Образовательное событие, как особый
формат взросло-детской деятельности
Жаворонкова Ирина Алексеевна
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко.
По мнению А.С. Макаренко, событийный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Ему присущ целостный характер, так как он оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности.
Ввиду актуальности настоящей темы разработка рекомендуется для применения в образовательной деятельности педагогов ДОУ.
Образовательное событие - совместная (ребенка и взрослого), яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, следствием которой должно стать повышение мотивации ребенка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени самостоятельной (исследование, поиск, развитие…).
Образовательное событие является одной из форм образовательной деятельности дошкольников в ДОУ. Событие оставляет в психике ребенка эмоциональный след, но при этом оно не должно повторяться. Событие предполагает осмысление собственного опыта, а также активную, творческую деятельность его участников. Каждое событие имеет определенный культурный прототип (праздник, конкурс, презентация и др.), который лежит в основе организации события. Событие становится образовательным, когда цели, поставленные педагогом, совпадают со смыслами деятельности ребенка.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители и воспитанники.
Условия проведения:
- место: дошкольное образовательное учреждение;
- оборудование: компьютер, проектор, атрибуты к занятию;
- наглядные материалы: презентации.
Цель: ознакомить педагогов с сущностью и значением образовательных событий, а также алгоритмом их организации.
Планируемые результаты: внедрение образовательных событий в практику ДОУ.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТКИ
2.1. Общие положения
В наше время очень актуальна проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. В любом виде деятельности можно добиться ожидаемых положительных результатов, делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
Сегодня мы с вами рассмотрим такие вопросы, как сущность образовательного события, значение образовательного события для дошкольников и педагогов. Рассмотрим опыт организации образовательных событий в ДОУ, а также алгоритм образовательного события.
2.2. Сущность образовательного события
Сущность образовательного события состоит в том, что педагоги организуют специальные условия, при которых создается продукт совместной деятельности. В процессе реализации события дошкольники совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие. При этом дошкольники получают новые знания, приобретают определенный опыт. Участие в событиях побуждает дошкольников к проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе событий дошкольники являются не просто зрителями, а участниками. Образовательное событие привлекает внимание дошкольников, производит на них сильное впечатление, волнует их. Ведь ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой и эмоциональной сфере.
В своих исследованиях С.А. Езопова и О.В. Солнцева отмечают, что «событие как особый формат взросло-детской деятельности представлено в современных программах дошкольного образования. В качестве основных его характеристик рассматриваются: тесная связь с игровой деятельностью; эмоциональная насыщенность происходящего для детей; направленность на применение детьми знаний и умений, полученных ранее; высокая степень творческой активности воспитанников, что делает незаметной для них направляющую роль педагога» [2].
По мнению Н.Б. Крыловой, событийность задает творческую включенность субъекта в деятельность [3, С.152]. Образовательное событие рассматривается как способ и технология индивидуализации образовательного процесса. При этом сущность его заключена в организации специальных условий для детского действия.
В исследованиях Л.И. Новиковой так определяются признаки событийной общности: «целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели; принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь; открытый тип отношений, равенство, диалог; индивидуальная и групповая рефлексия» [5].
Событие включает в себя следующие компоненты: организационный, педагогический и результативный. Организационный компонент включает в себя развернутую подготовку: педагоги предусматривают участие успешных людей, специалистов, выбирают формы личного участия. Педагогический компонент предусматривает педагогическую поддержку, а также помощь и консультирование. Результативный компонент события предполагает анализ события и оценку полученного в результате события продукта.
Образовательное событие имеет следующие признаки:
- образовательное событие является ярким, запоминающимся, эмоциональным переживанием;
- удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса;
- хотя образовательное событие решает многие проблемы, оно является новым, выходящим за рамки ежедневной рутины, и таким, что ребенок хочет поделиться впечатлениями о данном событии.
Рассматривая типы образовательных событий, отметим, что они классифицируются следующим образом:
- по типу сюжета:
реальный сюжет (например, подготовка к спектаклю, изготовление декораций),
игровой сюжет (например, путешествия);
- по привязке к календарному времени:
привязанные к времени (события-традиции, календарные события),
независящие от времени (путешествия, квесты);
- по виду инициатора:
события, запланированные воспитателем,
события, спровоцированные, возникшие по инициативе дошкольников - спонтанно.
