Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение детей дошкольного возраста рисованию
животных по алгоритмическим схемам

Васильева Ольга Николаевна
воспитатель 
высшей квалификационной
категории, Санкт-Петербург 
Рисование – один из любимых видов деятельности детей. Дети с удовольствием используют разные материалы для рисования: краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки. Однако не все дети могут рисовать самостоятельно и обращаются за помощью к своим родителям.
Анализ исследований Сакулиной Н.П. показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и уменийНе все дети умеют рисовать и могут стать художниками, и это не могут исправить даже самые лучшие педагоги. Не каждый ребенок применяет правильно цвета, ориентируется на листе бумаги, соблюдает пропорции рисунка и т.д., что затрудняет у детей создать хороший рисунок.
Чтобы дети лучше рисовали, им предлагаются схемы, алгоритмы. Алгоритмы и схемы подбираются в соответствии с возрастом детей, схемы должны быть просты и понятны детям. Схемы условны, но они обозначают конкретное животное, а поэтому дети безошибочно их узнают. Схема помогает увидеть и выделить основные части животного, как их правильно расположить и нарисовать на бумаге.
Существует опасение дать детям «графические штампы», стереотипы рисования, которые лишат рисунок индивидуальности и творчества. Однако не надо бояться стереотипности детского рисунка. Исследователи считают, что ребенок, используя свою стереотипность проявляет реальное подражание и самостоятельность в изобразительной деятельности.
Ошибочно считать, что, используя схемы при рисовании, ребенок теряет художественные творческие навыки при создании своего индивидуального рисунка. Схематические рисунки используют в изобразительной деятельности на всех возрастах дошкольного возраста.
Младенческие стереотипы: ребенок овладевает стереотипным рисованием например: солнышко с глазками, машина с глазками, человечки – точка, точка, запятая, домик с треугольной крышей и трубой и т.д.). Иногда происходит так что эти устойчивые штампы остается и в дальнейшем и не получают замены. Традиционными они называются потому, что эти штампы передаются из поколения в поколение.
Контактные стереотипы ребенок берет из рисунков окружающих, они не предлагаются ребенку в качестве образца, а он их просто подсматривает.
Идеологические стереотипы порождаются в результате массовой информации, рекламы. Привлекательность этих образов можно объяснить тем, что они обладают динамичностью, эмоциональностью и за этими образами присутствует сюжет.
Стереотипы можно разделить на две группы: положительные – опорные и отрицательные – акреативные. Опорные дети с возрастом преображают и на их основе уже создают свои индивидуальные схемы изображения животных, предметов и т.д. Акреативные стереотипы повторяются в каждом рисунке ребенка без больших изменений. Они не развивают у ребенка творческие навыки.
Взрослый должен объяснить ребенку, что он должен самостоятельно научиться сочинять образ, а не просто самостоятельно рисовать.
Важно знать, что пользоваться одной схемой не рекомендуется, важно использовать разнообразные алгоритмы при рисовании одного животного, ребенок сам должен выбирать и дорабатывать своего животного индивидуальными внешними данными в соответствии с представленным сюжетом. Поэтому следует эмоционально во всех красках рассказать о животном, чтобы у ребенка возникло желание передать и оживить своего животного. Будет хорошо, если педагог использует сказку. Так как она всегда привлекает внимание и интерес детей. От сказки все ждут чуда, волшебства.
Необычные превращения геометрических фигур в сказочных персонажей воспринимаются детьми более эмоционально и оживленно, дети переживают, сочувствуют герою. Дети запоминают сказочные сюжеты охотнее, а вместе с ним осваивают технические навыки и формообразующие движения.
Алгоритмические сказки у детей вызывают положительный настрой и желание рисовать. Ребенок учится с помощью взрослого, а потом самостоятельно передавать образы животных, предметов. Использование сказки при рисовании сокращает время объяснения приемов рисования. Поэтому, когда дети закончат рисовать сказку им можно предложить дополнить сюжет по сказке или дополнить сказку изменить. У детей развивается фантазия, желание рисовать и преобразовывать свой рисунок.
Сказку можно использовать на занятии неоднократно, однако она может стать методическим приемом для привлечения внимания детей, заинтересованности, создания проблемной ситуации. Когда дети поймут принцип рисования по алгоритмическим схемам, они сами начнут сочинять сказки.
Многие считают, что у детей большая фантазия, но на самом деле это требует больших усилий воображения у ребенка. Чтобы развивалось воображение необходимы особые средства.
Если нарисовать квадрат, то он выглядит как кубик, домик. Кубик превращается в ящик - новая ступень воображения. Работа с ассоциациями дает возможность ребенку развивать воображение. Нарисованный квадрат так же может быть похож на стул, стул может превратиться в жирафа, а шарик в колпак или бегемота. Это и есть творческое воображение.
Игровые ситуации лучше проводить, используя музыку, это сделает занятие живым, эмоциональным, интересным.
