Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развивающие игры, как часть занятия в математике

Широкова Мария Юрьевна
Огромную роль в умственном воспитании и в интеллекте человека играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни детей. Игра – это учёба, игра – это труд. Игра для детей – способ познания окружающего мира.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, в письменной или устной инструкции, знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них изложен принцип от простого к сложному. Постепенное возрастание трудности задач совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где объясняется и формируются только исполнительские черты в ребёнке. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры развивают у детей восприятие, внимание, память, особенно зрительную, мышление, направлены на умственное развитие в целом. Умственное развитие детей характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию ( деталей предметов ), пространственное представление, воображение, способность предвидеть результаты своих действий, совокупности этих качеств ( сообразительностью, изобретательностью ), творческим складом мышления позволяющей ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога.
- Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества: процесс обучения ориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается, как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
- Развитие мыслительных процессов
- Развитие психических процессов
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.
Методы:
- Показ
- Объяснения
- Наглядный, демонстрационный материал
Индивидуальный подход, учитывая особенности и возможности детей.
Средства: Развивающие игры
  1. Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес-познание-творчество- становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
  2. Логические блоки Дьенеша – это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, толщиной. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков ( цвет, форма, размер, толщина ). Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
  3. Палочки Х.Кюизенера. С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способ действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребёнка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами.
  4. Игры Никитина. Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
А также развивающие игры: «Мягкий и пластмассовый конструктор», «Деревянный пазл», «Весёлая логика», « Геометрическое лото», «Найди похожую фигуру», « Магнитная мозаика», «Удивляйка», «Цветные коврики», «Ассоциации», «Прозрачный квадрат», «Маленький дизайнер», «Волшебные верёвочки», «Парные коврики», «Часть и целое».
5. Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости.
Ожидаемые результаты у дошкольников при использовании на занятиях развивающих игр: развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, воспитанию творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»