Проект
Наши друзья - муравьи
Синицина Анна Геннадьевна,
воспитатель младшей
группы № 6«Капитошка»
Вид проекта: краткосрочный, информационно - исследовательский,творческий.воспитатель младшей
группы № 6«Капитошка»
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность проекта: во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят? » Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых (муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность).
Цель проекта: дать понятие о муравьях.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о муравье как о насекомом, образе его жизни, жилище-муравейник.
2. Развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику во время ИЗО – деятельности.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к живому, эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (муравей);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (бегает), где и как зимуют;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Сотрудничество с семьей:
• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
• Изготовление родителями совместно с детьми из природного или бросового материала поделки «Муравей».
Продукт проектной деятельности:
• Выставка поделок «Муравей»
• Развлечение «Не обижайте муравья!»
• Работа по художественному творчеству: раскраски «Муравей», лепка «Муравейник».
Реализация проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Информирование родителей о реализации проекта.
- Разработка плана проекта.
Основной этап:
- Беседа: «Насекомые»
- Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
- Чтение К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
- Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
- Просмотр мультфильма по сказке В.Бианки
- Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
- Целевая прогулка «Муравьи»
- Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание под лупой, опыт «Муравьиные дорожки»
- Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
- Раскраска рисунка «Муравей»
- Лепка «Муравейник»
- Конструирование «Строим дом для муравья»
Заключительный этап:
- Проведение развлечения «Не обижайте муравья».
- Выставка совместных работ родителей с детьми «Муравьи»
Материалы к проекту
Беседа на тему «Насекомые»
Цель: расширить и уточнить представления детей о насекомых воспитывать любознательность вызвать интерес к теме недели.
Ход беседы:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображение насекомых.
- Кого вы видите на этих картинках? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Жук, бабочка, пчела, комар, муравей, кузнечик - это насекомые.
Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых.
Муравей ползёт по лесу.
Нелегко тяжеловесу –
Он несёт тростинку в дом,
Залатать все дыры в нём.
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
Знаменит - тяжеловес.
Тяжесть может он поднять
Тяжелей себя раз в пять.
Все проблемы, да заботы.
Дом построить надо в срок,
Запастись на зиму впрок.
Все успеет муравей,
У него ведь сто друзей!
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Ловко тащит он травинку
В мире нет его сильней
На полянке домик строит
Работяга....(Муравей)
Чьи -то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей ... . (Муравья)
В Горе-мастера.
Из травинок и иголок
Под сосной построен Город.
В нём сто улиц - коридоров.
Взад-вперёд снуют здесь жители
По профессии - строители.
(Муравейник.)
Целевая прогулка «Муравьи»
Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;
Ход прогулки.
Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.
Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.
Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.
Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.
Я – муравей – трудяга,
Со мной моя коряга.
Несу домой тяжелый груз.
Своим трудом всегда горжусь.
1. Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.
2. Дидактическая игра. «Длинная и короткая палочка».
Цель: учить детей различать длинные и короткие палочки.
Воспитатель кладет на стол деревянные палочки разной длины.
Воспитатель. Чтобы построить муравейник, нам нужны длинные и короткие палочки. Но они перемешались. Давайте, их разделим: в красную коробку соберем длинные палочки, а в синюю – короткие. Дети-«муравьишки» разделимся на две команды- девочки и мальчики. По моему сигналу (звон колокольчика) дети-«муравьишки» по очереди начинайте раскладывать палочки в коробки. (Дети выполняют предложенное задание) .Воспитатель. Молодцы, муравьишки! Теперь нам легко будет построить муравейник. (Построить муравейник из палочек можно во второй половине дня с группой детей или индивидуально)
3. Труд в природе.
Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)
Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .
Воспитатель. Хорошо вы потрудились, теперь можно поиграть. Хотите?
(Ответ-предположение детей) Да, хотим.
4. Подвижная игра. «Осень, зима, весна».
Цель: учить детей внимательно слушать команды воспитателя, быстро действовать по сигналу, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Воспитатель. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Муравьи собираются вместе и засыпают. Спят они и зимой. Когда наступает весна, они просыпаются.
Вот здесь будет муравейник (воспитатель очерчивает на земле круг, сюда будут собираться муравьи поздней осенью, здесь будут спать зимой, а весной они будут выходить из своего домика и гулять.
Дети-муравьишки стоят за чертой в разных местах площадки. По сигналу воспитателя «Осень» «муравьишки» направляются к «муравейнику», собираются все вместе в «домике-муравейнике». По сигналу воспитателя «Зима», имитируют сон (прикладывают сложенные ладошки к щеке и закрывают глаза). По сигналу воспитателя «Весна», дети открывают глаза, опускают руки и выходят из муравейника. Воспитатель снова говорит «Осень», «Зима», «Весна», - игра повторяется.
Раскраска «Муравей»
Конструирование «Строим дом для муравья»
Цели:
1. Расширять представления о постройке устойчивых конструкций.
2. Развивать воображение, мышление и моторику рук.
3. Воспитывать желание заботиться о насекомых,
4. Учить работать в группе совместно с товарищами.
Дети делятся на группы, получают строительный материал и за определенное время вместе строят сооружение, затем воспитатель вместе с остальными ребятами рассматривают, обсуждают и оценивают работу. После этого группы меняются строительными материалами и снова приступают к работе и т. д.
Развлечение «Не обижайте муравья».
Цель: расширить познания детей о насекомом – муравье, его жилище; показать, как можно определить погоду по поведению муравьев.
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания детей о муравьях;
2. развивать познавательную активность, память, речь;
3. воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Ход развлечения:
1. Отгадывание загадок.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник и муравьи)
2. Демонстрация иллюстраций муравья и муравейника.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно. (Муравей)
3. Беседа по вопросам.
- Муравей – это кто?
- Где живет? Как называется жилище?
- Сколько у него лапок?
- Чем любит лакомиться?
- Это полезное насекомое?
- Можно ли разорять муравейник?
Демонстрация экологического знака «Муравейники не разорять!»
4. Эксперимент.
- Если на муравейник положить конфету или кусок сахара что произойдет? (Муравьи его облепят и отнесут внутрь.)
5. Чтение стихотворений.
Не обижайте муравья,
Его обидеть очень просто,
Он очень мал, он очень мал,
Он очень маленького роста.
На вид, конечно,мелковаты,
Но все, что можно тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?
(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде.А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)
Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев)
6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Воспитатель читает:
Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Загадки про насекомых( с демонстрацией изображения насекомых).
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)
Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Шевелится у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза.
Называют ее …(стрекоза)
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (кузнечик)
8. Выставка поделок и рисунков.
Консультации для родителей:
«Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»,
«Опасные насекомые».