Задачи образовательной деятельности по образовательным
областям: подготовительная к школе группа
Большакова Татьяна Юрьевна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 58
Калининского района Санкт-Петербурга
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 58
Калининского района Санкт-Петербурга
Задачи образовательной деятельности по образовательным областям на триместр воспитателями составляются в соответствии с рабочей программой и на прямую зависят от тех занятий, которые будут запланированы на этот период с учетом календарно-тематического планирования, при этом необходимо выполнить обобщение отдельно поставленных задач.
Общие требования, предъявляемые к постановке задач занятия:
Общие требования, предъявляемые к постановке задач занятия:
- задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.
- задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве).
- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).
В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
I триместр (сентябрь-октябрь-ноябрь)
«Социально – коммуникативное развитие»:
Создавать условия для практической реализации интереса детей к школе, учебной деятельности, к деятельности учителя, его взаимоотношения с учениками. Углублять представления детей о взаимосвязи людей разных профессий, роли машин и механизмов в труде человека, о том, что труд существовал всегда, изменялись его средства и формы в связи техническим прогрессом.
Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дама, на улице, в транспорте; формировать умение в случае необходимости вызвать скорую и пожарную помощь, полицию. Закреплять представления о правилах дорожного движения, о профессиях инспектора ГАИ, регулировщика, водителя, о работе светофоров.
Расширять представления о карте и глобусе, Россиии. Познакомить с некоторыми странами и континентами, развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство собственного достоинства, желании выбора исходя из реальной возможности, формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.
«Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве, их назначении и значении; умение сравнивать предметы, придуманные людьми с объектами природы. Закреплять знания детей о различных материалах, воспитывать интерес и бережное отношение к рукотворному миру. Обобщать и систематизировать представления детей о семье, расширять представления о родовых корнях семьи, активизировать познавательный интерес к семье и близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Закреплять знания детей о цифрах от 0 до 9 и числа 10; умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с образованием двузначного числа: с новой единицей – десятком. Продолжать формировать умение решать логические задачи на установление закономерностей, формулировать учебную задачу, понимать ее и выполнять самостоятельно. Расширять представления детей о часах, геометрических фигурах, математических знаках. Закреплять умение понимать отношения между числами. Равенством, неравенством; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Расширять представления детей о том, что планета Земля это громадны шар, о водном пространстве, о материках, о живых существах планеты. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях., правилах их сбора, хранения и применения. Продолжать знакомить с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Уточнить представления детей о жизни растений осенью, о приспособлении семян к распространению. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
«Речевое развитие»:
Развивать умение понимать и самостоятельно образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать родственные слова, согласовывать притяжательные местоимения с существительными, употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе, образовывать слова с опорой на мягкий знак, согласовывать числительные с существительными, развивать у детей способность к подробному пересказу сказки, рассказа с опорой на картинки и без; упражнять в монологической и диалогической речи.
«Художественно – эстетическое развитие»:
На основе ранее полученных впечатлений, знаний развивать умение самостоятельно передавать в рисунке содержание, композицию, цветовую гамму предметов, эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности предметов, величину, пропорции. Развивать творческие способности детей, полученные представления, изобразительные и технические умения, умения строить художественный замысел.
Закреплять у детей умение работать ножницами; упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, развивать чувство цвета, формы, композиции.
Формировать умение у детей сообща планировать работу, добиваться общего результата, помогать друг другу, советоваться, при необходимости отстаивать свою точку зрения, мотивируя ее; универсальные умения: видеть объект с разных точек зрения (децентрация), планировать постройку, договариваться, оценивать общий результат.
Продолжать развивать умение складывать игрушку оригами, используя базовые формы «книжка», «долина».
Закреплять умение передавать форму и характерные особенности предметов при лепке с натуры и из опыта, использование знакомых приемов лепки. Формировать умение обдумывать и создавать несложную сценку из вылепленных фигурок животных, птиц, человека. Развивать фантазию и воображение при оформлении работ.
