Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми
подготовительного возраста с тяжёлым нарушением речи
подготовительного возраста с тяжёлым нарушением речи
Мы открываем Космос
Величко Наталья Николаевна
Цели: закрепить и обобщить знания детей о космосе.Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Обогащение словаря по теме «Космос» за счёт введения новых слов и понятий по данной лексической теме.
Коррекционно-развивающие:
1. Совершенствование навыков словообразования: образование относительных и качественных прилагательных. Образование имен прилагательных от имен существительных, подбор родственных слов.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия.
3. Развитие невербального и вербального мышления.
4. Развитие произвольного внимания и памяти.
5. Развитие общей и пальчиковой моторики.
6. Совершенствование фонематических представлений: подбор слов к звуковым схемам.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание умения слушать говорящего, желание и умение работать в коллективе.
2. Закрепление знаний о космосе.
3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
4. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Оборудование и материалы:
Ментальная карта, картинки с различными изображениями по данной лексической теме, звуко-слоговые схемы, муляжи космической еды, карточки со схемами ритмического рисунка для каждого, мнемотаблица, поднос с реквизитом для опыта, балансиры для удерживания равновесия, карточки-изографы (солнце, звезда, комета, ракета)
Ход занятия
Л. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, который в детстве даже не подозревал какие открытия готовит ему судьба, что он узнает много нового, увидит множество чудес. Думаю, в конце нашего занятия, вы все поймёте, о ком шла речь. Пока же я начну историю хочу, а вас хочу попросить помочь мне в открытии неизведанного, всегда волнующего человека космоса. Хорошо? Л. В одной семье 9 марта 1934 года родился мальчик, которого назвали Юрой. Этот мальчик с детства мечтал о небе, полётах, он мастерил бумажные самолётики. Когда он стал старше, он начал ходить в авиамодельный кружок, это занятия, на которых мастерят модели летательных аппаратов. Юра мечтал о небе и звёздах, которые там находятся. Ребята, а давайте попробуем подобрать родственные слова к слову «звезда» Л. Верно, молодцы! А ещё можно подобрать такое словосочетание «звёздная пыль», это мелкие твёрдые частички, которые возникают, после образования звезды. Эти частички и называются «звёздной пылью». А наш мальчик продолжал мечтать о космосе, и, конечно, он понимал, чтобы долететь до звёзд не просто, чтобы полететь в космос человеку необходимо… Ребята, а что необходимо человеку, что бы полететь в космос? Л. Да, всё вы говорите верно, всё это необходимо, чтобы полететь в космос. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все эти изображения и на звуко-слоговые схемы, которые подходят к названиям только двух предметов. Обратите внимание, что изображений предметов четыре, а подобрать схемы необходимо только к двум названиям. Л. Молодцы, вы отлично справились! Для того, чтобы ракета взлетела, нужно запустить мотор. Игра «Включаем, мотор!» Л. - К запуску космического корабля приготовься! -Включить контакты! - Завести мотор! - 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (сомкнуть руки и поднять вверх) Ребята, наша ракета в космосе! И только в космосе человек может испытать одно состояние, которого не может быть на Земле! Давайте и мы попробуем испытать это ощущение. Л. Вы догадались что это за состояние было? Правильно, это невесомость. Когда люди и предметы ничего не весят. Вот мы с вами и открыли ещё одно внеземное чудо. Но не любой человек может полететь в космос, и это мальчик знал. А вы знаете, кто может полететь в космос? Какими качествами должен обладать космонавт? Л. Почему космонавту необходимо быть выносливым, бесстрашных, умным, подготовленным, здоровым? Да, ребята, вы верно рассуждаете! Космонавта тренируются не только физически, они тренируют также и свой ум. Давайте и мы с вами совершим открытие, вот из этих необычных записей мы составим с вами слова, которые имеют отношение к космосу. А мечта мальчика Юры становилась всё ближе и ближе, он становился старше, много и хорошо учился, упорно тренировался и вот, наконец, после многих-многих проверок было решено, в космос полетит именно он. Мечта всей его жизни сбылась, он оказался в космосе! Что же он увидел в космосе? Он увидел различные планеты, Солнце. Давайте и мы с вами перечислим планеты нашей Солнечной системы, а поможет нам с вами в этом вот такой стишок: - По порядку все планеты Назовет любой из нас! Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун, Он восьмым идет по счету, А за ним уже потом И девятая планета, Называется Плутон. Ребята, Плутон космический объект, который раньше считался полноценной планетой нашей Солнечной системы. Но как оказалось, эта планета не совершает полный оборот вокруг Солнца, и по размерам уступает остальным планетам. И поэтому теперь в нашей солнечной системе 8 планет, а Плутон считается карликовой планетой. Удивительное космическое открытие, о котором мы с вами узнали. Верно? А теперь попробуем запомнить это стихотворение при помощи мнемотаблицы. Космос полон чудес, в нём планеты, звёзды, спутники, кометы, астероиды и даже может идти дождь, но дождь не простой, а звёздный. Наверное, он может и звучать по разному…. Давайте попробуем отхлопать ритм звёздного дождя, если у вас получится всё верно выполнить, то в конце занятия вас будет ждать космический сюрприз. Ребята, а вы догадались о ком мы разговаривали сегодня, кем был этот мальчик Юра? Да, верно, это был Юрий Алексеевич Гагарин. 60 лет тому назад, 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли. В этот день ликовали все жители нашей страны, радовалась вся планета. Юрий Гагарин стал самым известным человеком планеты. И в этом году, 12 апреля, мы также отмечаем День Космонавтики, день первого полёта человека в космос. Ребята, для того, чтобы добиться своей мечты надо быть смелыми, решительными, настойчивыми, добрыми, отзывчивыми, надо много знать. Тогда любые мечты могу сбыться, даже полёт в космос! Посмотрите на портрет Юрия Гагарина, расскажите, что вы узнали нового из сегодняшнего нашего занятия? А что бы вы хотели ещё узнать? Ребята, вы молодцы, вы отлично справились со всем, я хочу показать вам обещанное космическое чудо. Ребята, вам понравилось? Я благодарю вас за сегодняшнее занятие! Не только вы, но и я, узнала что-то новое, общаясь с вами, спасибо и вам! Я прощаюсь с вами! До новых интересных встреч! |
Д. Хорошо! Д. Звёздочка, звёздный, звездолёт, звездочёт и т.д Ответы детей. Проводится игра «Включаем мотор» Д. –Есть приготовиться! -Есть включить контакты! -Есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР) Проводится физ. минутка «Невесомость» Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
На магнитной доске вывешена ментальная карта с изображением космоса. На магнитную доску вывешивается карточка с изображением мальчика. На магнитную доску вывешивается карточка с изображением звёзд. На магнитную доску вывешиваются карточки с изображением скафандра, ракеты, космодрома, баллона (с воздухом), космической еды+детям предлагаются муляжи космической еды для тактильного исследования. Читающие дети могут прочитать- «РОСКОСМОС ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ДЛЯ КОСМОНАВТОВ ГОТОВЫЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПЮРЕ ФРУКТОВОЕ» И изображение звуко-слоговых схем к словам РАКЕТА и СКАФАНДР Раздаются балансиры, дети пытаются удерживать равновесие, принимая разные позы. Звучит музыка Жан Мишель Жар - Space На магнитную доску вывешивается картинка с изображением человека испытывающего перегрузку, находящегося в невесомости. На магнитную доску вывешиваются карточки-изографы (солнце, звезда, комета, ракета) На магнитную доску вывешиваются картинки с изображениями и названиями планет. На магнитную доску вывешивается мнемотаблица, помогающая запомнить текст стихотворения. Детям раздаются карточки, глядя на них они отхлопывают ритм в ладоши. / / / / // // // // // // // / /// /// /// / // // / // / // /// / /// На магнитную доску вывешивается портрет с изображением Юрия Гагарина. Опыт «Звёздный дождь» Ёмкость с водой, уксусом, голубым красителем. Ёмкость с растительным маслом. Ёмкость с содой. При смешивании ингредиентов получается химическая реакция, напоминающая бурлящие пузырьки. |