Технологическая карта занятия
Путешествие в Синюю страну
Гаврилова Светлана анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида
Санкт- Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида
Санкт- Петербурга
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем мире. Все, что увидел, что взволновало ребенка, отражает в игре, речи, рисовании. Одним из самых значимых свойств окружающей действительности для ребенка является цвет. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:
-создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды;
-широкое использование в работе классических и народных произведений изобразительного искусства;
-целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;
-систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цвета в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.;
-использование дидактических игр в работе с детьми;
-эстетическое оформление предметно-пространственной среды, использование детских работ;
-компетентность педагога в работе цветоведения.
Технологическая карта занятия
Педагог: Гаврилова Светлана Анатольевна Дата проведения: февраль Место проведения: помещение группы. Время проведения: 20 минут Участвуют: дети средней группы (4-5 лет) (подгруппа 5-7 человек) |
|
Тема | «Путешествие в Синюю страну». |
Цель | Расширять представления детей о синем цвете и его оттенках. |
Задачи: Образовательные Развивающие Воспитательные |
-Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится). -Развивать способность тонко чувствовать цвет. -Обогащать представления об окружающем мире. -Развивать связную речь, общие речевые навыки. Упражнять в умении строить полные предложения; в согласовании существительных с прилагательным. Обогащать словарный запас. -Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук и координацию движений; умение анализировать, сравнивать и обобщать. -Воспитывать у детей уважительное отношение между детьми. |
Интеграция образовательных областей |
-Познавательное развитие - Физическое развитие - Социально - коммуникативное развитие -Речевое развитие. |
Педагогические, здоровьесберегающие технологии. Методы и приемы |
-Информационно-коммуникационные технологии -Технология исследовательской деятельности -Технология воздействия цветом -Пальчиковая гимнастика - «Погружение» в краски, образы природы; -Приемы экспериментирования -Дидактические игры -Пальчиковые игры |
Предварительная работа |
-Познавательно – исследовательская деятельность «Окрашивание воды». --Разучивание: пальчиковая гимнастика «Голубой жук». - Наблюдения; -Фиксация результатов опытов, - Использование художественного слова; - Дидактические игры; - Трудовые поручения, действия. |
Материалы и оборудование |
Интерактивное оборудование, кукла-фея в синей накидке, предметы синего цвета и его оттенков; мяч; емкость, с окрашенной в синий цвет водой, формочки. |
Используемая литературы |
-Н. В. Дубровская «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения». С-Пб «Детство-Пресс», 2011 г. -О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова «Неизведанное рядом». М.:ТЦ Сфера,2004 -Т.С. Комарова, А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников». Педагогическое общество России, 2005 -И. В. Сидорова «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей». СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. |
Этапы занятия |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты (универсальные действия) |
1. Мотивационный Постановка цели |
-Ребята, сегодня в гости к нам пришла фея. Кто такая фея? (ответы детей). Правильно, это волшебница. Посмотрите на нее и скажите, из какой она страны? (показ куклы в синей накидке) Как вы думаете? (подвести детей к пониманию того, что это фея Синей страны). -Правильно, это фея Синей страны, у нее красивая синяя накидка и она приглашает нас в гости. Хотите побывать в волшебной стране? Тогда закрывайте глаза и считайте до пяти. (Дети закрывают глаза, воспитатель включает проектор и на интерактивной доске появляется изображение предметов синего цвета. Дети рассматривают и называют предметы). Но скажу вам по секрету: фея нуждается в помощи. Поможем Синей фее, порадуем её? - У синего цвета много оттенков: голубой – оттенок, бывает светло-голубой, темно-голубой. Дело в том, что не так давно из Синей страны исчезли многие предметы. Предметы синего цвета и его оттенков забрал и спрятал злой волшебник. И теперь фея ищет эти предметы по всему свету. Некоторые из этих предметов попали к нам в группу. Посмотрите внимательно по сторонам, найдите их, возьмите в руки и садитесь на стульчики. |