«Физическое развитие»:
Активизировать двигательный опыт и совершенствовать двигательную активность. Расширять представления о некоторых видах спорта. Закреплять представления детей о ценностях здорового образа жизни,о внешних и внутренних особенностях строениятела человека и необходимости охраны своего здоровья (понимание как поддержать, укрепить и сохранить), умение обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Закрепить правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Создавать условия для практической реализации интереса детей к школе, учебной деятельности, к деятельности учителя, его взаимоотношения с учениками. Углублять представления детей о взаимосвязи людей разных профессий, роли машин и механизмов в труде человека, о том, что труд существовал всегда, изменялись его средства и формы в связи техническим прогрессом.
Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дама, на улице, в транспорте; формировать умение в случае необходимости вызвать скорую и пожарную помощь, полицию. Закреплять представления о правилах дорожного движения, о профессиях инспектора ГАИ, регулировщика, водителя, о работе светофоров.
Расширять представления о карте и глобусе, Россиии. Познакомить с некоторыми странами и континентами, развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство собственного достоинства, желании выбора исходя из реальной возможности, формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.
«Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве, их назначении и значении; умение сравнивать предметы, придуманные людьми с объектами природы. Закреплять знания детей о различных материалах, воспитывать интерес и бережное отношение к рукотворному миру. Обобщать и систематизировать представления детей о семье, расширять представления о родовых корнях семьи, активизировать познавательный интерес к семье и близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Закреплять знания детей о цифрах от 0 до 9 и числа 10; умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с образованием двузначного числа: с новой единицей – десятком. Продолжать формировать умение решать логические задачи на установление закономерностей, формулировать учебную задачу, понимать ее и выполнять самостоятельно. Расширять представления детей о часах, геометрических фигурах, математических знаках. Закреплять умение понимать отношения между числами. Равенством, неравенством; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Расширять представления детей о том, что планета Земля это громадны шар, о водном пространстве, о материках, о живых существах планеты. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях., правилах их сбора, хранения и применения. Продолжать знакомить с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Уточнить представления детей о жизни растений осенью, о приспособлении семян к распространению. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
«Речевое развитие»:
Развивать умение понимать и самостоятельно образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать родственные слова, согласовывать притяжательные местоимения с существительными, употреблять существительные в родительном падеже с предлогом и без предлога в единственном и множественном числе, образовывать слова с опорой на мягкий знак, согласовывать числительные с существительными, развивать у детей способность к подробному пересказу сказки, рассказа с опорой на картинки и без; упражнять в монологической и диалогической речи.
«Художественно – эстетическое развитие»:
На основе ранее полученных впечатлений, знаний развивать умение самостоятельно передавать в рисунке содержание, композицию, цветовую гамму предметов, эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности предметов, величину, пропорции. Развивать творческие способности детей, полученные представления, изобразительные и технические умения, умения строить художественный замысел.
Закреплять у детей умение работать ножницами; упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, развивать чувство цвета, формы, композиции.
Формировать умение у детей сообща планировать работу, добиваться общего результата, помогать друг другу, советоваться, при необходимости отстаивать свою точку зрения, мотивируя ее; универсальные умения: видеть объект с разных точек зрения (децентрация), планировать постройку, договариваться, оценивать общий результат.
Продолжать развивать умение складывать игрушку оригами, используя базовые формы «книжка», «долина».
Закреплять умение передавать форму и характерные особенности предметов при лепке с натуры и из опыта, использование знакомых приемов лепки. Формировать умение обдумывать и создавать несложную сценку из вылепленных фигурок животных, птиц, человека. Развивать фантазию и воображение при оформлении работ.
«Физическое развитие»:
Активизировать двигательный опыт и совершенствовать двигательную активность. Расширять представления о некоторых видах спорта. Закреплять представления детей о ценностях здорового образа жизни,о внешних и внутренних особенностях строениятела человека и необходимости охраны своего здоровья (понимание как поддержать, укрепить и сохранить), умение обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. Закрепить правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
II триместр (декабрь-январь-февраль)
«Социально – коммуникативное развитие»: Продолжать у детей формировать способности эмоциональной саморегуляции, проявление эмоциональной отзывчивости на неблагополучие свое и сверстника; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке; формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны; пробуждать интерес детей к истории России; воспитывать доброту, заботу друг о друге, мнение решать проблему сообща.
