Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Диктант - как одна из форм для закрепления всех
полученных навыков для успешного
обучения детей с ТНР в школе

Корж О.Н., Соседская Н.В.
      Логопеды, которые работают с детьми с ТНР, отмечают -  что дети данной категории испытывают трудности в овладении грамотой. Они страдают моторной недостаточностью, которая затрудняет возможность ребёнка ориентироваться в пространстве. У большинства детей отмечаются нарушения внимания, памяти, незаконченность формирования фонематического восприятия, нарушены зрительные и слуховые представления, что  и затрудняет  овладение грамотой  детьми с ТНР.
       Одним из важнейших направлений по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава  слова. Наряду с развитием звукового  анализа и синтеза, параллельно, формируется способность ребёнка соотносить графическое изображение букв со звуковым образом.   Постепенно формируется  по   слоговое   чтение.
         Для закрепления полученных знаний и умений  в процессе обучения грамоте ,  учитывая психологические особенности детей с ТНР, с целью закрепления всех полученных навыков по подготовке детей к обучению  в школе, нами была разработана система  контрольно - ориентировочных  занятий условно называемых «диктанты».
      Старательно выполняя задания, предлагаемые нами в «диктантах», дети с ТНР учатся сообразительности, исполнительности, самообладанию – это ценные и нужные качества, которые потребуются детям в школе.
      Большое значение  при  разработке этих занятий придавалось доступности  предлагаемого детям материала, наглядности, индивидуальному подходу. В этих занятиях заложена система, позволяющая логопеду  воспитать у детей  способность к творчеству, поиску самостоятельного решения поставленных задач, стимулирующих развитие детской мысли. А ещё – в системе этих  занятий решается очень важная задача: переход от игровой деятельности дошкольника  к учебной деятельности школьника,от  образного мышления  -     к понятийному,  т.е. формируется умение учиться.  Игровым моментом этих занятий являются игры – задания от героев сказок и мультфильмов, в решении которых помогают сами дети.
      Занимательность этих занятий создаётся неожиданной для детей постановкой вопроса,  необычной формой ведения занятий («маленькая» школа). Всего нами составлено 19 занятий, один раз в неделю, подгрупповым методом (5-6  детей).  Занятия начинали проводиться с 3-ей недели ноября, когда уже были накоплены некоторые знания и умения, по 4- ю неделю апреля. Время проведения  занятий составляло 25 – 30 минут. Работа на этих занятиях проводилась в тетради в мелкую клеточку, простым карандашом.
Задания, которые выполняли дети в «диктантах» содержали упражнения  по выделению  звуков из слов,  соотнесение  звукового образа с графическим образом буквы, печатание букв, слогов, слов, исправление «ошибок», деление слов на слоги, разгадывание ребусов, списывание с доски, и конечно по слоговое чтение.
            Предлагаем вашему вниманию несколько «диктантов» по периодам обучения. 
 
I период:  (НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ). 3-я неделя  НОЯБРЯ    
«ДИКТАНТ»   № 1.

Цель занятия: Формирование графических навыков.   
                             Закрепление навыка звуко-буквенного  анализа.
                              Формирование зрительного внимания.
Оборудование: Простые и цветные карандаши, тетради в клеточку. Печатные буквы, цветные магниты, предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
1.Орг. момент: (установка к работе -  повторяется на каждом занятии)
  • Откройте тетради. 
  • Отсчитайте вниз 2 клеточки.
  • Слева – направо 2 клеточки.
  • Найди точечку, – от неё вниз будем работать. (демонстрация на доске).
  •  
Высота маленькой буквы – 2 клеточки.
Расстояние между словами – 3 клеточки.
Расстояние между буквами – 1 клеточка.
2.Формирование  фонематического слуха:
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: -Назвать слова, так чтобы мы услышали гласные звуки;(на доске предметные картинки:ДОООМ,ШААААР,ЛУУУУК. КИИИИИТ)
                   - Вспомнить соответствую гласную букву;
                             - Записать её большими буквами в тетрадь;
3.Формирование зрительного внимания:
Д.игра: « Помоги Гномику запомнить буквы»
                   Задания: - Запомни  ряд из  4-х букв:   
 
П     У    Т    И
( логопед  закрывает ряд и предлагает детям записать его по памяти в тетрадь).                                                                                                                                    - Обозначить только гласные буквы соответствующим карандашом.
4. Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Слушай внимательно. Запиши в тетрадь обязательно».
                  Задание: Записать в тетрадь под диктовку  слоги:  
АП;      УК;      ОМ;
                                     -  Обозначить только согласные  буквы;
Ф-ка:          Руки  в сторону в  кулачок   -    разожмем    и на бочок…
5. Формирование   аналитико  –  синтетической деятельности.
Д. игра:«Помоги Незнайке».
Задание: - Составить слова из предложенных букв;
И;   К;   Т;      (КИТ)               А;    М;   К;
       - Записать слова в тетрадь.
       - Составь схемы этих слов, обозначая каждую букву;
Итог занятия.
 
