Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста
Репка на новый лад
Бондарева Оксана Геннадьевна
Область - речевое развитиеФорма – путешествие
Виды деятельности – игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Интеграция образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.
Цель: Овладение речью, как средством общения и культуры.
Задачи: Развивать речь детей, используя русские народные сказки, формировать умение понимать графическое изображение знакомой сказки через моделирование её структуры, самостоятельно подбирать цветовые модели, последовательно их располагать. Продолжать знакомить с возможностью изменения знакомой сказки в наглядно-действенной форме, используя метод «новый герой в сказке»; проявлять интерес к экспериментированию, пониманию того, что изменив элемент сказки, окончание будет другим. Побуждать детей к драматизации используя жесты, мимику, интонацию. Знакомить с книжной культурой, развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи. Активизировать внимание, память. Воспитывать доброжелательность, сочувствие к тому, кто в нем нуждается, желание помочь.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель звоном колокольчика приглашает детей присесть на стульчики.
Неожиданно раздается стук, воспитатель задает громко вопрос, привлекая непроизвольное внимание детей: «Саша, ты сейчас, что-нибудь слышал? Настя, а ты, что-нибудь услышала?» (Стук). А вы слышали? Вы знаете, я сегодня утром уже слышала такой стук. Сегодня утром, кто-то странный заглянул в мое окно, на ладони появилось ярко-желтое пятно. Это солнышко проснулось, тонкий лучик протянуло, и как с самым лучшим другом поздоровалось со мной. Давайте и мы поздороваемся друг с другом. А вы обратили внимание, что у нас сегодня гости? Как вы думаете, почему они к нам пришли? Да, они узнали, что у нас в д.саду будет что то интересное и решили прийти в гости. Давайте поздороваемся и с нашими гостями. А теперь улыбнитесь им, широко растяните губки и они улыбнутся вам в ответ. Теперь вытяните губки трубочкой и опять улыбнитесь,
широко растянув губки, и снова вытяните губки трубочкой. Молодцы. Теперь повторяйте вместе со мной:
На-на-на- наступила весна,
Ло-ло-ло- во дворе тепло,
Ра-ра-ра- очень рада детвора,
Ой-ой-ой- птичкам радостно весной.
Я предлагаю вам отправиться в гости к сказке. Хотите? А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Где же она? Даша, где в нашей группе может находиться эта книга? Давайте поищем. Вот она. В этой книге есть те сказки, которые мы с вами уже знаем. Давайте присядем, вспомним их и назовем.
Звонок по сотовому телефону:
-Алло, кто это? Что? У вас беда? Дети, если беда, что надо делать?
-Да, да, мы постараемся вам помочь! Мы как раз отправляемся в очередное сказочное путешествие по книге сказок.
Куда мы с вами отправимся, узнаем из загадки:
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Перелистываем страницу книги, открываем «Репку»
В какую сказку мы попали? (Репка)
Герои сказки «Репка» просят помочь вытянуть репку. Поможем?
Давайте вспомним, кто помогал тянуть репку. (работа на коврографе; выбрать среди разных героев сказок тех, которые помогали тянуть репку, используя липучки)
Молодцы. Теперь закрепим на пальчиках. Пальчиковая гимнастика
-Этот пальчик-дедушка
-Этот пальчик-бабушка
- Этот пальчик-внучка
-Этот пальчик-жучка
-Этот пальчик-кошка
-Все дружны немножко.
Присаживайтесь. Сказку можно не только читать и рассказывать, но, что еще можно со сказкой делать? ( можно играть в сказку, показывать, придумывать). А записать сказку можно? Как вы думаете? Ты согласен? А с помощью чего можно записать сказку?
(с помощью фигур) .Какие фигуры вы знаете? (ответы детей). Какую фигуру мы выберем, чтобы обозначить репку? (круг). Почему? (потому что репка круглая). Круг какого цвета нам понадобится? (желтого) .Почему? (потому что репка желтая). Остальных героев сказки какой фигурой обозначим? (треугольником). Кто пришел первый тянуть репку? (дед). Каким цветом обозначим деда? (синим). Почему (потому что у него рубашка синяя). Кто пришел следующий? (бабка). Как обозначим бабку? (красным треугольником). Что было дальше? Внучка (оранжевый треугольник), Жучка (коричневый), Кошка (желтый). А кого еще здесь нет? (мышки). А мышки то и нет. Как же быть? Кто поможет вытянуть репку? Давайте поможем героям сказки и обратимся к нашей книге: «Книга, помоги нам!» На картинке- лиса.
Воспитатель- Лиса нам сможет помочь?
Дети- нет.
В.- Почему?
Д.- Она хитрая, живет в лесу.
В.- Да, я с вами согласна. Извини, лисонька, ты нам не поможешь.
На картинке- волк.
Дети- волк нам не поможет, он злой, его все боятся, он живет в лесу.
На картинке- заяц.
Дети- заяц не сможет нам помочь, он трусливый, может испугаться жучку.
На картинке- колобок.
В.- дети, может колобок нам поможет?
Дети- Он веселый, храбрый, никого не боится, он сможет нам помочь.
В.- хорошо, я с вами согласна. Хотите, я сейчас вас всех превращу в колобков? (превращение). У меня есть одна шапочка колобка, можно я ее надену Насте, она сегодня очень старается?.Вот сколько у нас колобков! Становитесь скорее в кружок, споем песенку про колобка.
Физминутка:
Я колобок, колобок, я румяный бок
(наклоны в сторону)
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел
(повороты в стороны с продвижением)
Я от зайца ушел
И от волка ушел
От медведя ушел
(имитационные движения)
И к вам в гости пришел.
(наклон вперед)
В.- Колобок, Колобок, ты поможешь героям сказки вытянуть репку? Тогда я превращу ребят в героев этой сказки. Вы хотите?
(превращение). А Алиса у нас будет сказочницей. Мы оденем ей красивый платок и она будет рассказывать сказку. И так, сказка начинается. Дети обыгрывают сказку.
После того, как Колобок помог вытянуть репку все дети становятся в круг. Хоровод «Репка выросла большая».
- Репка выросла большая,
Хоровод мы заведем,
Песенку о ней споем.
- В землю семена сажали
К солнцу тянется она
Вот такая подросла.
- Все тянули нашу репку,
Дружно, вместе налегли,
Вытянуть ее смогли.
- Нету репки нашей краше,
Сами кашу поедим
И гостей всех угостим.
(под музыку минусовка песни "Ах вы сени,мои сени..." с выполнением движений).
Воспитатель: Ребята, ведь мы с вами придумали новую сказку, представляете, какие мы молодцы. Какой новый герой появился в нашей сказке? (Колобок). Что было после того, как вытянули репку? (съели). Вам понравилась новая сказка? А что вам еще понравилось? Вы мне тоже очень понравились, особенно понравился Саша, он просто настоящий дед был и Настя хорошо обыграла Колобка и Полина старалась. А сказочница Алиса хорошо рассказывала сказку. Я предлагаю вам нарисовать Колобка ,пройдите за столы и приступайте к работе.(Рисование пальчиком по манной крупе).Рассматривание работ.
Дети прощаются с гостями и уходят.