НОД по речевому развитию в средней группе
Составление рассказа «О маме»
Эмирова Светлана Владимировна
Задачи:- развивать умение составлять небольшие связные рассказы о маме;
- учить образовывать имена существительные множественного числародительного падежа, обозначающие детенышей животных;
- учить образовывать слова при помощи суффикса;
- активизировать пассивный и активный словарь детей.
Материалы и оборудование: портрет мамы, схема для составления описательного рассказа о маме, мяч; дидактическая игра «Что лишнее?», рисунок солнышка без лучиков; магнитофон.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы будем говорить о самом дорогом для каждого ребенка человеке. Как вы думаете, о ком?
Ответы детей.
Воспитатель: - В народе говорят: «При солнышке - тепло, при матери - добро». Что это означает? Солнышко нас только греет, а мама и пригреет, и приласкает, и пожалеет, и накормит, и спать уложит. Мама всегда ласково обращается к своему ребенку.
Дидактическая игра «Скажи ласково». - Глаза – глазки. - Руки – ручки. - Нос – носик (т.д.)
2. Прослушивание песни «Песня мамонтенка». Беседа. - Ребята, послушайте очень добрую песню, постарайтесь почувствовать ее настроение. (Включается известная песенка).
- Кто поет песню? - О ком она? - Почему мамонтенку грустно без мамы?
- Почему детям плохо без мамы?
3. Составление описательного рассказа о маме по схеме.
- Без мамы плохо жить на свете, просто невозможно. Давайте расскажем о маме. В этом вам поможет схема.
Дети составляют рассказы о маме с помощью схемы. Они называют, как маму зовут, описывают ее глаза и волосы, рассказывают кем она работает, что на работе делает, говорят о любимом домашнем увлечении своей мамы.
4. Дидактическая игра «Мама – детеныши» (с мячом в кругу).
- Мамы есть не только у детей, у всех на свете есть мамы, и у животных тоже. - Я буду называть вам маму, и бросать мяч, а вы будете говорить, как много у нее детенышей.
- Лисица – много лисят. - Кошка – много котят и т.д.
5. Дидактическая игра «Что лишнее?» (классификация).
- Много у мамы забот, а главные ее помощники это вы, дети. Вы помогаете своим мамам? (Ответы детей). - А я знаю одну историю. Однажды мама собралась в магазин, а своих детей попросила навести дома порядок. И вот, вернувшись домой, она увидела, что не все лежит на своих местах. Давайте разберемся, что не так. Посмотрите на эти картинки и скажите, что здесь лишнее.
Перед детьми поочередно выставляются карточки с одним лишним предметом. Дети отвечают полным ответом. Например: здесь лишние ботинки, т.к. это обувь, а все остальное одежда и т.д.).
- Молодцы, вы настоящие мамины помощники.
6. Дидактическая игра «Подбери ласковое слово».
Изображение солнышка без лучей. Ребята, вы узнали, что это?
Ответы детей.
- Да, это солнышко, только чего у него не хватает? (Лучиков).
- Чтобы у солнышка появились лучики, нам нужно сказать много ласковых слов о маме.
Дети называют прилагательные, маркером подрисовываются лучики. Например, моя мама самая красивая, любимая, добрая, трудолюбивая…
- Молодцы, сколько ласковых слов о мамах вы знаете!
- Ребята, мамы не всегда бывают веселые, они бывают грустные, уставшие…
- Как же можно их развеселить?
Ответы детей: (Обнять, поцеловать, сказать ласковое слово).
- А мы сейчас вырастим для мам цветок из своих ладошек!
7. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головками качают, тихо засыпают.
- Пришло время отдохнуть! Физкультминутка.
Кто обед готовит, шьёт? (дети шагают на месте)
Кто нам песенку поёт? (наклоны влево и вправо)
Кто целует нас, ласкает? (повороты влево и вправо?)
А за шалости ругает? (дети грозят указательными пальчиками левой и правой руки)
Кто печёт пирог с вареньем? (дети шагают на месте)
Рано утром в воскресенье? (дети поднимаются на носочках, руки вверху)
Кто подарки нам вручает? (дети хлопают ладонями влево)
Это мама! Каждый знает! (дети хлопают ладонями вправо)