Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей

Лобцова Ирина Владимировна
 Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. Осокина,  и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Глубокий смысл подвижной игры —в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны.
Подвижная игра не только является культурной ценностью, но и создает культурные ценности,  упражнение, при помощи которого ребенок готовится  к жизни. В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, активность.         Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий, животный мир.
«Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт, воплощение чужих мыслей и чувств.
Так же подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и остаются в области подсознания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры. Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.
Для подвижных игр характерны большой эмоциональный  подъём и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом. Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.
Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр («Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх, как: («Игра теней», «Путаница», «Волшебник», «Природные стихии: воздух, вода, земля.», «Ровным кругом», «Совушка», «Выставка картин».   Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. К таким играм относятся народные подвижные игры, как:  «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжают развиваться  творческие способности детей(придумывание разных вариантов игр, усложнение движений).
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания детей. По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности, активности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально  активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»