по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе с использованием инновационных технологий.
Поиск сокровищ
воспитатель старшей группы ГБДОУ детский сад № 17
Петроградского района Санкт-Петербурга
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений (цвет, величина, форма, счет и др.), развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, развитие логического мышления дошкольников.
Задачи:
образовательные:
- актуализировать знания детей о свойствах предметов;
- закрепить знания и представления о цифрах, и символах;
- закрепить представления детей о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательного анализаторов.
развивающие:
- развивать координацию движений, пространственное воображение;
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
- развивать умение делать выводы и доказывать свое мнение;
воспитательные:
- воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе;
- воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности:
игры, решение проблемных ситуаций, упражнения по развитию мелкой моторики руки.
Оборудование и пособия: мимио-доска, конверт, карта, картонная птичка, записка, ткань, имитирующая реку, дощечки с цифрами от 1 до 10, бумажный кораблик, карточка с загадкой, картинка - «Гусеница», конверт с цветными кругами: зеленого, желтого, голубого и розового цвета, зеленый треугольник, ларец, полоски: синего цвета (6 шт.), красного цвета (4 шт.), желтого цвета (5 шт.) – одинаковой ширины и длины, картинка – ларец, набор геометрических фигур (красный круг, желтый квадрат, синий прямоугольник, зеленый треугольник), подарки – сюрпризы.
Используемые педагогические технологиии:
ИКТ, интерактивная «Mimio – Studio», личностно – ориентированный подход к ребенку, игровые, здоровьесберегающие.
Содержание
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1. Мотивационный этап | ||
Создание благоприятного психологического климата. | ||
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, к вам в группу, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Пусть у всех будет хорошее настроение. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! |
Дети стоят в кругу, держась за руки, повторяют слова согласно тексту. Приветствуют гостей. | |
Постановка проблемы. | ||
Воспитатель: - Ребята, все мы любим приключения, загадки и тайны. Вчера, по почте, я получила письмо от жителей сказочной страны. Они приготовили сюрприз, сундук с подарками, но вредные разбойники спрятали его. Убегая, они уронили карту. Жители сказочной страны попросили нас помочь им и отыскать их сундучок, который спрятали разбойники. Для этого нам надо отправиться в интересное путешествие. Поможем им? А вот и карта, которую потеряли разбойники (разворачивает карту). Что же изображено на карте? Правильно, место, где спрятан клад. Эта карта укажет нам путь к кладу. Найти клад будет непросто. Нужно будет: решить много задач, ответить на вопросы, а передвигаться мы будем от одного пункта к другому, ориентируясь по карте. Давайте договоримся: выполнять все задания до конца, иначе мы не получим подсказку и не сможем двигаться дальше. |
Дети слушают. Отвечают на вопрос, делают предположения. | |
Разминка | ||
Воспитатель: Давайте сначала разомнемся и Проверим, готовы ли вы к путешествию: Сколько углов у квадрата? Яблоко круглое или треугольное? Что больше: два или три? На сколько больше? Сколько дней в неделе? Перечислите их. Сколько всего пальцев на руках? Сколько огоньков у светофора? Что меньше шесть или пять? Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем отправляться в путь. |
Дети отвечают на вопросы. | |
2. Основной этап (содержательный) | ||
Воспитатель: Все задания спрятаны в разных местах группы. Давайте еще раз рассмотрим карту. Посмотрите, красный круг – это начало пути, это первый пункт с заданием. Давайте найдем – где в группе находится красный круг. | Дети рассматривают карту. Находят первый пункт. | |
Воспитатель: Что же мы должны сделать в этом пункте? (Замечают птичку с запиской.) Вот и первая подсказка. Нарисованный рисунок Может много рассказать Надо главное запомнить И секрет его понять. (На экране находится разрезная картинка – «Лесная полянка». Нужно собрать картинку, присоединяя одну часть к другой. На частях картинки проставлены цифры от 1 до 9. Детям нужно собрать картинку выставляя цифры по порядку – по три в каждом ряду.) |
Находят красный круг около мимио доски. К доске прикреплена птичка, в клюве у нее - записка.) Дети получают первую подсказку. Отвечают на вопрос. Восстанавливают картинку на мимио доске. |
|
«Лесная полянка» | ||
Групповая работа: составление целого из отдельных частей. Индивидуальная работа: ответы на вопросы. | ||
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится на экране? Правильно, это части какой – то картинки. А какой, мы с вами узнаем, когда соединим все части. Посмотрите, на каждой части проставлено число. Давайте возьмем в руки волшебный маркер и составим картинку, выставляя цифры по порядку – по три в каждом ряду. Что у нас получилось? Правильно, «Лесная полянка» Посмотрите внимательно на картинку и скажите: -что находится по центру; -что находится справа; - что находится слева; -что находится справа вверху; -что находится слева внизу? (На одной из частей картинки прикреплен – желтый квадрат. Это следующая подсказка.) Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились. |
Дети отвечают на вопросы. Составляют картинку из частей в определенном порядке. Беседуют, отвечая на вопросы. |
