сенсорной сферы у дошкольников с нарушениями зрения
Путешествие в Волшебный Лес Здоровья
Бизина Елена Валентиновна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 36
Приморского района Санкт-Петербурга
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Контингент: дети с нарушениями зрения и слабовидящие
Тип занятия: групповое, коррекционно-развивающее
Продолжительность: 30 мин
Технологии: личностно-ориентированная, здоровье-сберегающая, арттерапия.
Краткая аннотация:
Занятие проводится в рамках психолого-педагогических занятий по программе сказкотерапии для дошкольников «Волшебные истории планеты Магнолия». В данной программе автор, используя здоровьесберегающие технологии, ставит целью формирование социально-психологической компетентности воспитанников, активной жизненной позиции, ценностно ориентированного позитивного мировосприятия и психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума в будущем, усвоение нравственных идеалов и общественно одобряемых моделей поведения.
Конспект занятия.
В начале занятия ведущий предлагает детям вспомнить, какую сказку они прослушали на предыдущем занятии (имеется ввиду психотерапевтическая сказка Е.Ивановой «Волшебный лес), и предлагает на этом занятии отправиться в гости к героям сказки, - Гномам, на праздник.
Упражнение1. Собираемся в дорогу
Где-то далеко в Волшебном Лесу живут гномы. Целый год они собирают под землей сокровища и складывают их в сундук... И только один раз в году гномы достают свои сокровища, выносят сундук на полянку и открывают его для лучей солнца, чтобы сокровища напитались солнечной силой.
Хотите вы попасть на этот праздник? Тогда отправляемся в путь. Только путь предстоит долгий, и нужно запастись провизией. Давайте подумаем, какие продукты мы возьмем с собой в путешествие. Наверное, нужно взять только полезные продукты? – ведущий достает короб с карточками, на которых изображены различные продукты (овощи, фрукты, молочные продукты, хлебо-булочные изделия, сладости, напитки), и предлагает детям отобрать нужные. Далее, детям предлагается сверить свой выбор с карточками, где продукты рассортированы по содержанию витаминов ( витамин А – оранжевая карточка, витамин В – красная, витамин С – зеленая, витамин Д – желтая), эта тема знакома им по занятиям с воспитателями в группе. Итак, продукты в дорогу собраны.
Упражнение 2. План путешествия
Что же, теперь мы почти готовы к путешествию. Но, не совсем. Ведь для путешествия еще нужна карта, я написала письмо гномам, и они нам прислали карту, на которой виден весь предстоящий путь. Смотрите, вот она, мы видим на ней дорогу, которая проходит через равнину, речку, горную часть, и даже придется часть пути проплыть по морю! Путь трудный, и нам понадобится помощь. Гномы догадались, что мы захотим побывать на празднике, и прислали нам в детский сад посылку с волшебными самоцветами. Они-то нам и помогут добраться до нашей цели.
Детям выдаются стаканчики с декоративными стеклянными камешками, в ходе путешествия они используются для построения переправы через узкую и широкую часть реки (предлагается угадать, сколько камешков понадобится для узкой и широкой речки)), создания звуковых эффектов путешествия по горам, по равнине на лошадях, по морю, - опуская пальчики в стакан, или накрывая его ладошкой и потряхивая (скачем) или покачивая (плывем, слушаем шум прибоя). При этом осуществляем массаж пальчиков, развитие слухового внимания – идем, скачем, плывем по морю.
Ведущий задает ориентир движения, называя место расположения объекта на карте (вверху справа, внизу слева, идем слева направо, и т д.) При этом, дается задание обозначить каждую часть пути камешками определенного цвета и формы, чтобы затем можно было вернуться по своим следам обратно.
Упражнение 3. Управляем погодой.
Ой! Внезапно налетела туча и пошел дождь, да такой сильный, что не видно стало, куда идти! Включается аудиозапись со звуком дождя. Что же, сядем, подумаем, как быть? Безвыходных ситуаций не бывает! А, я вспомнила, гномы предупреждали, что на этот случай есть один секретный способ - нужно к изображению солнца приложить камешки в определенной последовательности, и тогда дождик закончится, и засияет солнышко!
Дети высыпают содержимое стаканчиков (\разноцветные стеклянные камешки) - на подносы. Ведущий диктует последовательность, дети выкладывают короткие и длинные лучики из камешков соответствующего цвета, у солнышка появляются лучики, и оно поворачивается сияющей стороной.
Включается аудиозапись «Танцующий лес»
И вот мы почти у цели!
Осталось подобрать ключ к заветным воротам у каждого он будет свой.
Упражнение 4. Волшебный мешочек
Перед каждым ребенком выкладывается ряд из камешков по принципу «четвертый лишний» (например, три круглых, один квадратный, или три больших, один маленький) необходимо исправить ошибку, и найти в мешочке на ощупь подходящий по форме или размеру камешек.
Упражнение 5 Секрет гномов
После того, как порядок наведен, гномы готовы открыть свой главный секрет здоровья. Дело в том, что каждый камешек заключает в себе волшебную силу, которой может поделиться с вами. Зеленый изумруд дарит здоровье. Синий сапфир дарит доброту. Красный рубин может подарить храброе сердце. Белый алмаз подарит ясный ум. Розовый кварц – любовь. Голубая бирюза – красоту. Желтый циркон – веселый нрав и дружбу. Вы хорошо потрудились и заслужили такой подарок. Подумайте, какую силу вы хотели бы получить? Какой камушек поможет в этом? Если дотронуться пальчиком до камушка, который вы выбрали, и подержать одну минуточку в тишине, камушек-самоцвет подарит вам эту силу!