Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка по экологическому воспитанию на игровой основе
для детей среднего дошкольного возраста с использованием ЭОР,
информационно-коммуникационных, 
проблемно-игровых,
личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий

Друзья синички Зиньки

Гончарова Надежда Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 14
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели:
- формирование у детей основ экологической культуры;
- расширение представлений о зимующих птицах нашего региона и роли человека в их жизни.
Задачи
Образовательные:
- закреплять представления детей об, уже знакомых им, зимующих птицах (снегирях, воробьях, синицах, голубях, воронах);
- формировать представление о внешнем виде, среде обитания, пищевых предпочтениях и особенностях свиристелей, клестов, поползней;
-формировать знания детей о правилах кормления зимующих птиц;
- расширять словарный запас детей;
-формировать умение согласовывать существительные с числительными;
- закреплять количественный счёт в пределах 5.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, делать выводы;
- развивать интерес, познавательную активность;
- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
- развивать координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивать коммуникабельность, согласовывать свои действия с другими людьми;
- формировать у детей привычку систематически оказывать птицам помощь в зимний период.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать ответственность;
- воспитывать чувство восприятия прекрасного.
 
2.
Предварительная работа:
- Беседы о зимующих птицах, рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме;
- рассматривание выставки детских книг про птиц, чтение детской художественной литературы: В.В. Бианки «Синичкин календарь»,
Г.Я. Снегирёв «Птицы наших лесов»; В. В. Чаплина «Крылатый будильник»
- наблюдение за птицами в природе зимой;
- организация, совместно с родителями, систематической подкормки птиц;
- разучивание физ. минутки «Скачет шустрая синица»;
- проведение д/и «Улетают – остаются», «Узнай птичку по описанию», «Чья тень»;
- проведение подвижных игр «Вороны и воробьи», «Птичья столовая»
(см. картотека подвижных игр);
-  организация художественно-изобразительной деятельности по теме «Зимующие птицы»;
- оформление наглядно-информационного материала для родителей «Маршруты выходного дня – зоопарк» (рекомендации, на что обратить внимание при просмотре животных).
 
Условия осуществления НОД:
Образовательная деятельность проводится с детьми в групповом помещении с использованием интерактивного электронного оборудования.
 
 
 
 
 
 
 
3.
Материалы и оборудование:
-  предметные картинки с изображением зимующих птиц разного вида и количества в пределах 5;
-  кормушка для птиц;
- разные виды корма: пшённая каша, семечки подсолнуха, булка, печенье, конфеты, кусочек сала, долька яблока, льняные зёрна, макароны;
- штоковая кукла – синичка;
- еловые и сосновые шишки по 10 шт., 2 корзинки;
карточки с графическим заданием «Лабиринт» и карандаш на каждого ребёнка;
- кусочки красного пластилина по количеству детей;
- аудиозапись ритмичной музыки, оборудование для её воспроизведения
- электронная презентация «Друзья синички Зиньки», оборудование для её просмотра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.
Содержание образовательной ситуации
  1. Приветствие гостей.
Вступительная беседа с детьми, погружение их в ситуацию                                           (3 мин.)
Воспитатель предлагает ребёнку рассказать заранее выученное стихотворение.
 
Ю. Маров
Дни морозные настали,
Белый снег покрыл всю землю,
Петь синицы перестали,
Снегири на ветках дремлют.
 
Мне без дела не сидится,
Птицам я помочь хочу, -
Снегирям, щеглам, синицам
Вмиг кормушку сколочу!
  •  
 
  • (держит в руках кормушку):
 
  •  
  •  
- Когда я уходила из детского сада, на нашей площадке, возле кормушек, было очень много птичек.
Я решила, что ещё одна кормушка лишней не будет!
 
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьёв и снегирей –
Вот кормушка у дверей!
Дам им булки, пшённой каши,
Дам им зёрна, семена,
А синице дам я сало,
Пусть клюёт его она!
  •  
 
  1.  
2.  Практическая деятельность детей по выбору корма для птиц.
(1 мин.)

