов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»