Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологии для детей старшей группы
по экологии для детей старшей группы
Воздух вокруг нас
Песляк Наталья Васильевна
Цель: создание условий для развития детской инициативы и творческого познания при помощи экспериментирования с воздухом.
Задачи:
-обобщить знания детей о воздухе и его свойствах;
-создать условия для развития мыслительной активности;
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе совместной познавательной деятельности, умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
-беседы о воздухе, его роли в жизни человека и животных;
-проведение серии элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха;
-наблюдение за состоянием, силой ветра на прогулках;
-рассматривание иллюстраций по теме «Воздух. Ветер»;
-чтение художественной литературы: энциклопедии, стихи, загадки;
-составление коллажа «Кому нужен воздух;
-изготовление бумажных вееров, корабликов.
Материалы и оборудование: целлофановые мешочки, трубочки для коктейля, стаканчики, веера, поролоновая губка, кусковой сахар, вода, тазики для воды, бумажные кораблики, акварельные краски, листы бумаги для рисования.
Ход занятия.
I часть.
-Ребята обнаруживают в группе большую, красивую, яркую коробку.
-Давайте откроем и посмотрим, что в ней лежит. Странно, ничего нет. Но я хочу вас уверить, что что-то все-таки находится в этой коробочке. Догадались? (воздух).
Задачи:
-обобщить знания детей о воздухе и его свойствах;
-создать условия для развития мыслительной активности;
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе совместной познавательной деятельности, умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
-беседы о воздухе, его роли в жизни человека и животных;
-проведение серии элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха;
-наблюдение за состоянием, силой ветра на прогулках;
-рассматривание иллюстраций по теме «Воздух. Ветер»;
-чтение художественной литературы: энциклопедии, стихи, загадки;
-составление коллажа «Кому нужен воздух;
-изготовление бумажных вееров, корабликов.
Материалы и оборудование: целлофановые мешочки, трубочки для коктейля, стаканчики, веера, поролоновая губка, кусковой сахар, вода, тазики для воды, бумажные кораблики, акварельные краски, листы бумаги для рисования.
Ход занятия.
I часть.
-Ребята обнаруживают в группе большую, красивую, яркую коробку.
-Давайте откроем и посмотрим, что в ней лежит. Странно, ничего нет. Но я хочу вас уверить, что что-то все-таки находится в этой коробочке. Догадались? (воздух).
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же,
Без него мы жить не можем.
-Ребята, а вы видите воздух? И я не вижу. Может его вовсе и нет? Как же нам узнать, что воздух находится всюду вокруг нас? (предложения детей) Давайте проверим наши предположения с помощью опытов.
II часть.
-Что бы было удобнее проводить опыты, я предлагаю вам разделиться на 3 группы (на столах и бейджиках детей шарики разного цвета) и подойти к столам с оборудованием.
-Ребята, вы знаете, что при проведении опытов надо соблюдать правила. Напомните мне их. Не мешать друг другу, пользоваться только своим оборудованием, работать тихо, аккуратно, внимательно. После работы убирать оборудование на место.
-Итак, ребята, с помощью опытов вам надо постараться обнаружить воздух, используя оборудование и затем это доказать. Задание понятно? Приступайте.
-Вы готовы? О своих результатах расскажет 1 группа.
«Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать. Мы увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке есть воздух, который его раздувает».
-Молодцы. Как обнаружили воздух ребята 2 группы? «Мы взяли трубочку для коктейля, опустили ее в стакан с водой и подули. Появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который находится вокруг нас».
-Молодцы. И вы справились с заданием. А сейчас ребята 3 группы расскажут, как они обнаружили воздух? «Мы взяли комочек земли, губку из поролона и брусочек дерева и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, губке, дереве и других предметах есть воздух».
-Молодцы, ребята. Что вы доказали при помощи опытов? (что хотя воздух и невидимый, но он находится всюду вокруг нас)
-А какие еще свойства воздуха вы помните? (по моделям): невидимый, бесцветный, без запаха, без вкуса.
III часть.
-Ребята, мы сказали, что воздух – невидимка. А его можно почувствовать. Как? (ответы детей) Давайте проверим.
- Возьмите любой предмет со стола (веер, флажок, лист картона) и покажите как можно его почувствовать? (помахать перед лицом)
-Что вы почувствовали? (ветер) Что такое ветер? (движение воздуха)
-А ветер для человека – это хорошо или плохо? Хорошо: плавают парусные лодки и корабли, вертятся крылья мельниц, освежает в жаркую погоду (слайд1) Плохо: разрушает дома, ломает деревья, бросает пыль в глаза (слайд2)
-Вы сказали, что благодаря ветру могут плыть парусные корабли. Мы с вами делали кораблики к празднику 23 февраля, давайте отправим их в плаванье.
-Представьте, что большой таз – это море. А вы ветры. Подуйте на воду. Что получается? (волны) Чем сильнее дуть, тем больше волны, если дуть еще сильнее – море разбушуется.
-Опустите кораблики на воду. Подуйте на них. Они плывут. Вот так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
-Что произойдет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение .
IV часть. Физминутка.
-Кто главный на корабле?
-Кто его помощники?
-Давайте представим, что и мы юные матросы.
(выполнение движений под песню «Бескозырка белая»)
V часть.
-Ребята, скоро мы будем отмечать праздник День защитника Отечества, поздравлять наших пап, дедушек, всех мужчин. А как принято заканчивать большие государственные праздники? Что устраивают вечером? (салютом)
-Давайте мы с вами нарисуем праздничный салют с помощью красок, трубочки для коктейля и воздуха. Вы уже знаете этот способ рисовании. Как он называется? (кляксография)
-Кто напомнит как рисовать в такой технике? (Набрать краску на кисточку и капнуть на лист бумаги, поставить пятно (кляксу). А при помощи трубочки раздуйте ее в разные стороны)
VI часть.
-Деятельность детей. Оценка работ.
VII часть.
-Какую проблему сегодня решали? (О чем мы сегодня говорили?)
Назовите свойства воздуха.
Как называется техника рисования воздухом?
Что вам понравилось больше всего?
Какой опыт показался интереснее всего?