В поисках заветных букв
Иванова Мария Петровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Пушкинского района Санкт-Петербурга
У того, кто не помнит своей истории - нет будущего.
А.С. Пушкин
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.А.С. Пушкин
Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель: формирование у дошкольника правильной и четкой гражданской позиции, уважительного отношения к ветеранам, героям и памятникам ВОВ.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о героизме людей во время блокады Ленинграда.
2. Включить детей и родителей в поисковую деятельность по ознакомлению с героическим прошлым нашего города во время ВОВ.
Проблемный вопрос: Почему прорыв блокады Ленинграда называют героическим подвигом народа?
Участники практики: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, реконструкторы Военно – Исторического клуба города Пушкина
Продолжительность: 2 недели
Оборудование: проектор, ноутбук, маршрутные листы, выставка «900 дней мужества», интерактивная игра «Путешествие по памятникам воинской славы!», интернет ресурсы, иллюстрации с изображением блокадного Ленинград.
Особенность организации партнерских отношений с родителями воспитанников: Информация в группе WhatsApp, консультация «Как рассказать ребёнку о войне», маршрутные листы, информация на сайте детского сада Полезные ссылки (detsad11pushkin.ru)_),
Содержание деятельности | Что делают дети | Что делает педагог | Что делают родители |
Рассматривание экспозиции «900 дней мужества» | Знакомство с фотовыставкой | - Вводит в проблему - Организует беседу по следующим вопросам:
|
- Чтение художественной литературы:
Полезные ссылки (detsad11pushkin.ru)_) |
Знакомство. Самостоятельное изучение информации о жизни и подвиге народа в дни Блокады. | Смотрят мультфильмы, слушают рассказы о подвиге народов в дни Блокады. Рассматривают иллюстрации |
Оформляет развивающую среду, способствующую формированию патриотических чувств, эмоционально-положительного отношения к воинам-защитникам. Знакомит с образом воина-победителя с помощью произведений искусства; |
Содержательный этап
Содержание деятельности | Что делают дети | Что делает педагог | Что делают родители |
Совместная деятельность Беседа «Ленинград в дни Блокады» | Делятся своими впечатлениями и познаниями. | Освещает в доступной детям форме информацию: - Дорога жизни - Дети блокадного Ленинграда - Прорыв блокады Организует беседу по следующим вопросам
|
-Совместно с детьми проводят исследовательскую работу 125гр хлеба – это много или мало? - Изучают прошлое своей семьи |
Творческая деятельность. |
Выполняют зарисовки на основе своих впечатлений по теме «Блокада глазами детей» |
Организует совместную деятельность, оказывает помощь. Создает атмосферу: на протяжении самостоятельной деятельности детей звучит симфония № 7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича |
Изготовление макета «Дорога жизни». |
Видео обращение представителей военно – исторического клуба города Пушкина | Знакомятся с маршрутными листами и заданиями, которые необходимо выполнить | Обсуждает с детьми полученную информацию, объясняет задание квеста «В поисках заветной буквы». Объясняет, для чего делают памятники, обелиски, монументы; | Организуют участие детей в квесте «В поисках заветной буквы». Учат соблюдать ритуалы у памятников и обелисков; |
Заключительный этап
Содержание деятельности | Что делают дети | Что делает педагог | Что делают родители | |
Презентация творческого задания страницы книги «Минувших лет не смолкнет слава!» | Представляют свою страницу и презентуют работу, отвечая на следующие вопросы: - Где мы были? - Какой объект мы посетили, какую букву нашли? - В память о ком или о каком событии возведен этот объект? |
Организует встречу с представителями военно – исторического клуба. Помогает организовать выступления детей по творческому заданию «Минувших лет не смолкнет слава!» · |
Совместно с детьми выполняют творческое задание: Презентацию страницы для книги «Минувших лет не смолкнет слава!» по тому месту, которое они посетили. | |
Продукт: - слово «Победа» - книга «Минувших лет не смолкнет слава!» - интерактивная игра «По местам боевой славы» |
Встреча с родителями по теме «Проект «Нескучный выходной».
Информация в группе WhatsApp
Консультация на тему «Как рассказать ребёнку о войне»
Наглядная информация для родителей «Альбом выходного дня», «Мудрые советы для хорошего отдыха».
Советы по оформлению альбома «Нескучный выходной»
Альбом выходного дня (обмен опытом)
Памятка для родителей.
Заключение
В ходе проведенных мероприятий, нам удалось обогатить опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов, расширить и систематизировать знания детей о подвиге народа, сформировать уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям.
Для решения задач проекта мы использовали разнообразные методы и формы работы, игры и игровые ситуации, которые создавали свободную творческую атмосферу, способствовали развитию воображения. Использовали ситуации «патриотического действия», в ходе которых дети должны были принимать самостоятельные решения. Например, «Я – командир взвода», «А как бы поступил я?». Это помогло переключить неустойчивое внимание дошкольников, избежать переутомления и потерю у них интереса к самой деятельности. Дети рассматривали данную тему с разных точек зрения, применяли знания из различных областей в решении конкретной задачи, самостоятельно проводили творческие исследования, стремились выразить себя.
Кроме того, был использован метод проблемного изложения материала, активизирующий творческое мышление, способствующий переосмыслению общепринятых шаблонов и поиску нестандартных решений. Он потребовал некоторых усилий и подготовки, но принес ощутимые результаты. Большой акцент был сделан на развитие у детей познавательной активности посредством выполнения небольших самостоятельных заданий.
Во время проекта была создана естественная ситуация общения и практического взаимодействия детей и взрослых. При этом границы воспитательной деятельности стали шире. Родители были погружены в мир детства, у них появилась возможность наблюдать за ребенком, открывать для себя интересы и характер ребенка, учится с ребенком играть и взаимодействовать, решать проблемные ситуации и общаться.
Совместное выполнение заданий помогло улучшить и укрепить детско-родительские отношения, показать значение совместной деятельности.
Оформленная в форме книга «Минувших лет не смолкнет слава…» стала настольной книгой наших детей – они с удовольствием ее пересматривали, рассказывали друг другу о памятниках, музеях, обелисках воинской славы, о том, как они их искали с родителями, обсуждали фотографии.
Представленная форма работы показала, что семейные путешествия, организованные подобным образом, нравятся как детям, так и родителям.
Таким образом, наш проект можно назвать территорией совместных дел и общения детей и взрослых, площадкой для инклюзивного досуга.
Опыт работы по реализации проекта может быть использован педагогами и специалистами других учреждений. Наш проект «Нескучного выходного» легко тиражировать и проводить в любых образовательных учреждениях.
Список используемой литературы:
1. Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944гг. -М.: Детская литература, 2010.
Рассказы для детей.
2. Бардин С.М. ...И штатские надели шинели. -Л.: Лениздат, 1984.
Книга посвящена героическим защитникам Ленинграда в годы ВО войны.
3. Дементьев Н.С. Блокадный день. -М.: Современник, 1980.
Повесть о героизме защитников Ленинграда.
4. Островский В.П. 27 января 1944. -М.: Молодая гвардия, 1984.
В книге ленинградского историка рассказывается о героической обороне города, о мужестве и самоотверженности ленинградцев, явивших всему миру пример стойкости духа и крепости характера советского человека.
5. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. -М.: Советская Россия, 1983.
В книге рассказывается о жизни осаждённого Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и неколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.
6. Щербаков П.Л., Уклеин Р.Я. Бессмертный подвиг Ленинграда. -Л.: Знание, 1988.
Брошюра посвящена 45-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.
7. Воскобойников В.М. Девятьсот дней мужества.-М.: Малыш, 1987.