Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Краткосрочный проект в старшей группе «Пчёлки»

Зимующие птицы

Яшина Марина Викторовна  
Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 неделя. 
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: старшая группа (5-6лет)
Актуальность проекта
Где бы мы ни  жили, в городе или деревне, мы  видим и слышим птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых друзей  в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей. Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи, снегом занесло землю, инеем серебрятся ветки деревьев. Зима - трудное время для птиц. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы.  Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 
Цель: формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи  изменениями в природе и поведением птиц; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
• Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
• Способствовать  развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. 
• Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. 
• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.   
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Для педагогов:
• Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края.
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.
Для родителей 
• Проводить  совместные прогулки с детьми в парке и в лесу (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Привлечь   родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.  
• Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах?»
Конкурс «кормушка для птиц»
Продукты проекта:
Рисунки детей «Снегири на ветках», «Птички на кормушках» 
Лепка «Птицы  клюют зернышки»      
Аппликация «Птички  на дереве»  
Ручной труд «Снегирь», изготовление кормушек для птиц совместно с родителями
Презентация «Зимующие птицы» 
Газета «Берегите птиц»
Оборудование:
– картинки, иллюстрации с изображением птиц;
– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;
-  аудиозапись с голосами птиц.
Основные этапы реализации проекта:
1.Работа с детьми:
Подготовительный этап:
   выявление первоначальных знаний детей  о зимующих птицах; 
   информация родителей о предстоящей деятельности;
   планирование работы;
   подбор иллюстраций, предметных картинок   на тему «Зимующие птицы»; 
   подбор сказок, рассказов, стихов, загадок  о  зимующих птицах; 
чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "живая природа";
   подбор раскрасок  в соответствии с  возрастом;
   подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Зоомагазин», «Больница для птиц», «Путешествие в зимний лес»;
   настольный театр, плоскостной театр, теневой театр.   
 Основной этап:
Совместная деятельность детей и воспитателя:
Познавательное развитие 
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».
«Беседа о птицах».  Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)
Проблемная ситуация:
«Что будет, если не станет птиц», 
«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;
 «Зимующие птицы» 
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц,  конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».
 Цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они  похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.
 Наблюдение за синичками.
Цель: закреплять названия зимних месяцев;  уточнить представление детей о зимующих птицах; развивать речь детей; воспитывать любовь к природе.
Наблюдение:  «Жизнь птиц зимой»
 Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц; учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения о том, что птиц надо подкармливать; развивать интерес к природе.
Целевая прогулка по участку детского сада.    
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. 
Цель: выяснить, какой корм  птицам нужен; отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. 
Речевое развитие: 
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:                   «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.
Чтение художественной литературы:
Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица»
В. Звягина «Воробей», С. А. Есенин «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».
Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,
В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,
Г. Скребицкий «Появились синички», 
Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Заучивание стихотворений  А. Яшина  «Покормите птиц зимой!», А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.
Загадки про зимующих птиц. 
Чтение пословиц и поговорок. 
 Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание записи голосов зимующих птиц.
Рассматривание репродукций картин о птицах. 
Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели». 
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рисование «Снегири на ветке», «Птички на кормушке»; рисование птиц по трафаретам и шаблонам.
Лепка: «Птицы клюют зернышки» 
Аппликация: «Птицы на дереве»
Ручной труд: «Птица»
Коллективная работа «Коллаж на тему «Птицы у кормушки».
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
 Социализация. Дидактические игры и упражнения:
«Закончи предложение» 
Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах 
«Зимующие – перелётные» 
Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц 
«Кто что ест» 
Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы 
«Угадай по описанию»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах. 
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Чья тень?», «Птичья столовая», «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Третий лишний», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот». Задачи: закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде; воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.
Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).
учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных; воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоомагазин », «Больница для птиц», «Птичий двор», «Путешествие в зимний лес».
Цель: учить детей развивать сюжет, подбирать атрибуты, строить диалоги.
Театрализованная деятельность.
Настольный театр «Гуси-лебеди» 
Драматизация сказки «У кормушки » 
Инсценировка стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»;
Цель: развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.
Труд:  чистка кормушек,  подкормка птиц.
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.
 
 Физическое развитие
 Подвижные игры:
1. «Гуси-лебеди». Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга,  развивать диалогическую речь.
2. «Птички в гнёздышках». Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать дружелюбие. 
3. «Совушка - сова». Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать выдержку.
4. «Перелет птиц». Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.
5. «Воробушки и автомобили». 
6. «Воробушки и кот». 
7. «Филин и пташки».
Пальчиковая гимнастика:
1. «Покормите птиц зимой» 
2. «Дятел»
3. «Птички на кормушке»
4. «Снегирёк»
Цель: развивать через художественное слово мелкую моторику рук.  
 
2. Работа  с родителями:    
 Информационная ширма для родителей «Покормите птиц зимой» 
Консультация «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Список  художественной литературы  для чтения детям о  птицах.  
Памятка «Из чего можно сделать кормушку».
Ожидаемые результаты по проекту:
 У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Сформировались   определенные  природоведческие  знания, позволяющие  осознать единство всей природы и место человека в ней. Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю; дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях; у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года. Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах.
Для педагогов:
1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
2.Систематизация  знаний детей о  зимующих птицах. 
3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
4.Презентация по проекту «Зимующие птицы»
Для родителей: 
Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Заинтересованность  родителей  в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Активное участие родителей в реализации проекта.
Установление эмоционального контакта с детьми.
Итог проекта.
Презентация на тему: «Зимующие птицы » 
Конкурс «Кормушка для птиц»
Проведение итогового мероприятия «Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах?» 
Заключение:
Проект «Зимующие птицы» полностью реализован. Работа над проектом осуществлялась через разнообразные виды художественно-творческой, познавательной  и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение планировать и осуществлять работу, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса.
Литература:
1. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
2. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
3. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г
4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;
5. Программа  по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
8. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
9. Журнал «Обруч» - 2011.- №2
10. Интернет.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»