«Познавательное развитие»
Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира, расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; формировать представление детей о работниках типографии, библиотеки, медицины и т.д.
Формировать умение составлять примеры. Читать записи; решать логические и математические задачи, формулировать учебную задачу, понимать и выполнять ее самостоятельно; закреплять умение правильно пользоваться знаками + и - ; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткое, покороче, выше, глубже). Знакомить с образованием чисел от 13 до 20; формировать умение писать числа; составлять число 10 из двух меньших. Продолжать формировать представление о линейке, часах, геометрических фигурах; формировать навыки самооценки, самоконтроля.
Обобщать представления детей о типичных явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Уточнить представления детей о знакомых птицах и условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать эстетическое отношение к явлениям природы, животным и птицам.
«Речевое развитие»
Развивать творческое воображение, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, сочинять загадки; упражнять детей в употребление в речи сложных предложений,упражнять в пересказывании. Формировать у детей навыки связной речи, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами. Умение пользоваться в речи предлогами, развивать внимание, логическое мышление.
Закрепить артикуляцию и характеристику звуков, развивать фонематический слух, внимание память.
«Художественно – эстетическое развитие»
Закреплять умение изображать картину природы, передавая строение различных деревьев. Формировать умение выбирать изобразительное содержание, отражать характерные особенности пейзажа, передавать в рисунке образы знакомых стихотворений, закреплять умение делать набросок простым карандашом, придумывать украшающие детали, оформляя затем изображение в цвете. Продолжат формировать умение детей создавать декоративную композицию; развивать композиционные умения, эстетические чувства.
Закреплять умение самостоятельно намечать содержание лепки, доводить начатое до конца, развивать чувство формы, пропорции, глазомер, правильно оценивать свою работу и работу своих друзей.
Вызвать у детей интерес к составлению оригинальной композиции, развивать умение задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, развивать координацию движения, чувство композиции.
Вызвать интерес к конструированию из бумаги, создавать условия для изготовления объемных игрушек, используя в работе условную метку. Упражнять детей в совместном планировании работы, подборке материалов, оказании помощи друг другу.
«Физическое развитие»
Становление у детей ценностей здорового образа жизни. Развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях. Приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. Формирование устойчивых представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. Продолжать формировать навыки двигательной деятельности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать внимание, смелость, ловкость быстро действий и реакции.
Развивать мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста, увеличивать подвижность и гибкость пальцев рук.
Вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических правил, побудить детей к постоянному их соблюдению. Формировать представления о том, что такое раны и синяки, как мы дышим, как устроен нос, как победить простудные заболевания, для чего нужна кожа, что ей может навредить, почему она должна быть чистой, что такое плоскостопие, как сохранить правильную осанку, как стать сильным, какой спорт лучше выбрать. Развивать воображение, мышление и взаимодействие друг с другом.
III триместр (март-апрель-май)
«Социально – коммуникативное развитие»
Продолжать формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре, воспитывать умение устанавливать доброжелательное взаимоотношение с другими детьми на основе развития гуманных чувств. Формировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах, культурном и историческом содержании; воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство гордости за звание петербуржец. Продолжать формировать представления детей о женских профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Закреплять знания и представления о предметах материальной культуры и о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы. Формировать у детей сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих, психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
«Познавательное развитие»
Формировать умение отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка из двух меньших, записывать результаты составления. Выкладывать из счетных палочек символические силуэты изображения предметов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени. Понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Уточнить и расширить представление детей о птицах. Закрепить знания о весеннихизменениях в живой и неживой природе; расширить представления о первых цветах весны, лекарственных растениях, значении растений; представления о зависимости всего живого о состоянии растительного мира.
