Методика проведения тренировки по метанию малого мяча
воспитатель МДОУ детский сад № 7
«Ласточка», д. Низино
Введение
Актуальность.
Метание относится к основным видам движений, оно имеет большое прикладное значение, применяется в быту и трудовой деятельности, в подготовке военнослужащих Российской Армии. Метание способствует созданию так называемого «мышечного корсета», так как укрепляют основные мышечные группы спины, живота, пояса верхних конечностей. Движения типа метания развивают различные мышечные группы, увеличивают подвижность в суставах, развивают быстроту, координацию движений, скоростно-силовые возможности, способность управлять своими движениями.
Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание – сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с момента выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска.
При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности. Таким образом, в любом образовательном учреждении, где начинают знакомиться с метанием, будет полезна данная методическая рекомендация.
Упражнения, подводящие к метанию | ||||
№ | Шаблон круговой тренировки | Наименование упражнения, подводящего к метанию | Краткое описание | |
Катание мяча | Полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется "толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение — катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять- мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Дети катают утяжеленный набивной мяч весом до„Д кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча. | |||
Бросание мяча о землю | Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде. | |||
Бросание и ловля мяча | Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить не прижимая4 к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях— сидя, стоя/парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом. | |||
1. | Краткое описание | |||
1.1. | Метание из-за головы. |
Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку. При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом. |
||
1.2. |
Метание из-за спины |
Через плечо правой рукой следующая: исходное положение — правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме. |
||
1.3. | Метание прямой рукой сверху | Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом (мешочком или мячом) — вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх—назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет. | ||
1.4. | Метание прямой рукой снизу | Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед—вверх. | ||
1.5. | Метание прямой рукой сбоку | Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево—вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет. | ||
1.6. | Метание с четырех шагов | Подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага — обычные, третий — скрестный. Правая нога разворачивается носком вправо и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг — выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад — производится бросок. | ||
Подвижные игры | ||||
2. | Наименование игры | Краткое описание | Библиография | |
2.1. | «Лови и бросай, упасть не давай» |
Задачи: развивать координацию общих движений, слухового внимания; обучить действовать по словесной инструкции. Дети стоят по кругу, в центре – педагог с большим мячом. Он по очереди бросает мяч то одному, то другому ребенку, называя по имени, произнося: «лови и бросай — упасть не давай!» |
Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» | |
2.2. | «Школа мяча» |
Группа упражнений 1. 1) Бросить мяч вверх и поймать двумя руками. 2) Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой. 3) Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой. 4) Ударить мяч о землю и поймать двумя руками (рис) 5) Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой. 6) Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой. Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками. Группа упражнений 2 (у стены). 1) Ударить мяч о стену и поймать двумя руками. 2) Ударить мяч о стену и поймать одной рукой. 3) Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой. 4) Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками. 5) Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой. Все эти упражнения могут выполняться с хлопками. |
Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» | |
2.3. | «Мяч водящему» |
На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть. Правила: начинать бросать мяч по сигналу. |
Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду». |
|
2.4. | «Успей поймать» | Играющие становятся в 2 колонны на расстоянии 2-2.5 м. Мяч в руках у водящего. По сигналу он бросает мяч игроку стоящему первым, который поймав мяч, возвращает его водящему и приставными шагами перемещается в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и то же ловит мяч и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки вернутся на свои места. | И.М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ» | |
2.5. | «Сбей кеглю» |
Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч. Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается. Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами: Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли) Ровно-ровно в ряд стоят! К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками) И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли) Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли. |
И.М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ» | |
2.6. | «У кого мяч» |
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки. |
Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет» | |
2.7. | «Играй, играй, мяч не теряй» |
Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх. Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко. Дозировка: 2-3 мин. |
Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» |
|
Взаимодействие с семьей | ||||
3. | Месяц | Рекомендации для родителей | Краткое описание | |
3.1. | сентябрь | Сообщение педагога на родительском собрании «О значении метания для физического развития детей» |
Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находится в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобретать собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Простейшие манипуляции с мячом ребенка дошкольного возраста перерастают в овладение им метанием. МЕТАНИЕ— движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему. |
|
3.2. | ноябрь | Практикум «Игры с целлулоидным мячом» |
Все дети без исключения с большим удовольствием играют с юркими, на первых порах непослушными целлулоидными и перьевыми мячами. Эти игры эмоциональны, занимательны, они укрепляют костно-связочный аппарат, тренируют мелкие мышцы тела и рук, усиливают кровообращение, углубляют дыхание, развивают ловкость, согласованность движений, вырабатывают глазомер, быстроту действий, воспитывают выдержку, внимание, настойчивость, закаляют волю.В играх с мячами может участвовать вся группа сразу (с разбивкой ее на команды, подгруппы) или часть детей группы, остальные занимаются другими играми. В конце игры рекомендуется несколько минут на самостоятельную игру с мячом. Желательно на каждого ребенка иметь мяч. Вес целлулоидного мяча до 2,5 г, диаметр около 4 см. Достоинства мяча: небольшая величина, хороший подскок, легкий вес. Неплохо иметь и несколько мячей (шариков), окрашенных в различные цвета: красный, синий, зеленый и т.д. |
|
3.3. | январь | Мастер класс с родителями «Игры с мячом» | Цель: учить координировать движения в соответствии с двигательной задачей, развивать силу, ловкость, глазомер, умение передвигаться с мячом в пространстве, воспитывать стремление заниматься с детьми дома. Актуальность. Игры с мячом были известны и любимы во все времена. В детских играх мяч по популярности занимает первое место. Он притягивает и манит детей всех возрастов, стимулирует фантазию и двигательное воображение. Игры и игровые упражнения с мячом – это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно ребенок становится более ловким, сильным. Игры с мячом -незаменимое средство при подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а ее двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Сегодня мяч многолик. Это- фитбол, хоп, массажный мяч, пластмассовый мяч, резиновый мяч и т.д. видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. |