2.3. Значение образовательного события для дошкольников и педагогов
Образовательное событие имеет важное значение как для дошкольников, так и для педагогов.
Для дошкольников значение образовательного события заключается в следующем. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.
Значение образовательного события для педагогов состоит в следующем. Организация событий повышает мотивацию педагогов к самообразованию и саморазвитию. В процессе подготовки мероприятий педагог получает новые знания из энциклопедий и методической литературы. Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с детьми.
2.4. Опыт организации образовательных событий в ДОУ
Рассматривая образовательные события в нашем ДОУ, отметим, что наиболее часто применяются такие формы образовательных событий, как событие-праздник, событие-игра, событие-конкурс. Так, в младшей группе проводилась театрализованная игра по сказке «Репка», где дети исполняли роли героев сказки, участвовали в выборе элементов костюмов, активно помогали деду и расширяли словарный запас.
Также во второй младшей группе проводилось событие-игра по экологическому воспитанию в виде путешествия - «Путешествие воды», где дети знакомились со свойствами воды посредством экспериментирования. События проводилось в разных локациях: на территории группы, в холле, музыкальном зале и в бассейне детского сада. В ходе занятия происходило развитие познавательных интересов дошкольников, формировалось первичное представление о свойствах объектов окружающего мира. Дети получили знания о свойствах воды, ее состояниях, о круговороте воды в природе и о ее пользе для себя. В ходе события дети учились вести диалог, участвовали в коллективном разговоре, воспитывалось умение делать выводы, быть дисциплинированными.
В средней группе также были организованы образовательные события, в частности, по патриотическому воспитанию событие-квест по знакомству с историей и архитектурой родного города Санкт-Петербурга «Помогаем деду Краеведу», событие-игра по развитию детской инициативы в условиях ДОУ на тему: «Космическое путешествие». Где дети спасали солнечную систему от космических пиратов.
С детьми старшего дошкольного возраста были организованы образовательные события в рамках патриотического воспитания (в частности - «Путешествие с Хоттабычем»). В ходе путешествия дети знакомились с различными регионами нашей страны, их традициями, обычаями и особенностями. Они совершили путешествие на ковре-самолете в Бурятию, Татарстан, Мордовию, Чувашию и на Чукотку. Дети учились решать познавательные задачи, делать выводы. В ходе данного события происходило расширение кругозора детей, пополнение их словарного запаса, воспитывалась любознательность, развивался познавательный интерес к окружающему миру и чувство гордости за свою Родину и ее население.
Самое главное - подходить к организации события творчески. Предоставить, детям действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций. Стараться не сдерживать инициативы детей. Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Помогать, детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы. Стараться избегать оценочных суждений.
Традиционными стали образовательные события в виде праздников, таких как: «Масленица», праздники осени, спортивные праздники, День защитников Отечества, праздник танца, поэтические вечера, театрализации и др.
Фактором, укрепляющим, обогащающим формы события, является педагогическое сотрудничество с семьей, как субъектом событийной общности. Обеспечение педагогического сотрудничества с семьей предполагает систему партнерских отношений, наличие общих целей и проблем, обеспечение совместной деятельности в рамках событийного воспитательного пространства. В группах ДОУ проводятся совместные мероприятия: спортивные и музыкальные праздники, викторины, творческие выставки и конкурсы сезонных поделок.
2.5. Алгоритм образовательного события
Образовательное событие осуществляется по следующему алгоритму:
1 этап. На данном этапе определяются темы образовательных событий, которые находят отражение в годовом плане работы ДОУ.
2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, и ребята готовят тематические материалы.
4 этап. Непосредственно проведение образовательного события, которое является самым ярким моментом. Сценарий создают сами педагоги. Они вместе с детьми оформляют место проведения. В результате события оформляется выставка продуктов деятельности.
5 этап. Рефлексия. Происходит анализ образовательного события, проводится обмен мнениями по поводу события, анализируются полученные результаты, а также определяется эффективность воспитательного воздействия. Отмечаются достоинства и недостатки организации события, а затем вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Важной частью организации событий является их планирование. В основе планирования находятся проблемы и вопросы, которые педагог задает сам себе и детям в результате анализа ситуации.
Таким образом, образовательное событие является важной частью современного учебно-воспитательного процесса ДОУ. Чтобы образовательное события стало эффективным инструментом воспитания и образования дошкольников, необходимо методическое сопровождение педагогов и учет передового опыта реализации образовательных событий.