Основы безопасности на дорогах для дошкольников
Топчий Екатерина Александровна,
воспитатель МДОУ детский сад № 7
«Ласточка», д. Низино
Актуальность:
На сегодняшний день, актуальность этой проблемы высока. Связано это, в первую очередь, с тем, что дети дошкольного возраста практически не имеют защитной психологической реакции на дорожную обстановку, которая присуща взрослым. Неутомимая жажда знаний у детей, желание узнать и увидеть что-то новое, часто сталкивает ребёнка с реальной опасностью, особенно на улице. Именно поэтому необходимо изучать с детьми правила дорожного движения уже с дошкольного возраста, обязательно формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах. Эта программа направлена на то, чтобы помочь решать задачи формирования навыков осознанного поведения на улице у детей дошкольного возраста.
Цели:
1. Активизировать работу детского сада по профилактике дорожного движения.
2. Помощь в формировании навыки безопасного поведения дошкольников на улице.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение.
2. Расширять представления детей о ПДД.
3. Развивать у детей способность применять полученные знания в детском саду.
Подвижные игры по правилам дорожного движения:
Подвижные игры помогают дошкольникам приобрести знания по правилам дорожного движения в весьма интересной для них форме, прививают им навыки и умения осознанного поведения на улицах, вызывают интерес к труду водителей транспортных средств, а также к работе сотрудников ГАИ. В процессе подвижных игр у детей совершенствуются и закрепляются навыки и умения действовать в динамично меняющихся условиях, умение быстро реагировать на неожиданную и новую ситуацию.
1. «К своим знакам»
Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Материалы: дорожные знаки
Ход игры: Дети делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком и объясняет его значение. По сигналу, играющие расходятся по площадке. Водящие в это время меняются местами и знаками. По команде дети должны быстро найти свой знак встать в круг. Водящие держат знаки над головой.
2. «Сигналы светофора»
Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, согласованность и сотрудничество.
Материалы: Мешочек с мячами красного, желтого, зеленого цветов, стойки.
Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или желтый шар, то команда стоит на месте; зеленый- передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.
3. Игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Води-тель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они за-нимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная оста-новка на противоположной стороне зала.
4. Игра «Зебра» (на время и точность исполнения).
Цель: Напомнить детям что такое «зебра» и как правильно переходить дорогу. Закреплять умение быстро и точно выполнять задание, развивать командный дух.
Материалы: Полосы белой бумаги или картона
Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладет полосу, встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладет свою « ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.
5. Игра «Гараж»
Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – сто-янки машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как толь-ко музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся, без места выбывают из игры.
6. «Ловкий пешеход»
Цель: Развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой рукой на ходу
Материалы: Плоское вертикальное изображение светофора с прорезанными круглыми отверстиями на месте фонарей (диаметр вдвое больше мяча), резиновый или пластмассовый мяч, «зебра» (на улице можно нарисовать мелом, в помещении использовать коврик с полосками)
Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекресток. Чтобы перейти, нужно на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - выбываешь, попал в желтый – бросаешь еще раз. Затем можно переходить дорогу строго по зебре.
7. «Запомни сигналы регулировщика»
Цель: Напомнить детям о профессии регулировщика, объяснить значения знаков, развивать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Подготовка:
Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Материалы: Флажки
Дети делятся на команды. В каждой из них выбирают капитана. Капитаны располагаются за стартовыми линиями – одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м. Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки.
Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью -приготовится; зеленый свет – регулировщик к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.
запрещается отнимать флажки друг у друга.
За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
Капитаны команд играют на равных правах со всеми
8. Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик до-рожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водя-щий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочи-на и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пеше-ход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
9. «Сдаем на права шофера» (малой подвижности)
Цель: Напомнить детям о профессии шофера и автоинспектора, закрепить знание дорожных знаков
Материалы: Жетоны, дорожные знаки
Ход игры: В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса.
Игрок, первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.
10. Игра «Знающий пешеход»
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом сорев-нования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, напри-мер, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной до-рожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?» На что улица отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задает один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.
Отряд, правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будут вручен вымпел «Пешеходам - отличникам».
11. «Цветные автомобили»
Цель: Упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
Подготовка к игре:
Материалы: Цветные рули; сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей.
Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.
Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
12. Игра «Эстафета автомобилей»
Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впереди стоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка (булава, на расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
13. «Такси» (бег)
Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.
Материалы: обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков); Свисток.
Ход игры: Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым. Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.
14. Игра «Лови – не лови»
Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т. п. (в этом случае мяч надо ловить, или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует). Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.
15. «Грузовики»
Цель: Развивать чувство равновесия
Материалы: Рули, мешочки с песком для каждого участника команды, две стойки.
Ход игры:
Играющие делятся на команды.
Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.
16. Игра «Найди пару»
Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
17. Игра «Огни светофора»
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ребенок, который ошибся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.
18. Игра «Тише едешь…»
Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности, но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.
19. Игра «Иду по дорожке»
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.
Таким образом, становится ясно, что привить детям умения осознанного безопасного поведения на дорогах при помощи одних только словесных обсуждений - невозможно. Тем временем, во время проведения подвижных игр, дети очень хорошо закрепляют эти навыки и умения. Избежать происшествий удастся лишь, воспитывая и обучая ребенка с самого младшего возраста. При этом важно понимать, что приобщение детей к безопасному поведению на дороге обязательно должно быть последовательным и систематическим.