 
  •  
 
- Хочу с вами, ребята, посоветоваться! Я приготовила для птичек корм, но всё ли им можно есть? Давайте обсудим!
                                                     
  • Воспитатель предлагает детям выбрать подходящий для птиц корм из предложенных вариантов: ложечка пшённой каши, семечки подсолнуха, булка, конфеты, печенье, долька яблока, апельсин, льняные семечки, сладкая булочка.
Дети рассматривают и выбирают нужный корм, после совместного обсуждения, кладут его в кормушку.
Чтобы избежать детской суеты и ссор во время выполнения задания, лучше воспитателю обращаться по очереди к детям, называя имя конкретного ребёнка)
 
3   Дидактическая игра «Узнавай-ка и считай-ка».
(Игра на согласование существительных с числительными; количественный счёт в пределах 5)
(5 мин.)
Воспитатель (показывая на, хаотично выложенные на полу, картинки птиц – см. перечень оборудования и материалов):
-  Смотрите, ребята, сколько здесь птичек собралось! Давайте пригласим их в птичью столовую!
(Воспитатель предлагает каждому выбрать карточку. По очереди дети называют какие птицы у них и сколько, затем кладут свою карточку возле кормушки.
 Воспитатель внимательно выслушивает каждого ребёнка, если надо, корректирует правильность ответа)
 
 
 
 
6.
4.   Сюрпризный момент.
                           (0,5 мин.)
Слышится стук по стеклу. Воспитатель идёт проверить, возвращается с птичкой синичкой (штоковая кукла).
Воспитатель:
- Это наша знакомая синичка Зинька. Проголодалась, замёрзла, вот к нам и прилетела из леса!
   Она шустрая, смышлёная и весёлая.
(Воспитатель имитирует, что синичка шепчет ей на ухо)
 
5.   Физминутка.   (1 мин.)
Воспитатель:
    - Ребята, Зинька предлагает с ней поиграть.
 
Дети проговаривают стишок с движениями:
 
Скачет шустрая синица.  (прыжки на двух ногах)
Ей на месте не сидится.   (прыжки из стороны в сторону)
Прыг–скок, прыг – скок,  (прыжки на одной и другой ноге)
Завертелась как волчок!   (покружиться вокруг себя)
Вот присела на минутку,  (присесть)
Почесала клювом грудку,  (встать и сделать кивки головой)
И с дорожки на плетень:    (прыжки из стороны в сторону)
- Тири – тири,                     (дети маршируют
Тень – тень – тень!               в такт слов)
 
 
 
7.
6.   Ознакомление детей со свиристелями, клестами, поползнем, используя ИКТ.
(7 мин.)
Воспитатель имитирует, что синичка опять шепчет ей на ухо.
Воспитатель:
- Ребята, Зинька просит нас помочь её лесным друзьям.
 - Поможем?
- Для этого нам надо попасть в лес! У Зиньки есть волшебное пёрышко, которое поможет нам сразу очутиться в её лесу.
- Готовы?
Воспитатель открывает 2-4 слайд электронной презентации.
Воспитатель:
- Вот мы и оказались в лесу! А где же Зинькины друзья?
 
Воспитатель открывает 5-ый слайд, где изображены свиристели.
Воспитатель:
- Какие красивые интересные птицы! Какие забавные у них хохолки!
- Как они называются?
Рассказ Зиньки (озвучивает воспитатель):
   Это свиристели. Они прекрасные певцы. Послушайте их пение! (нажимается на слайде кнопка звука)
Свиристельки очень дружные птички. Живут стайками. Зимой любят лакомиться рябинкой и др. ягодами. Они страшные обжоры! Поедают такое большое количество ягод, что их организм не справляется и выкидывает съеденное целиком. Некоторые ягоды и семечки растений попадают в почву и приживаются. Так свиристели размножают растения. И это здорово!
Воспитатель:
- Ребята, свиристели всё съели. Давайте угостим их ягодами!
 