Алгоритмические схемы рисования животных детям знакомы, они состоят из: кругов, овалов, квадратов, прямых линий, прямоугольников. Когда ребенку показываешь этапы рисования животного, то дети узнают эти формы и радуются от этого. Незнакомое детей пугает, оно им непонятно, неинтересно, вызывает раздражение. Поэтому ребенок ценит то, что он уже знает и умеет, он может повернуть круг и у него уже получится заяц, который спускается с горы или прыгает вверх, смотрит вперед или назад.
Когда ребенок впервые рисует круг, овал или другие формы, он испытывает трудности, надо помочь ему нарисовать ровный круг, для этого есть много способов, вот некоторые из них.
Сделайте картофельные штампы(матрицы). Для этого разрежьте картофель пополам, но выбрать нужно размер картошки такой, чтобы ребенку было удобно ее держать. Ребенок будет опускать штамп в краску и у него получится ровный круг или овал. Таким способом он без труда может нарисовать солнце, дорисовав потом лучики, цветы на поляне, зайца и т.д. Например, для рисования снеговика понадобятся разного размера штампы, после того как ребенок отпечатает круги на бумаге, ему нужно предложить фломастеры или краски или другие материалы, чтобы он мог дорисовать отдельные детали рисунка. Такой способ не только поможет нарисовать ровную фигуру, но и заинтересует детей, а так- же вызовет положительные эмоции, когда он увидит результат своей художественной деятельности. Так же матрицы можно изготовить из любого материала: поролона, крышки от баночек, картона и т.д.
Чтобы рисовать было интереснее, можно предложить ребенку сначала обвести предмет(крышечку) по контуру, а потом дорисовать не достающиеся детали, из круга мы можем нарисовать много разных животных, используя алгоритмические схемы. Чтобы наши животные ожили, можем предложить вырезать животных и приклеить на палочку от суши. В дальнейшем можно показать сказку или придумать историю с животными на палочке, дети будут в восторге от того, что они сами нарисовали героев для своей сказки или истории.
Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических форм, вырезанных из картона. Когда дети научатся обводить шаблон, им можно предложить подвижные шаблоны, состоящие из нескольких деталей, например кругов. Детали нужно скрепить между собой проволокой. Наложить одну деталь на другую и проделать отверстие шилом, затем скрепить проволокой, зафиксировать концы проволоки. С таким шаблоном легко нарисовать животное, например кота. Ребенок может расположить шаблон в любом направлении и обвести его карандашом, а потом дорисовать не достающиеся детали: нос, глаза. Лапы рот и т.д. Таким шаблоном можно нарисовать разных животных.
Использовать шаблоны при рисовании постоянно не следует, как только вы увидите, что ребенок научился рисовать геометрические фигуры, переходите к самостоятельному рисованию. Ничего страшного нет если у ребенка сначала будет неровный круг, и он будет больше походить на облако или лужу. А квадрат на картошку.
Если при рисовании с детьми использовать только одну схему какого – животного. Возникает опасность сформировать у них графический штамп. Сделайте для детей альбом с алгоритмическими схемами, где ребенок сам выберет схему для рисования. Если он будет испытывать трудность при выборе схемы надо помочь ему выбрать наиболее подходящую для рисования его рисунка.
Если вы будете пользоваться схемой при рисовании животных несколько раз, то в дальнейшем ребенок уже сам запомнит, как нужно правильно рисовать животное. Он сможет нарисовать животное не только на бумаге, но и на асфальте, и получать удовольствие от полученного рисунка.
Дети большие фантазеры, но не всегда они могут свои фантазии перенести на бумагу.
Один раз девочка на занятии ничего не нарисовала, ее листок был чистым. Когда все дети рисовали натюрморт, она мысленно представила, как утром просыпается бегемот. Но нарисовать она это не смогла. У ребенка был образ предмета, который ему знаком, но слишком отчетливый для его изображения. А ведь педагог мог помочь ему нарисовать бегемота, рассказать из каких элементов состоит образ, использовать знакомые элементы при рисовании, например сравнив туловище бегемота с огромным овалом, а голову с уже знакомой головой коровы, а потом дополнить рисунок элементами.
Таким образом алгоритмические схемы облегчают и учат рисовать наших маленьких художников. Развивают у детей воображение, память, умение обдумывать свои действия. Может быть начиная рисовать, используя алгоритмические схемы кто – то в будущем будет художником, а кому то-то эти навыки пригодятся для передачи какого – либо образа. Ведь нам очень важно, чтобы дети получали удовольствие от художественного творчества, а используя алгоритмические схемы, у ребенка всегда получится интересный рисунок, от которого он испытает положительные эмоции.
 
Список литературы
 
1.     Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с. 
2.     Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/302969/ закрытый- Загл. с экрана. 
3.     Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
4.     Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве/ Г.Д. Кириллова [Текст]. / Г.Д. Кириллова – Орёл.: МП «Простор», 1992. – 111 с. 
5.     Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие [Текст] / Ю.М. Кирцер. - М.: Издательский центр Академия, 2007. – 272 с. 
6.      Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова – М.: Академия, 2005. – 176 с. 
7.     Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»