Диктант - как одна из форм для закрепления всех
полученных навыков для успешного
обучения детей с ТНР в школе
Корж О.Н., Соседская Н.В.
Логопеды, которые работают с детьми с ТНР, отмечают - что дети данной категории испытывают трудности в овладении грамотой. Они страдают моторной недостаточностью, которая затрудняет возможность ребёнка ориентироваться в пространстве. У большинства детей отмечаются нарушения внимания, памяти, незаконченность формирования фонематического восприятия, нарушены зрительные и слуховые представления, что и затрудняет овладение грамотой детьми с ТНР.Одним из важнейших направлений по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наряду с развитием звукового анализа и синтеза, параллельно, формируется способность ребёнка соотносить графическое изображение букв со звуковым образом. Постепенно формируется по слоговое чтение.
Для закрепления полученных знаний и умений в процессе обучения грамоте , учитывая психологические особенности детей с ТНР, с целью закрепления всех полученных навыков по подготовке детей к обучению в школе, нами была разработана система контрольно - ориентировочных занятий условно называемых «диктанты».
Старательно выполняя задания, предлагаемые нами в «диктантах», дети с ТНР учатся сообразительности, исполнительности, самообладанию – это ценные и нужные качества, которые потребуются детям в школе.
Большое значение при разработке этих занятий придавалось доступности предлагаемого детям материала, наглядности, индивидуальному подходу. В этих занятиях заложена система, позволяющая логопеду воспитать у детей способность к творчеству, поиску самостоятельного решения поставленных задач, стимулирующих развитие детской мысли. А ещё – в системе этих занятий решается очень важная задача: переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности школьника,от образного мышления - к понятийному, т.е. формируется умение учиться. Игровым моментом этих занятий являются игры – задания от героев сказок и мультфильмов, в решении которых помогают сами дети.
Занимательность этих занятий создаётся неожиданной для детей постановкой вопроса, необычной формой ведения занятий («маленькая» школа). Всего нами составлено 19 занятий, один раз в неделю, подгрупповым методом (5-6 детей). Занятия начинали проводиться с 3-ей недели ноября, когда уже были накоплены некоторые знания и умения, по 4- ю неделю апреля. Время проведения занятий составляло 25 – 30 минут. Работа на этих занятиях проводилась в тетради в мелкую клеточку, простым карандашом.
Задания, которые выполняли дети в «диктантах» содержали упражнения по выделению звуков из слов, соотнесение звукового образа с графическим образом буквы, печатание букв, слогов, слов, исправление «ошибок», деление слов на слоги, разгадывание ребусов, списывание с доски, и конечно по слоговое чтение.
Предлагаем вашему вниманию несколько «диктантов» по периодам обучения.
I период: (НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ). 3-я неделя НОЯБРЯ
«ДИКТАНТ» № 1.
Цель занятия: Формирование графических навыков.
Закрепление навыка звуко-буквенного анализа.
Формирование зрительного внимания.
Оборудование: Простые и цветные карандаши, тетради в клеточку. Печатные буквы, цветные магниты, предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
1.Орг. момент: (установка к работе - повторяется на каждом занятии)
- Откройте тетради.
- Отсчитайте вниз 2 клеточки.
- Слева – направо 2 клеточки.
- Найди точечку, – от неё вниз будем работать. (демонстрация на доске).
Расстояние между словами – 3 клеточки.
Расстояние между буквами – 1 клеточка.
2.Формирование фонематического слуха:
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: -Назвать слова, так чтобы мы услышали гласные звуки;(на доске предметные картинки:ДОООМ,ШААААР,ЛУУУУК. КИИИИИТ)
- Вспомнить соответствую гласную букву;
- Записать её большими буквами в тетрадь;
3.Формирование зрительного внимания:
Д.игра: « Помоги Гномику запомнить буквы»
Задания: - Запомни ряд из 4-х букв:
П У Т И
( логопед закрывает ряд и предлагает детям записать его по памяти в тетрадь). - Обозначить только гласные буквы соответствующим карандашом.
4. Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Слушай внимательно. Запиши в тетрадь обязательно».