«Речевое развитие»
Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности; поддерживать интерес к диалогу; умение составлять сравнительные рассказы по картинкам, используя средства выразительности. Расширять интерес детей к различным литературным жанрам, упражнять в придумывании небольших стихов. Закреплять умение отвечать на вопросы, упражнять в пересказывании, закрепить артикуляцию и характеристику звуков, развивать фонематический слух, внимание память.
«Художественно – эстетическое развитие»
Формировать у детей умение вырезать цветы, листья из бумажных квадратов и прямоугольников. Познакомить с разными приемами вырезания одной геометрической фигуры, возможность получения разных образов из одной фигуры. Вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами.Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать самостоятельность и инициативность. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством.Продолжать формировать умение рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения людей и животных, создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами; вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета.
Вызвать у детей интерес к созданию коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; совершенствовать технику лепки, развивать способности к композиции. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, развивать мелкую моторику и синхронизировать движения рук. Закреплять умение задумывать содержание изображения, доводить замысел до конца. Развивать воображение, творчество.
Вызвать интерес к конструированию из бумаги, создавать условия для изготовления объемных игрушек, используя в работе условную метку. Упражнять детей в совместном планировании работы, подборке материалов, оказании помощи друг другу.
«Физическое развитие»
Становление у детей ценностей здорового образа жизни. Развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях. Приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. Закрепление представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
Развивать у детей мелкую моторику рук, увеличивать подвижность и гибкость пальцев рук.
Вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических правил, побудить детей к постоянному их соблюдению. Формировать представления о значении зрения, дыхания, слуха, обоняния в жизни человека; представление о совеем теле, как едином организме, воспитывать умение и желание следить за своим здоровьем.
Продолжать формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре, воспитывать умение устанавливать доброжелательное взаимоотношение с другими детьми на основе развития гуманных чувств. Формировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах, культурном и историческом содержании; воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство гордости за звание петербуржец. Продолжать формировать представления детей о женских профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Закреплять знания и представления о предметах материальной культуры и о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы. Формировать у детей сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих, психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
«Познавательное развитие»
Формировать умение отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка из двух меньших, записывать результаты составления. Выкладывать из счетных палочек символические силуэты изображения предметов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени. Понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Уточнить и расширить представление детей о птицах. Закрепить знания о весеннихизменениях в живой и неживой природе; расширить представления о первых цветах весны, лекарственных растениях, значении растений; представления о зависимости всего живого о состоянии растительного мира.
«Речевое развитие»
Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности; поддерживать интерес к диалогу; умение составлять сравнительные рассказы по картинкам, используя средства выразительности. Расширять интерес детей к различным литературным жанрам, упражнять в придумывании небольших стихов. Закреплять умение отвечать на вопросы, упражнять в пересказывании, закрепить артикуляцию и характеристику звуков, развивать фонематический слух, внимание память.
«Художественно – эстетическое развитие»
Формировать у детей умение вырезать цветы, листья из бумажных квадратов и прямоугольников. Познакомить с разными приемами вырезания одной геометрической фигуры, возможность получения разных образов из одной фигуры. Вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами.Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать самостоятельность и инициативность. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством.Продолжать формировать умение рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавая движения людей и животных, создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами; вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета.
Вызвать у детей интерес к созданию коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; совершенствовать технику лепки, развивать способности к композиции. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, развивать мелкую моторику и синхронизировать движения рук. Закреплять умение задумывать содержание изображения, доводить замысел до конца. Развивать воображение, творчество.
Вызвать интерес к конструированию из бумаги, создавать условия для изготовления объемных игрушек, используя в работе условную метку. Упражнять детей в совместном планировании работы, подборке материалов, оказании помощи друг другу.
«Физическое развитие»
Становление у детей ценностей здорового образа жизни. Развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях. Приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. Закрепление представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
Развивать у детей мелкую моторику рук, увеличивать подвижность и гибкость пальцев рук.
Вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических правил, побудить детей к постоянному их соблюдению. Формировать представления о значении зрения, дыхания, слуха, обоняния в жизни человека; представление о совеем теле, как едином организме, воспитывать умение и желание следить за своим здоровьем.