Золотая осень в лесу
(на материале художественного конструирования
с применением новой технологии в старшей группе)
с применением новой технологии в старшей группе)
Сенченкова Людмила Ивановна
Программное содержание. Освоение действий построения пейзажной композиции:- изображение нескольких деревьев разных порорд, объединённых общим содержанием и настроением;
- передача характерных признаков деревьев, дающих возможность не только узнать их, но и подчеркнуть индивидуальные особенности в строении каждого объекта, выделить среди подобных (формой и цветом ствола, расположением ветвей, цветом листьев и др.) ;
- выражение своего впечатления от окружающей действительности (цвет, форма, композиция).
Материал. Стенды обтянутые тканью,элементы конструктора из ткани (разного размера, формы и цвета), цветные шерстяные нитки, вата, ножницы, стихотворения о золотой осени, иллюстрированный материал к беседе "осень".
Ход занятия. Воспитатель читает стихотворения об осени А. Пушкина, С. Есенина, А. Плещеева и др.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса... А. Пушкин
Осень! Небо тучно, ветер шумит.
Природа скучно всюду глядит. С. Есенин
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кстья ярко-красные вяжущих рябин. А. Толстой
Миновало лето, осень наступила.
На полях и рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи. А. Плещеев
В начале занятия уточняются детские представления о временах года, о сезонных изменениях в природе; рассматриваются иллюстрации с целью вызвать в воображении детей достаточно яркую картину того, что они будут передавать в сюжетной композиции.
Ребята, давайте вспомним приметы осени. Какая она? (ответы детей)
Почему в стихотворении Пушкина говорится "прощальная краса"?
"Золотая осень" это какая осень? Что в ней завораживающее? Какими выглядят деревья в пору "золотой осени"?
Что вы скажите про небо? Каким оно бывает осенью? Как вы его изобразите на своей пейзажной картине? Какого цвета фигуры возьмёте?
Давайте вместе вспомним как изобразить деревья разных пород, не только хвойные, но и разнообразные лиственные деревья: дуб - могучее дерево с высоким кряжистым стволом, толстыми, узловатыми ветками, отходящими от ствола почти под прямым углом. Берёза - белоствольное дерево, ствол может быть изогнут, к нему под острым углом примыкает большое количество веток. Ствол берёзы, выросший в лесу, может быть прямой, ветвей на нём, как правило, немного и располагаются они в верхней части ствола. Ветки под тяжестью изгибаются и плавно спускаются вниз, образуя красивые ниспадающие зелёные каскады листвы. У ели верхние ветки короткие, растут вверх, средние - длинные, слегка изгибаются, направлены в стороны и вверх, нижние - длинные, прогибаются под тяжестью, направлены в сторонв и вниз. У маленькой ёлочки прямостоящий ствол, тонкий и сужающийся к верхущке. Старое дерево - почти не видно ствола, ветки густые, изогнутые.
Эти особенности крон деревьев я предлагаю вам передать с помощью ниток и "выгнутых треугольников" зелёного цвета (разных оттенков). Нитки можно использовать и при передаче травяного покрова, иголок у ежа, шубки у белочки, зайца и др.
При изображении неба в пейзажной композиции должно быть сочетание общей картины и её настроение. В период золотой осени, небо, как правило, будет голубым с разными по форме облаками: кучевыми - воздушными горками с белоснежными вершинами и перистыми - плоскими полосками (нитями), разлетевшими по всему небу.
Покажите яркость и пышность листвы деревье при помощи применения разных цветов и оттенков геометрических фигур. При изображении построения изображени смелее используйте не только фигуры круглой и овальной формы, но и треугольной. Облака можно изобразить при помощи не только ниток, но и ваты (придать лёгкость и воздушность).
Воспитатель направляет детей на развитие творческой активности, косвенно подводит к интересному решению. Предлагает не ограничиваться передачей схематического облика деревьев, животных, а выделять наиболее типичные характеристики каждого вида и индивидуальные особенности конкретного объекта (разные деревья, разные животные, разные облака).
Дети приступают к построению изображения. Каждый ребёнок работает на отдельном стенде. Педагог индивидуально беседует с каждым воспитанником, уточняет его замысел, направляет на раскрытие темы и возможные пути её реализации в конструкторском материале, но не поощряет копирование иллюстраций. Наводящими вопросами помогает ребёнку создать свой замысел, опираясь на свой личный опыт и имеющиеся у него представления об осени. В процессе конструирования педагог советами и вопросами подводит детей к лучшему и согласованному размещению изображений первого и второго плана, помогает выделить главное, передать в композиции смысловые и характерные особенности.
Учитывая особенности каждого ребёнка и приобретённый ими ранее опыт, педагог добивается завершённого композиционного интересного и выразительного изображения, раскрывающего тему и передающего отношение ребёнка к изображаемому эпизоду.