Двигательная, игровая. |
познавательные - знают оттенки цвета, умеют ориентироваться в помещении группы - личностные - проявляют активность, интерес - регулятивные - выполняют действия по поиску предметов заданного цвета, выдерживают темп занятия - коммуникативные - внимательно слушают педагога и сверстников , соблюдают правила |
2. Актуализация знаний и умений |
Вспомните, мы с вами знаемразные цвета. Сегодня мы с вамив Синей стране. Фея благодарит вас за помощь. Теперь пусть каждый из вас скажет, что он нашел, а затем положит свой предмет на стол. (Ответы детей: «Я нашел голубую ленту». «У меня в руках синий мячик» и т. д.). -Синяя фея благодарит вас за то, что вы были внимательны и собрали столько предметов. Молодцы! -Мы умеем чувствовать цвет. Посмотрите еще раз на все эти предметы, подумайте и скажите, что вы чувствуете?Какой, по вашему мнению, синий цвет?(Ответы детей: холодный, спокойный, нежный, красивый, мягкий, добрый, воздушный и т д). -Молодцы, ребята. Вы очень правильно ощутили синий цвет. Синий цвет – нежный, мягкий, добрый, спокойный, холодный. Голубые цветы, оттенки льда и снежных теней, небесные просторы. Голубой цвет – цвет воды и неба – создает впечатление покоя. |
Коммуникативная, игровая. |
- познавательные – умеют правильно строить предложения, давать полный ответ - личностные - проявляют активность, интерес, высказывая свои ощущения цвета - регулятивные - выполняют действия в соответствии с поставленной задачей - коммуникативные - внимательно слушают сверстников, высказывают свое мнение, задают вопросы |
3. Деятельностный | -А еще в Синей стране есть синие льдинки. Давайте рассмотрим их. Какие они? (Ответы детей: холодные, гладкие, скользкие и др.). -Как вы думаете, как сделать такую льдинку?(Дети рассматривают обычную и окрашенную воду, вспоминают как получить последнюю. Берут формочки, заливают их обычной и окрашенной водой. (выносят формочки с водой на улицу во время выхода на прогулку). |
Познавательно – исследовательская, трудовая |
- познавательные - знают свойства льда, умеют окрашивать воду - личностные - проявляют интерес , ориентируются в последовательности проведения опыта - регулятивные - выполняют необходимые действия, преодолевают трудности при наливании воды в формочки, ищут оптимальные способы для выноса формочек с водой на улицу - коммуникативные - внимательно наблюдают, высказывают мнение о предполагаемом результате, соблюдают правила поведения при проведении исследовательской деятельности. |
4. Закрепление |
Игра «Он, она, оно, они». - В синей стране все синее. Я буду называть слово и бросать мяч; тому, кому я бросаю мяч, нужно добавитьслово«синее», или «синий»,или «синяя», или «синие» и бросить мяч мне обратно. Понятно?Готовы?(Слова: Небо, вода, ящерица, облака, бабочка, колокольчик, незабудка, озеро, глина, ручей, змея, птица, река, жук, снег). |
Коммуникативная, игровая. |
- познавательные – умеют согласовывать прилагательные с сущ. - личностные - проявляют активность, интерес во время игры, пользуются навыками работы с мячом, - регулятивные - выполняют необходимые действия, преодолевают трудности при выполнении двух действий одновременно. - коммуникативные - внимательно слушают задание, соблюдают правила, согласуют прилагательные с существительными |
5. Физкультминутка | Пальчиковая гимнастика «Голубой жук». -А теперь давайте вспомним стихотворение «Голубой жук» и покажем его с помощью пальчиков. -Ты откуда, милый жук - Повороты правой ладонью Голубые ножки? Видишь, я тебя держуЛадонь вверх. На своей ладошке! - Я по свету кочевал,«Жук» шевелит усами. (дети сжимают левую руку в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны (усы). Плелся по дорожке, А потом заночевал«Жук» садится на открытую ладонь. На кусте картошки. |
Двигательная, коммуникативная. |
познавательные - умеют выполнять движения в соответствии с текстом), - личностные - проявляют активность, интерес. - регулятивные - выполняют действия, выдерживают темп выполнения речи с движением, преодолевают трудности при показе движений. - коммуникативные - внимательно слушают, соблюдают темп. |
6. Рефлексия (подведение итогов) |
|
Коммуникативная. |
- познавательные – могут использовать полученные знания. - личностные - проявляют активность, интерес, при подведении итога, ориентируются в этапах занятия. - регулятивные – могут выслушать мнение других детей, не перебивая их, дожидаясь своей очереди - коммуникативные - внимательно слушают вопросы, высказывают свое мнение, задают вопросы, если что-то непонятно. |