Конспект занятия по ознакомлению с ПДД детей подготовительной группы.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; о светофоре; о различных дорожных знаках;
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о ПДД, полученных на занятиях.
Развивающие: Развивать навыки выполнения ПДД; сформировать привычку переходить дорогу только на зеленый свет светофора; развивать у детей последовательность безопасного поведения на дорогах, а также закреплять его через форму игры.
Оборудование: Карточки с изображением дорожных знаков; силуэт светофора; разрезные дорожные знаки; картонные круги по цветам сигналов светофора.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сейчас в детский сад вас водят ваши родители, дедушки, бабушки. Но в скором времени вы станете первоклассниками, и вам наверняка придется самостоятельно переходить через проезжую часть, по которой проезжают очень много автомобилей с большой скоростью. И если вы не будете знать правила дорожного движения, то можно попасть в большую беду.
Мы с вами и ранее изучали правила дорожного движения, а сейчас попробуем их закрепить, и для этого я предлагаю нам с вами отправиться в небольшое путешествие -«В волшебный город ПДД и дорожных знаков». Но для этого давайте сначала мы решим, на чем мы туда отправимся? (Выслушать ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, отправляемся туда на автобусе. Но сразу предупреждаю, для того, чтобы добраться до этого города, нам с вами нужно будет по пути выполнить несколько заданий, вы готовы? Значит – трогаемся!
Основная часть занятия.
Воспитатель: - Итак, наше первое задание – необходимо отгадать загадки!
Пешеходам объясняет,
Как дорогу перейти.
Он сигналы зажигает,
Помогая нам в пути. (Светофор)
Не торопится, идет
По тропинке пешеходной,
Неширокой, но свободной.
Кто же это?.. (Пешеход)
У него сигналов три.
Ты сигналы назови. (Красный, желтый, зеленый)
Я с окошками, как дом.
Есть колеса в доме том.
Домик мой катается,
В нем двери открываются. (Автобус)
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (Зебра)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием и отгадали все загадки! Поэтому мы можем ехать дальше! И я хочу предложить вам игру, которая называется «Да или нет?». Я буду задавать вопросы, а в ответ вы будете мне отвечать «Да» или «Нет».
1) Играть, кататься на велосипеде можно там, где автомобили едут? (Нет).
2) Если в светофоре горит красный сигнал. Можно идти через дорогу? (Нет).
3) У светофора 8 глаз? (Нет).
4) Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается? (Нет).
5) Пешком по дороге идет пешеход? (Да).
Воспитатель: И впереди у нас еще одна остановка. И ваша задача внимательно выслушать вопросы и правильно на них ответить.
1) Кто ходит по тротуару? (Пешеход).
2) Что может произойти, если пешеход или водитель, нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП).
3) Сколько колес у автомобиля? (4).
4) Кто управляет автомобилем? (Водитель).
5) Для чего нужна проезжая часть? (Для движения).
6) Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1).
Воспитатель: Как здорово! Вы абсолютно верно дали ответы на все мои вопросы! А это значит, что мы можем ехать дальше! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Светофор и его сигналы». Я буду вам сигнализировать как светофор, а вы выполнять движения, которые соответствуют этому сигналу: красный- стоим; желтый- готовимся к движению; зеленый – ходим по кругу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: «Шоферы»
Мы с Серёжкою шоферы,
Завели свои моторы.
(Вращательные движения руками перед собой)
А потом нажмем на тормоза.
(дети тянут ручку «тормоза» на себя.)
Закрываем фары.
(Дети закрывают глаза.)
Раз- два- три -четыре -пять.
(считают с закрытыми глазами)
В путь дорогу нам опять!
(Вращательные движения руками перед собой при движении вперед)
Воспитатель: Теперь, когда мы с вами немножко передохнули, можем продолжить наш путь. Сейчас попробуем проверить ваши знания правил дорожного движения. Я буду задавать вопросы, а вы попробуйте правильно на них ответить.
1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).
2. Как называется часть дороги, по которой движутся автомобили? (Дорога).
3. Какая часть дороги предназначена для транспорта? (Проезжая часть).
4. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
5. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину).
6. Какая часть дороги предназначена для пешеходов? (Тротуар).
7. Где следует ожидать автобус? (На остановке).
8. Где детям можно устраивать игры? (На детских площадках).
Воспитатель: И мы снова в пути! Впереди следующая остановка! На этот раз, я буду вам показывать дорожные знаки, а вы попытайтесь мне объяснить их значение.
(Далее происходит показ дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Главная дорога», «Подземный пешеходный переход», «Дети» «Уступи дорогу»).
Воспитатель: Ребята, где мы можем увидеть эти знаки? Что означают эти знаки? Скажите, а если переходить дорогу не по «пешеходному переходу», что может случиться? (Ответы детей).
А теперь хочу предложить вам игру «Составь целое». Ваша задача составить целый дорожный знак из нескольких частей и рассказать значение этого знака.
Воспитатель: Здорово ребята, вы все молодцы, все задания выполнили без ошибок и узнали много нового о правилах дорожного движения! Но нам все-таки пора вернуться обратно, в наш любимый детский сад.
Рефлексия:
- Скажите, пожалуйста, ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
- Есть ли что-то, что понравилось и запомнилось вам больше всего?
- Были ли такие задания, которые показались вам труднее, чем остальные? Выслушать ответы детей, обсудить наиболее запомнившиеся моменты.