 
II период: (Январь – февраль)  Февраль  1 неделя.
Диктант № 9.
Цель: Формирование графических навыков.
Закрепление навыков аналитико – синтетической деятельности и звуко – буквенного конструирования.
Формирование навыка слитного по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы, схемы слов, схема предложения, простые и цветные карандаши, тетради.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
2. Закрепление навыка фонематического восприятия.
Д. ИГРА: «Солнечные загадки».
Задания: - Назвать предложенные картинки, четко произнося каждый звук.
Словарь: ШУБА,   МАК,ПАСТА,АЗБУКА, СТУЛ
- Подобрать слова к следующим схемам из предложенных картинок.     
 СОГЛ, СОГЛ,ГЛ,СОГЛ;    СОГЛ,ГЛ,СОГЛ,СОГЛ,ГЛ;
- Записать их в тетрадь.
 - Разделить эти слова на слоги и обозначить их.
3. Формирование слухового внимания и памяти.
Д.игра: «Незнайкины загадки».
 Задания: -  Прочитай слова:ШАКА   (КАША) ;  КИСО   (СОКИ);
                - Поменяй  местами  слоги в словах.
                - Запиши слова в тетрадь.                                                                                                                                               
Составь схемы этих слов, обозначив все звуки.
Ф-ка:  Лебеди летят, крыльями машут.
4.Закрепление навыка звуко – буквенного конструирования.
Д.игра: «У Гномика рассыпалось слово».                                                                                        
 Задания:- Составить слово, называя буквы в указанной   последовательности;
- Записать его в тетрадь;
Составить схему  слова, обозначив все звуки;
5.Закрепление навыка по слогового  чтения.
Д.игра: «Помоги Карандашику».
Задания: - Прочитай предложение.
- Составь схему предложения.Кукла  стоит.
- Назвать первое слово. Разделить его на слоги. Обозначить их.
- Составить схему второго слова, обозначая все звуки.
6. Итог занятия.
 
III период: (март – апрель);    Март   2-ая неделя.
Диктант № 13.
Цель: Закрепление навыка звуко – буквенного конструирования и  аналитико- синтетической деятельности.
Закрепление навыка по слогового чтения.
Оборудование: Предметные картинки, печатные буквы схемы слов, цветные магниты. Схема предложения.
Ход занятия:
1. Орг. момент: (установка к работе)
2. Формирование слогового анализа.
Д.игра: «Помоги Гномику подобрать слова».
Задание: -  Подобрать слова и записать их  в тетрадь по кол-ву слогов:
1 слог- …………..;          2 слога - ………….;     3 слога - …………..;
  •  
- Обозначить в этих словах только гласные;
 3. Формирование звуко–буквенного конструирования:
                 Д. ИГРА: «Незнайкины загадки».
   Задание:  - Помогите Незнайке составить  слово из предложенных букв;   
Ш, Т,Р,О,А;                            К,Р,Т,О;
Ф-ка:  Рыбки весело плескались в  мутной тепленькой   воде.
           (круговые движение руками)
           То   сожмуться  - разожмутся,
          (сжимание и разжимание кулачков)
           То заплещутся в воде. (расслабить кисти  рук)
4. Формирование фонематического восприятия.
Д.игра: « Вместе с Карандашиком  допиши словечко».
Задания: - Вставить пропущенные  буквы в слова;
- Дополнить схемы этих слов;
  •  
  •  
(кр) (син)(син)(зел)(зел)
5. Закрепление навыка по слогового чтения.
Д.игра: «Вместе с Солнышком  читай и задания выполняй»
Задания: - Прочитай предложение;                                                                                        
- Спиши предложение в тетрадь;
У кота  усы.
- Составить схему этого предложения;
- Обозначит слово – предлог;
- Разделить на слоги 3-е слово;
- Найти второе слово и составить его схему, обозначив все звуки;
6.Итог занятия.
Предложенная    система занятий предусматривает всё усложняющиеся задания и создают основу для формирования у детей с ТНР чётких представлений о звуко – буквенном составе слова, способствуют  закрепления навыка по слогового чтения и готовит руку к письму, а в целом готовит ребёнка с ТНР к обучению в школе.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»