Методическая разработка по формированию элементарных математических
представлений для детей младшего дошкольного возраста
представлений для детей младшего дошкольного возраста
Там на неведомых дорожках
Касым Наталья Борисовна,
ГБДОУ № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Пояснительная запискаГБДОУ № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Обоснование темы: данная методическая разработка предназначена для педагогов младшего дошкольного возраста. Методическая разработка составлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям детей дошкольного возраста.. Использование игрового материала НОД является успешным шагом на пути развития образования детей социально-педагогической направленности. Данная разработка является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: организации коллективной коммуникативной и игровой деятельности.
Актуальность и целесообразность темы
Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Там на неведомых дорожках» направлена на закрепление знаний детей пройденного программного материала. Позволит обобщить знания детей о математических представлениях, развить наблюдательность, речь, воображение, познавательный интерес, Действуя с различными предметами, опираясь на наглядность, ребёнок усвоит важные знания, выделит характерные свойства предметов и объектов, у ребенка будут задействованы и тактильные ощущения и сам ребенок получит удовлетворение выполненного задания.
Цель: формирование и закрепление математических представлений
Задачи:
- обобщать знания пройденного материала: сравнение предметов по высоте( высокий-низкий), по длине(длинный –короткий), по величине (большой-маленький);
- способствовать творческому мышлению, развитию речи, наблюдательности, развитию познавательного интереса;
- воспитывать любовь к сказкам.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Вид НОД: закрепление пройденного.
Словарная работа: активизация в речи детей математических понятий – «высокий –низкий», «длинный-короткий».
Материалы и оборудование: аудиозаписи (Плач Бабы-Яги», слайды с изображением действий детей в разное время суток, тканевые дорожки разного цвета –длинная и короткая; тканевое озеро, обшитое кусочками травы («много»). Деревья (высокое, низкое), 1-кит, 2 –рыбки, 2-утки; цветы (большие, маленькие). Картон с вырезанными трафаретами и готовыми геометрическими фигурами: избушка. Елка, кот;.
Техническое оснащение: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер).
Предварительная работа
- Чтение русских народных сказок;
- В повседневной жизни находить предметы разной формы;
- Называть цвета на себе и у предметов в ближнем окружении;
- Продуктивные виды деятельности;
- Прогулки;
- Игровая деятельность;
Дидактические игры: «Фигурки из геометрических фигур», «Вкладыши геометрические».
Пальчиковые игры « Пальчик большой – мизинчик»
Чтение сказок.
Планируемый результат:
- выявление знаний детей по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений»;
- умение детей называть и соотносить фигуры по цвету и названию ;
- развитие наблюдательности. мышления, речи, воображения, познавательного интереса;
- воспитания любови к играм, сказкам.
I. Вводная часть - организационный момент.
- Ребята, вы любите сказки? В сказках бывает трудно и надо выполнять разные задания. Вы готовы? (Да) Глазки закрыли и в сказку попали.
Сюрпризный момент: Звукозапись – плачь Бабы-Яги. И голос – «Дракон запутал все дорожки, распугал всех обитателей озера и разрушил дом - избушку Бабы-Яги;
Ребята. Это плачет бабушка-Яга, поможем Бабушке-Яге? (Да)
II. Основная часть
Раскатать две дорожки: длинная и короткая;
- Посмотрите на дорожки: - Они одинаковые? (нет) Разные по цвету.
-Эта дорожка какого цвета? Дорожка желтая. –А это какого цвета? – Дорожка зеленая.
- Желтая дорожка - какая? Короткая
- Зеленая дорожка – какая? Длинная.
Мы идем по дорожкам в лес. В лесу много деревьев- давайте покажем, какие бывают деревья?
Дети поднимаются на носки и поднимают руки вверх – высокие деревья,. Опускаются на корточки
- низкие деревья.
- На желтую дорожку мы посадим деревья… возьми и посади – высокое дерево.
- -Какое ты посадил дерево? (высокое0
- Какое посадил дерево? (низкое)
Что есть на зеленой дорожке? (цветы)
-Какого цвета цветы? Цветы одинаковые? (нет)
-Какие цветы (большие и маленькие)
.-Сколько желтых цветов? (Один)
- Сколько красных цветов? (Два)
На цветы прилетели бабочки. Какого цвета бабочки – синие.
-сколько бабочек? (много)
Дорожка привели нас к озеру. Вокруг озера растет трава.
-Сколько выросло травы? (много)
- Приплыли уточки травку пощипать. –Сколько уточек? (две)
- Выплыли рыбки. Сколько рыбок? (две)
- И выплыл кит. – Сколько китов? (один)
По дорожкам мы прошли, у озера побывали, вот и пришли к домику Бабы-Яги.
-Поможем собрать домик? (Да)
- У нас много геометрических фигур, нужно взять фигуру, назвать её и поставить на свое место?
Дети вставляют фигуры в силуэт дома, ели, кота.
- Молодцы! Баба-Яга очень рада! А нам пора домой. Чтобы вернуться домой давайте повторим части суток.(утро, день, ночь)
Чтение стихотворений и показ слайдов «Части суток».
Под музыку называем части суток и выполняем действия.
(Утром – умываемся, днем - играем, ночью- спим).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: “Какие, ребята, вы молодцы! Мы выполнили все задания- помогли Бабе-Яге и вернулись в детский сад!
Занятие окончено.
Целевые ориентиры: активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам
Приложение
Части суток
Утро наступает, солнышко встает,
Всех ребяток будит, в детский сад зовет.
День уж наступает, много дел у нас:
Погулять, покушать и настал сончас,
А потом мгновенно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,
И спать мы будем крепко до самого утра!
Утро
Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
День
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
Ночь
В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
Список литературы
- 1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- 2. . Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
- 3. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
- 4. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
- 5. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
- 6. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
- 7. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112 с.
- 8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 414 с.
- 9. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
- 10. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
- 11. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2000. 104 с.
- 12. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.
- 13. Тарунтаева Т.В. развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980.
- 14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.
- 15. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.