Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
Лаборатория удивительных открытий
Харина Екатерина Александровна,
воспитательГБОУ СОШ № 635,
дошкольное отделение
Приморского района Санкт-Петербурга
Длительность мероприятия: 25 минутвоспитательГБОУ СОШ № 635,
дошкольное отделение
Приморского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие познавательной и творческой активности детей посредством организации совместной деятельности (экспериментирования).
Задачи:
- формировать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга;
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;
- уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природных явлениях «круговорот воды в природе», «дождь», «радуга»;
- формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях; закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять явления природы с научной точки зрения;
- активизировать речь детей, обогатить словарный запас;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
Демонстрационный материал:
Опыт №1 Термос с горячей водой, бутылка с холодной водой, 2 термометра для воды.
Опыт№2. Трехлитровая банка, термос с горячей водой, крышка с пищевым красителем, лед, пена для бритья.
Опыт №4 Фонарик, графин с водой, компьютерный диск, коробка.
Опыт №5 Фонарик с приклеенными втулками белого цвета, связка соломинок (цветов радуги), 2 скакалки (красная, фиолетовая), макет капли воды из листа ватмана.
Раздаточный материал по количеству детей:
Опыт№3 Стаканы с прозрачной водой, пена для бритья (облако), пипетки Пастера, стаканчики с водой подкрашенной синим и красным пищевым красителем.
Опыт №7 Радужные диски-спинеры.
ТСО: телевизор, ноутбук, презентация с визуальными и звуковыми эффектами.
Предварительная работа: Наблюдения за облаками, природными явлениями, экспериментирование с водой, чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга», совместное рассматривание энциклопедий и беседы о природных явлениях.
Организационный момент: Аудио обращение Знайки к ребятам с просьбой о помощи: «Внимание, внимание! Говорит профессор Знайка. «Лаборатории занимательных опытов» Солнечного города срочно требуются сотрудники. Если вы любознательны, терпеливы и умеете работать сообща, будем рады видеть вас в нашей лаборатории». Воспитатель: «Как вы думаете, мы сможем помочь Знайке? А почему вы так думаете?» (Ответы детей).
Сюрпризный момент: Стук в дверь. Воспитатель: Пойду, посмотрю, кто там. Выходит за дверь и переодевается в ученого. (маска: очки, усы, нос. Белая шапочка, халат, латексные перчатки). В кармане халата карточки с правилами безопасного поведения во время экспериментальной деятельности. Чемодан с оборудованием.
Воспитатель: « Я профессор Знайка из Солнечного города, пришел к вам за помощью. Сейчас мы с вами отправимся в Лабораторию. Но, для того, чтобы работать в Лаборатории, надо знать правила безопасности во время экспериментов. И сейчас вы должны их вспомнить. Вот картинки, посмотрите и скажите, что они обозначают, значит, мы можем разделить правила, что можно, а что нельзя делать в лаборатории».
Работа с карточками:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Ничего не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
1 слайд «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: «Вот мы и в лаборатории! Как вы думаете, что это за природное явление?»
Дети: «Солнце греет воду (речки, лужи, мокрую землю), вода нагревается и превращается в пар. Пар поднимается высоко в небо, а там очень- очень холодно. Пар снова превращается в капельки и падает на землю»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему это природное явление называется «Круговорот воды в природе»? (Ответы детей).
Воспитатель: давайте немного разомнемся. Повторяйте за мной.
Физминутка:
(Дети поднимают и опускают руки.)
Поднимаем ручки,
Разгоняем тучки.
Ярче, Солнышко, свети,(кружатся с разведенными руками)
Хмурый дождик запрети (Дети машут руками.)
Вот окончен дальний путь (Шагают).
Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся за столы.)
2 слайд «Дождь»
Воспитатель: «А теперь отгадайте загадку.
Холодный, сильный он – осенний,
Долгожданный он – весенний,
Летом вовсе он слепой,
Отгадайте, кто такой?»
«Хотите увидеть, что происходит в природе, чтобы пошел дождь? Давайте проведем опыт. Мне понадобится банка и вода. А какая вода мне нужна, холодная или горячая?» (Воспитатель достает бутылку с холодной водой и термос с горячей).
Предположения детей.
Воспитатель: «Я долго к вам добирался. Вода в термосе могла остыть, и тогда у нас ничего не получится. Как же мне проверить, холодная она или горячая?» (Если дети предлагают потрогать) — «Нет, трогать я не буду, это очень опасно. Мой палец раздует и будет сильно болеть. Это называется ожог. Чем еще можно проверить температуру?»
Опыт № 1. Воспитатель предлагает одному из детей проверить температуру воды в бутылке с помощью термометра. Сам с помощью второго термометра определяет температуру воды в термосе. Результаты сравниваются.
Опыт № 2. Ход опыта: воспитатель наливает воду в банку, накрывает крышкой, выкрашенной в синий цвет с внешней стороны. «Вода превращается в пар, поднимается наверх, а там, в небе, мы говорили, очень-очень холодно. Значит, на крышку нужно положить что-то очень холодное. Правильно, лед». Кладет лед на крышку и выдавливает пену для бритья (имитация облака). Вот и появилось в небе облако.
Дети наблюдают, как синие капли капают в банку.
Опыт № 3. «Дождь в стакане». «А хотите сами сделать дождь? Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в стакан с облаком (пена для бритья) Опыт сопровождается шумом дождя. Что происходит?» (Ответы детей). Вывод: «Капля прошла через облака, потому что она тяжелее облака (пены) и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь».
Т/д.: Дети убирают рабочее место: двумя руками ставят стаканчики на поднос и затем убирают на поднос пипетки.
3 слайд «Радуга»
Воспитатель: «Угадайте еще одну загадку.
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота…» (Радуга)
Воспитатель: «Как вы думаете, радуга, это тоже природное явление? Почему? Хотите увидеть радугу прямо сейчас? Для нашей Лаборатории нет ничего невозможного».
Опыт №4 «Радуга»
Воспитатель: «Ребята, а хотите сами сделать радугу? Давайте посмотрим, какая радуга получится у вас». Дети по очереди проводят опыт.
Опыт №5: « Объяснение явления Радуга»
Воспитатель: «Я хочу рассказать вам, как получилась радуга у нас в лаборатории. Посмотрите, ребята, из фонарика выходит белый свет». (Воспитатель снимает одну из втулок с фонарика, появляется связка разноцветных трубочек). Давайте рассмотрим, из какого света состоит белый? Как же так получается, что проходя через препятствие в виде капелек воды, белый рассыпается радугой? Оказывается, свет это волна. Самая длинная волна - красная. (Кладет красную скакалку из пучка соломинок волной) Посмотрите, она в два прыжка преодолела препятствие и вот, первым мы видим красный свет. А как вы думаете, какая волна фиолетового у света?» Предположения детей и подтверждение версии - фиолетовая скакалка выкладывается множеством мелких волн.
Опыт № 6: «Радужные диски»
Воспитатель: «Я вижу радужные диски. А вы знаете, что они волшебные? Стоит их хорошенько раскрутить, и вы снова увидите белый». Раздает диски детям. Опыт- игра — вращение радужного диска.
Подведение итогов:
А кто помнит, где мы сейчас с вами находимся?
А что делают в лаборатории?
Мы проводили опыты, значит, мы с вами кто? (работники лаборатории)
Ну а на сегодня наша лаборатория закрывается. До новых встреч.
Воспитатель уходит, переодевается.
Воспитатель: «Где вы были? Что вы делали? Что понравилось? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? А мне понравилось, как вы работали. А сейчас мы с вами пойдем, отдохнем.»