8.
Задание:
Детям предлагается из пластилина сделать ягоды.
 
Далее воспитатель открывает 6-ой слайд с изображением клестов.
Воспитатель:
- Кому известны эти птички?
- Зинька, познакомь нас!
Рассказ Зиньки:
 Это клесты. Послушайте их голоса … Они, как и свиристели, стайные птички. От стаи отделяются парами только, когда надо вывести птенцов.
Питаются клесты только семенами шишек. Посмотрите какой интересный у них клюв, крестиком!
- Как вы думаете, почему? (дети рассуждают)
   Таким клювом им удобно лущить (вытаскивать семена) шишки.
Клестам – еловикам нужна помощь, чтобы отделить шишки ели от шишек сосны.
 
Открывается 7-ой слайд с изображение ели и сосны, их шишек.
   Воспитатель:
- Дети, как отличить шишки ели от шишек сосны? (Дети рассматривают изображения шишек, делают вывод)
- Поможем клестам выбрать нужные шишки.
Задание:
Детям предлагается разложить шишки сосны и ели в разные корзинки.
   Предварительно на каждую корзинку прикрепляется картинка с соответствующим деревом.
   Под ритмичную музыку дети сортируют шишки. Воспитатель благодарит за помощь.
 
                                                            9.
Воспитатель открывает 8 слайд с изображением поползня.
Воспитатель:
- А это что за птичка? Зинька, познакомь!
Рассказ Зиньки о поползне:
 Это поползень. Он живёт сам по себе. С дерева почти не слезает. Бегает шустро по стволу вверх – вниз. Только поползень вниз головой бегать может. Прямо акробат настоящий!
 Поползень умеет громко свистеть. Вот послушайте! (нажимается значок озвучивания на слайде)
   Я люблю эту птичку за её запасливость. Поползень постоянно делает припасы. То жучка в трещинку коры дерева спрячет, то семечко в выемку отложит. Может забыть куда спрятал. А я найду и угощусь!
   Спасибо, поползень!
Задание «Лабиринт» (см. приложение)
Воспитатель:
- Ребята, помогите поползню отыскать свой орех.
 Детям предлагается найти путь в лабиринте и провести карандашом линию от птицы к ореху.
 После выполнения задания воспитатель благодарит детей.
 
7. Рефлексия       (2мин.)
Воспитатель:
 -  Наша непоседливая Зинька куда – то уже упорхнула. Спасибо ей за интересное знакомство с лесными птицами. Встретимся с ней на прогулке.
- Вы запомнили, ребята, птиц с которыми познакомила нас синичка?
Открывается 9-ый слайд. Ребята хором называют птиц.
Воспитатель:
- Почему нужна наша помощь зимой лесным птицам? (Дети делают вывод)
 
10.
- Как мы можем им помогать? (дети отвечают, что надо вешать кормушки, сыпать им корм)
Открывается последний слайд с изображением зимующих птиц, которые кормятся в кормушке.
 
Воспитатель:
- Правильно! Но помните, подкармливать надо каждый день, лучше в одно и тоже время!
- Сегодня на прогулке предложим птичкам наши угощения; понаблюдаем, что больше придется им по вкусу.
 
Список используемой литературы.

 
  • В. Бабенко. Птицы в городе. Москва, изд. «НЦ ЭНАС», 2001
  • В. Бабенко. Занимательная зоология. Домоседы и странники. Москва, изд. «Алтей-Бук», 2018
  • С. Шустов. Птицы наших лесов и полей. Нижний Новгород, изд. «Доброе слово», 2012
  • В. Бианки. Синичкин календарь. Москва, 1985г
  • Г. Снегирёв. Птицы наших лесов. Изд. «Малыш»,1979
  • В. Чаплина. Крылатый будильник. Изд. «Малыш», 1982
  • nsportal.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
11.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»