Воспитатель: Куда же нам идти дальше? Посмотрите внимательно на картинку. Что это такое? Это следующая подсказка. Следующий пункт это – желтый квадрат. Давайте рассмотрим карту. | Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения. Находят подсказку. Делают вывод о том, куда двигаться дальше. |
Мост через реку | |
Воспитатель: Посмотрите, второй пункт находится на другом берегу реки. А как можно перебраться на другой берег? (По мосту, на самолете, переплыть, на лодке и т.д.) Правильно, перебраться через реку по мосту. Посмотрите, что случилось с мостом? Он разрушен. А из чего состоит мост? | Дети отвечают на вопросы. Высказывают предположения. |
Подгрупповая работа: поиск недостающих чисел, составление целого из частей |
Воспитатель: Правильно, из дощечек с числами (от 1 до 10), но нескольких дощечек не хватает. Их нужно вставить на место, чтобы мост был целым. Дощечек, с какими цифрами не хватает? (4, 6, 9) Давайте поищем их на берегу. Между какими цифрами находится 4, какая цифра следует за 6? и т.д. | Дети отвечают на вопрос, выполняют задание. |
Воспитатель: Вы починили мост. Давайте мы посчитаем дощечки и проверим, все ли цифры на месте. (Считают от 1 до 10).Давайте, переберемся на другой берег реки. (Дети проходят по мосту на другой берег). Мы потратили много сил, восстанавливая мост и нам необходимо отдохнуть. | Дети ведут счет от 1 до 10. |
Физкультурная минутка | |
Быстро встаньте. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. |
Дети стоят в кругу, делают движения согласно словам. |
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем путешествие. Куда же двигаться дальше? А вот и подсказка. (Около берега – бумажный кораблик. В нем карточка с загадкой. На обратной стороне карточки – синий прямоугольник. Это следующая подсказка.) А что же мы должны сделать в третьем пункте? Подождите, здесь загадка. Воспитатель читает загадку. Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница) Воспитатель: Итак, нам надо найти в группе синий прямоугольник и выполнить задание. А вот и гусеница! |
Дети определяют маршрут движения. Находят на карте синий прямоугольник. Дети отгадывают загадку. Находят в группе синий прямоугольник и гусеницу. |
«Гусеница» | |
Индивидуальная работа: ответы на вопросы. | |
Воспитатель: Ребята, посмотрите на гусеницу. Какая она необычная. А что в ней необычного? Правильно, её тело состоит из цветных кругов. Но не все круги на месте. Давайте поможем гусенице и продолжим её одевать. Какого цвета следующий круг? Давайте посчитаем: -сколько зелёных кругов? -сколько розовых? -голубых? -желтых? А это что такое? ( Дети берут цветные круги из конверта и выставляют их в определенной последовательности. В конверте остается только зеленый треугольник. Это следующая подсказка.) |
Дети рассматривают гусеницу. Делают вывод о том, в какой последовательности должны располагаться круги, которые составляют тело гусеницы. Отвечают на вопросы о том, сколько кругов и какого цвета составляют тело гусеницы. |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
«Три дороги» | |
Групповая работа: поиск по инструкции. | |
Воспитатель: У нас остался в конверте только зеленый треугольник. Это последняя подсказка. Где это на карте? Как вы думаете, что это за место? Что нарисовано рядом? Это место, где спрятан клад! Давайте, найдем в группе пункт, обозначенный зеленым треугольником. (Дети подходят к четвертому пункту, обозначенному зеленым треугольником. На полу размещен рисунок, где изображен ларец с кладом и три линии (дороги) к нему: прямая и две ломаные. Все «дороги» состоят из цветных полосок (длина и ширина у них одинаковая). Первая ломаная из 7 полосок. Вторая - из 6. Прямая – из 4). Ребята, давайте, найдем самую короткую дорогу к кладу. Правильно, это прямая дорога, состоящая из 4 полосок. Значит, нам нужно сделать 4 шага вперёд, и мы найдем клад! (Дети делают 4 шага вперед и находят ларец с кладом). |
Дети рассматривают карту и приходят к выводу, что место, где спрятан клад, найдено. Оно обозначено зеленым треугольником. Дети находят самую короткую дорогу к кладу, идут по ней. Находят ларец. |
Сюрпризный момент | |
Групповая и индивидуальная работа: поиск решения, разгадывание кода. | |
Воспитатель: Вы справились со всеми испытания. Проделали нелегкий путь. Что бы открыть ларец и забрать клад вы должны назвать код. (На ларце прикреплены «замки» - карточки с цифрами 10 и 1.) Что бы это значило? Какой код здесь зашифрован? Что нужно сделать? | Дети отгадывают код (ведут счет в обратном порядке от 10 до 1), с помощью которого открывают ларец и получают клад. (Подарки). |
3. Результативно-оценочный этап. Заключительная часть. | |
Беседа | |
Воспитатель: - Итак, вот и подошло к концу наше путешествие. - Расскажите, какие задания вы выполнили, чтобы добраться до клада? - Чему вы научились во время путешествия? - Как вы думаете, что позволило вам преодолеть все препятствия? - Кого бы вы хотели похвалить за работу? - Каждый из вас потрудился на славу: ----------- был самым внимательным; ----------- был самым отзывчивым; ----------- был самым ловким; ----------- был самым быстрым; ----------- был самым веселым; ----------- был самым дружелюбным; ----------- был самым находчивым; ----------- был самым трудолюбивым. Я считаю, что ваша отзывчивость, желание прийти на помощь, а также умение дружно работать всей командой, помогло нам справиться с таким сложным путешествием. Большое вам спасибо. |
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями |