Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе

Лаборатория удивительных открытий

Харина Екатерина Александровна,
воспитательГБОУ СОШ №  635,
дошкольное отделение
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Длительность мероприятия: 25 минут
Цель: Развитие познавательной и творческой активности детей посредством организации совместной деятельности (экспериментирования).
Задачи:
  • формировать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга;
  • воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;
  • уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природных явлениях «круговорот воды в природе», «дождь», «радуга»;
  • формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях; закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
  • учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять явления природы с научной точки зрения;
  • активизировать речь детей, обогатить словарный запас;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
Оборудование:  карточки «ТБ в лаборатории», одежда для воспитателя (маска профессора, перчатки, халат, шапочка), чемодан с оборудованием.
Демонстрационный материал:
 Опыт №1 Термос с горячей водой, бутылка с холодной водой, 2 термометра для воды.
Опыт№2. Трехлитровая банка, термос с горячей водой, крышка с пищевым красителем, лед, пена для бритья.
Опыт №4 Фонарик, графин с водой, компьютерный диск, коробка.
Опыт №5 Фонарик с приклеенными втулками белого цвета, связка соломинок (цветов радуги), 2 скакалки (красная, фиолетовая), макет капли воды из листа ватмана.
Раздаточный материал по количеству детей:
Опыт№3  Стаканы с прозрачной водой, пена для бритья (облако), пипетки Пастера, стаканчики с водой подкрашенной синим и красным пищевым красителем.
Опыт №7 Радужные диски-спинеры.
ТСО: телевизор, ноутбук, презентация с визуальными и звуковыми эффектами.
Предварительная работа: Наблюдения за облаками, природными явлениями, экспериментирование с водой, чтение стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга», совместное рассматривание энциклопедий и беседы о природных явлениях.
Организационный момент: Аудио обращение Знайки к ребятам с просьбой о помощи: «Внимание, внимание! Говорит профессор  Знайка. «Лаборатории занимательных опытов» Солнечного города срочно требуются сотрудники. Если вы любознательны, терпеливы и умеете работать сообща, будем рады видеть вас в нашей лаборатории». Воспитатель: «Как вы думаете, мы сможем помочь Знайке? А почему вы так думаете?» (Ответы детей).
Сюрпризный момент: Стук в дверь. Воспитатель: Пойду, посмотрю, кто там. Выходит за дверь и переодевается в ученого. (маска: очки, усы, нос. Белая шапочка, халат, латексные перчатки). В кармане халата карточки с правилами безопасного поведения во время экспериментальной деятельности. Чемодан с оборудованием.
Воспитатель: « Я профессор Знайка из Солнечного города, пришел к вам за помощью. Сейчас мы с вами отправимся в Лабораторию. Но, для того, чтобы работать в Лаборатории, надо знать правила безопасности во время экспериментов. И сейчас вы должны их вспомнить. Вот картинки, посмотрите и скажите, что они обозначают, значит, мы можем разделить правила, что можно, а что нельзя делать в лаборатории».
Работа с карточками:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Ничего не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
1 слайд «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: «Вот мы и в лаборатории! Как вы думаете, что это за природное явление?»
Дети: «Солнце греет воду (речки, лужи, мокрую землю), вода нагревается и превращается в пар. Пар поднимается высоко в небо, а там очень- очень холодно. Пар снова превращается в капельки и падает на землю»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему это природное явление называется «Круговорот воды в природе»? (Ответы детей).
Воспитатель: давайте немного разомнемся. Повторяйте за мной.
Физминутка:
(Дети поднимают и опускают руки.)
 Поднимаем ручки,
Разгоняем тучки.
Ярче, Солнышко, свети,(кружатся с разведенными руками)
Хмурый дождик запрети (Дети машут руками.)
Вот окончен дальний путь (Шагают).
Можно сесть и отдохнуть. (Дети садятся за столы.)
2 слайд «Дождь»
Воспитатель: «А теперь отгадайте загадку.
Холодный, сильный он – осенний,
Долгожданный он – весенний,
Летом вовсе он слепой,
Отгадайте, кто такой?»
«Хотите увидеть, что происходит в природе, чтобы пошел дождь? Давайте проведем опыт. Мне понадобится банка и вода. А какая вода мне нужна, холодная или горячая?» (Воспитатель достает бутылку с холодной  водой и термос с горячей).
Предположения детей.
Воспитатель:  «Я долго к вам добирался. Вода в термосе могла остыть, и тогда у нас ничего не получится. Как же мне проверить, холодная она или горячая?» (Если дети предлагают потрогать) — «Нет, трогать я не буду, это очень опасно. Мой палец раздует и будет сильно болеть. Это называется ожог. Чем еще можно проверить температуру?»
Опыт № 1. Воспитатель предлагает одному из детей проверить температуру воды в бутылке с помощью термометра. Сам с помощью второго термометра определяет температуру воды в термосе. Результаты сравниваются.
Опыт № 2. Ход опыта: воспитатель наливает воду в банку, накрывает крышкой, выкрашенной в синий цвет с внешней стороны. «Вода превращается в пар, поднимается наверх, а там, в небе, мы говорили, очень-очень холодно. Значит, на крышку нужно положить что-то очень холодное. Правильно, лед». Кладет лед на крышку и выдавливает пену для бритья (имитация облака). Вот и появилось в небе облако.
Дети наблюдают, как синие капли капают в банку.
Опыт № 3. «Дождь в стакане». «А хотите сами сделать дождь? Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в стакан с облаком (пена для бритья) Опыт сопровождается шумом дождя. Что происходит?» (Ответы детей). Вывод: «Капля прошла через облака, потому что она тяжелее облака (пены) и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь».
Т/д.: Дети убирают рабочее место: двумя руками ставят стаканчики на поднос и затем убирают на поднос пипетки.
3 слайд «Радуга»
Воспитатель: «Угадайте еще одну загадку.
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота…» (Радуга)
Воспитатель: «Как вы думаете, радуга, это тоже природное явление? Почему? Хотите увидеть радугу прямо сейчас? Для нашей Лаборатории нет ничего невозможного».
Опыт №4 «Радуга»
Воспитатель: «Ребята, а хотите сами сделать радугу? Давайте посмотрим, какая радуга получится у вас».  Дети по очереди проводят опыт.
Опыт №5: « Объяснение явления Радуга»
Воспитатель: «Я хочу рассказать вам, как получилась радуга у нас в лаборатории. Посмотрите, ребята, из фонарика выходит белый свет». (Воспитатель снимает одну из втулок с фонарика, появляется связка разноцветных трубочек). Давайте рассмотрим, из какого света состоит белый? Как же так получается, что проходя через препятствие в виде капелек воды, белый рассыпается радугой? Оказывается, свет это волна. Самая длинная волна - красная. (Кладет красную скакалку из пучка соломинок волной) Посмотрите, она в два прыжка преодолела препятствие и вот, первым мы видим красный свет. А как вы думаете, какая волна фиолетового у света?» Предположения детей и подтверждение версии - фиолетовая скакалка выкладывается множеством мелких волн.
Опыт № 6: «Радужные диски»
Воспитатель: «Я вижу радужные диски.  А вы знаете, что они волшебные? Стоит их хорошенько раскрутить, и вы снова увидите белый». Раздает диски детям. Опыт- игра — вращение радужного диска.
Подведение итогов:
А кто помнит, где мы сейчас с вами находимся?
А что делают в лаборатории?
Мы проводили опыты, значит, мы с вами кто? (работники лаборатории)
Ну а на сегодня наша лаборатория закрывается. До новых встреч.
Воспитатель уходит,  переодевается.
 Воспитатель: «Где вы были? Что вы делали? Что понравилось? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? А мне понравилось, как вы работали. А сейчас мы с вами пойдем, отдохнем.»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»