Рекомендацмм для воспитателей по составлению
календарно-тематического планирования в группах
детей старшего дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС ДО
Вилякина Ольга Сергеевна
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Для создания системы в планировании используется несколько различных видов планирования.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе требований программы «От рождения до школы», комплексно-тематического и перспективно-календарного планирования (на 2-3 недели).
Календарно-тематический план составляется на каждый день.
ПРИНЦИПЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
3. Учет местных и региональных особенностей климата.
4. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
5. Учет индивидуальных особенностей .
6. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной игровой деятельности и общения со сверстниками).
7. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
8.Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
9.Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
10.Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке.
11.Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
12.Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать.
13.Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Для этого необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду.
14.Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Компонентами календарного планирования являются:
- Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми)
- Содержание (виды действий и задачи) определяется программой. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми состоит из четырех этапов: • Утро. • Прогулка. • 2-я половина дня. • Вечерняя прогулка.
Планирование утреннего отрезка времени:
По содержанию утренний отрезок времени включает:
• игровую деятельность,
• беседы с детьми,
• рассматривание предметов и
иллюстраций,
• индивидуальная работа с детьми;
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Количество видов деятельности в утренние часы в старшей и подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы (сюда же входит и ООД). Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности, опираясь на программу.
Планирование прогулки:
При планировании прогулки указывается тема прогулки, цели и задачи, вопросы к детям во время наблюдения, трудовая деятельность, подвижные и дидактические игры. Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности. Структура прогулки остается прежней.
Планирование второй половины дня:
• Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
• После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
-уборку групповой комнаты;
-ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
-стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
-изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
• индивидуальная работа с детьми;
• зрелищные мероприятия, развлечения:
-кукольный, настольный, теневой театры;
-концерты;
-спортивные, музыкальные и литературные досуги;
-слушание аудиозаписей и т.д.;
Вечерняя прогулка:
• Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.
• Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры.
Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.