Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Значение и удивительные свойства воды

Малыхина Инна Викторовна 
Цели:
Образовательные:
  • Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить опыты с водой, познакомить со свойствами воды. 
Развивающие:
  • Формировать представления о значении воды в природе и в жизни человека.
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской, деятельности, логическое мышление, речь. 
Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
  • Формировать экологическую культуру. 
Предварительная работа:
Чтение экологических сказок  о воде: «История одной Капли», «Сказка о месте, где нет воды»;  художественных  произведений: Л. Яхнин «Дождик, дождик», «Мойдодыр» (отрывок); беседы «Для чего нужна вода?», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!», «Круговорот воды в природе», разучивание стихотворений: В. Ланцетти «Лейка – молодец»,  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); потешек, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе и быту, проведение опытов, игры, слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря», просмотр м/фильмов «Беги, ручеек», «Берегите воду!», «Капля»; знакомство со словами
«лаборатория, «лаборант», «эксперимент», «воронка», «фильтрационная бумага»). 
Оборудование:
Фланелеграф (2 шт), мягкие коврики, картинки: полив растений, чистка зубов, приготовление еды, купание в моребутылка с водой, растение, человек, животное, насекомое, грибаудиозапись (шум дождя, моря, ручья) пластиковые стаканы, пластиковые рыбки, бутылки с водой на каждого ребёнка, вода речная, воронки, фильтрационная бумага; цветные пластиковые однотонные тарелки (глубокие); тазы, молоко сахар, лимонный сок в мелкой ёмкости (10шт), широкие прозрачные тарелки, чайные ложки.
 
Ход занятия 
 В: Ребята, послушайте стихотворение:
     Мы говорим она течёт;
     Мы говорим она играет;
     Она бежит всегда вперёд,
     Но никуда не убегает.
     В морях и реках обитает,
     А часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.
 В: О чём идёт речь в этом стихотворении? (о воде).
А это правда, что все мы жить не можем без воды? (да).  
Но сначала, предлагаю вам вспомнить, где живёт вода? Где мы можем её увидеть?  (пруды, озёра, реки, моря, океаны) 
Воспитатель вывешивает на фланелеграф картинку «бутылка с водой».
В: Кому нужна вода?
(Одному ребёнку предлагается подойти к фланелеграфу и вывесить вокруг те картинки, кому для жизни нужна вода - растениям, животным, насекомым, человеку, грибам). Воспитатель и дети проговаривают названия живых организмов. 
В: Почему всем живым организмам нужна вода? (чтобы всё в природе росло и не умирало). Вывод: Вода - это жизнь!
Как человек использует воду? (стирка белья, чистка зубов, приготовление еды, купание в море).
(второй ребёнок подходит к столу, находит эти картинки и вывешивает их на другую доску).
В: Может вы ещё что-то забыли? Давайте ещё вспомним (работа заводов, передвижение кораблей и т. д.) 
В: Всегда ли вода по цвету бывает одинаковой? (обращает внимание детей на стоящие на столе две ёмкости с водой).  (дети замечают, что в одном из сосудов вода грязная). Давайте проверим, так ли это.  
 
Опыт 1. «Грязная вода даёт осадок и не пригодна для жизни живых организмов».
(Демонстрация опыта воспитателем).
Вода из двух сосудов (чистая и грязная) пропускается через фильтры.  
В: Что вы наблюдаете? (ответы детей). Воспитатель поясняет, что только чистая вода является источником жизни и не вызывает болезни у всего живого. 
В: Ребята, а вы хотите узнать про воду ещё больше интересного?   А больше про воду знает Владычеца морская и нам предстоит отправиться к ней. Вы согласны? (да). 
Но прежде, чем к ней пойти послушайте какое стихотворение вам расскажет Алиса.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться! 
(дети двигаются по дорожке под музыку к Владычеце, а воспитатель надевает на себя костюм хозяйки воды.) 
Владычеца: (показывает ёмкость с чистой водой). Здравствуйте ребята.
Что вы можете сказать про воду? Какая она? (чистая, жидкая, бесцветная, прозрачная).  Так ли этоДавайте проверим с помощью опытов.
Вы мне поможете их проделать?
 
Опыт 2. «Вода- это жидкость»
Каждый ребёнок берёт стакан с чистой водой, делает кисть руки лодочкой и льёт себе на руку (над тазом, пытаясь удержать воду).  Вода сливается в подставленную широкую ёмкость.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Вода - это жидкость и её невозможно удержать.   
 
Опыт 3.  «Вода прозрачная жидкость»
На столе у каждого ребёнка два стакана (в одном из них молоко, в другом чистая вода) и две чайные ложки. Воспитатель предлагает опустить две чайные ложки в разные стаканы   
В: Что мы наблюдаем?
Вывод: В стакане с молоком ложка не видна, а в стакане с водой видна.  Молоко непрозрачная жидкость, а вода прозрачная.
И в этой воде мы так любим купаться!
 
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе -раз, это брасс.
Одной рукой - это кролль.
Все как один, плывём, как дельфин.
А теперь мы улыбнёмся
И к своим опытам вернёмся.
 
Опыт 4. «Вода не имеет формы» 
Одним ребятам предлагается с помощью ложки перенести одинаковое количество воды в одну тарелку и в другую.
Другим налить воду в разные по объёму ёмкости.
В: Что наблюдаем? (вода растеклась по тарелке и приобрела разную форму).
Вывод: Вода не имеет формы.  
 
Опыт 5. «Вода не имеет вкуса и запаха»
На столах, у каждого ребёнка, стоят три стакана с водой. В один стакан дети добавляют лимонный сок, в другой сахар, а в третий ничего.  Размешивают первых два стакана ложкой и пробуют на вкус.  В первом- кислый вкус, во втором – сладкий, в третьем – безвкусье. Воспитатель предлагает понюхать воду. Дети определяют, что она ничем не пахнет.
Вывод: Вода легко смешивается с другими веществами не имеет вкуса и запаха.
 
Опыт 6. «Взаимодействие воды с другими веществами»
В: Ребята, а какие живые организмы живут в воде? (рыбы, медузы, раки)
(предлагает опустить в тазы с водой пластиковых рыб).  
А чем же они дышат? (ответы детей)
Вывод: В воде есть воздух. 
В: Теперь нам предстоит вернуться в группу (дети под музыку шума дождя уходят по дорожке от Владычецы, воспитатель снимает костюм) 
В: Ребята, вам понравились опыты с водой? Давайте вспомним, что же вам удалось запомнить?
1.Вода -это жидкость.
2.Вода не имеет цвет цвета, вкуса, запаха.
3.Вода не имеет формы, текуча.
4.Вода может смешиваться с другими веществами.
5.Всему живому нужна только чистая вода. 
В: В следующий раз мы будем проводить другие опыты с водой и узнаем о ней ещё больше.
И последний вопрос. Может ли человек слышать шум воды? (ответы)           
Педагог включает запись шума дождя, бегущего ручья, шум морских волн. Ребята на слух определяют, что же это за звуки.
В: Ребята, помните, что вода, одно из главных богатств на Земле.  Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, людям, животным, птицам, растениям. Поэтому, при пользовании водопроводным краном нельзя включать сильно воду, чтобы вода текла просто так.  Берегите воду, не бросайте мусор в наши водоёмы.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»