Задание: Записать в тетрадь под диктовку слоги:
АП; УК; ОМ;
- Обозначить только согласные буквы;
Ф-ка: Руки в сторону в кулачок - разожмем и на бочок…
5. Формирование аналитико – синтетической деятельности.
Д. игра:«Помоги Незнайке».
Задание: - Составить слова из предложенных букв;
И; К; Т; (КИТ) А; М; К;
- Записать слова в тетрадь.
- Составь схемы этих слов, обозначая каждую букву;
Итог занятия.
II период: (Январь – февраль) Февраль 1 неделя.
Диктант № 9.
Цель: Формирование графических навыков.
Закрепление навыков аналитико – синтетической деятельности и звуко – буквенного конструирования.
Формирование навыка слитного по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы, схемы слов, схема предложения, простые и цветные карандаши, тетради.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
2. Закрепление навыка фонематического восприятия.
Д. ИГРА: «Солнечные загадки».
Задания: - Назвать предложенные картинки, четко произнося каждый звук.
Словарь: ШУБА, МАК,ПАСТА,АЗБУКА, СТУЛ
- Подобрать слова к следующим схемам из предложенных картинок.
СОГЛ, СОГЛ,ГЛ,СОГЛ; СОГЛ,ГЛ,СОГЛ,СОГЛ,ГЛ;
- Записать их в тетрадь.
- Разделить эти слова на слоги и обозначить их.
3. Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Незнайкины загадки».
Задания: - Прочитай слова:ШАКА (КАША) ; КИСО (СОКИ);
- Поменяй местами слоги в словах.
- Запиши слова в тетрадь.
Составь схемы этих слов, обозначив все звуки.
Ф-ка: Лебеди летят, крыльями машут.
4.Закрепление навыка звуко – буквенного конструирования.
Д.игра: «У Гномика рассыпалось слово».
Задания:- Составить слово, называя буквы в указанной последовательности;
- Записать его в тетрадь;
Составить схему слова, обозначив все звуки;
5.Закрепление навыка по слогового чтения.
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: - Прочитай предложение.
- Составь схему предложения.Кукла стоит.
- Назвать первое слово. Разделить его на слоги. Обозначить их.
- Составить схему второго слова, обозначая все звуки.
6. Итог занятия.
III период: (март – апрель); Март 2-ая неделя.
Диктант № 13.
Цель: Закрепление навыка звуко – буквенного конструирования и аналитико- синтетической деятельности.
Закрепление навыка по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы схемы слов, цветные магниты. Схема предложения.
Ход занятия:
1. Орг. момент: (установка к работе)
2. Формирование слогового анализа.
Д.игра: «Помоги Гномику подобрать слова».
Задание: - Подобрать слова и записать их в тетрадь по кол-ву слогов:
1 слог- …………..; 2 слога - ………….; 3 слога - …………..;
3. Формирование звуко–буквенного конструирования:
Д. ИГРА: «Незнайкины загадки».
Задание: - Помогите Незнайке составить слово из предложенных букв;
Ш, Т,Р,О,А; К,Р,Т,О;
Ф-ка: Рыбки весело плескались в мутной тепленькой воде.
(круговые движение руками)
То сожмуться - разожмутся,
(сжимание и разжимание кулачков)
То заплещутся в воде. (расслабить кисти рук)
4. Формирование фонематического восприятия.
Д.игра: « Вместе с Карандашиком допиши словечко».
Задания: - Вставить пропущенные буквы в слова;
- Дополнить схемы этих слов;
5. Закрепление навыка по слогового чтения.
Д.игра: «Вместе с Солнышком читай и задания выполняй»
Задания: - Прочитай предложение;
- Спиши предложение в тетрадь;
У кота усы.
- Составить схему этого предложения;
- Обозначит слово – предлог;
- Разделить на слоги 3-е слово;
- Найти второе слово и составить его схему, обозначив все звуки;
6.Итог занятия.
Предложенная система занятий предусматривает всё усложняющиеся задания и создают основу для формирования у детей с ТНР чётких представлений о звуко – буквенном составе слова, способствуют закрепления навыка по слогового чтения и готовит руку к письму, а в целом готовит ребёнка с ТНР к обучению в школе.