Непосредственно организованная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Лучики радости
Шумилина Вероника Владимировна
Цель: посредством игровой деятельности создать условия для развития у детей музыкально-эмоционального и нравственного восприятия.Задачи:
• Развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость;
• Создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно-интеллектуального и эстетического опыта;
• Уметь устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности;
• Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных – в процессе музицирования;
• Уметь передавать эмоциональную окраску песни помощью выразительных средств: веселую, задорную песню исполнять лёгким звуком в оживленном темпе;
• Познакомить детей с музыкальной терминологией.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, фонограмма на флэш-носителе, музыкальные инструменты, цветы, ширма, стаканчики с «улыбками», обруч, ватман.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие по ступеням мажорного трезвучия: Здравствуйте! (Дети отвечают). Мне очень приятно видеть вас, и, чтобы создать радостное настроение, я хочу предложить вам поиграть. Наша первая игра будет называться «Здравствуйте!»
Игра «Здравствуйте!»
Встаньте парами –лицом друг к другу, ударяем по коленям (та-та) и хлопаем друг друга по ладошкам (здрав-ствуй-те). Всё проговариваем. Затем покружимся в одну сторону и в другую. И дети, которые стоят лицом друг к другу в кругу переходят к следующему ребенку по часовой стрелке.муз.рук. Посмотрите, какое красивое солнышко нас приветствует. Солнце, солнце, ты где побывало?
Солнце (голосовая фонограмма)
Днем я весь мир повидало!
Тепло раздавало детям,
Всем цветам и птицам на свете,
Я льды на горах растопило,
И поля водой напоило.
Я пригрело маленького котенка
И большого смешного слоненка!
муз.рук.
Какое настроение у солнышка? Как вы думаете? Покажите. Настроение может быть не только у нас, но и у музыки. (Дети мимикой выражают настроение. Звучит минорная музыка-фрагмент из ноктюрна «Утешение» Ф.Листа, настроение у солнышко меняется.)
муз.рук. Какой характер у прослушанного произведения? (Дает определение: ноктюрн -небольшая музыкальная пьеса спокойно-напевного характера, в переводе означает «ночная»)
муз.рук. Ребята, после прослушанного ноктюрна у вас изменилось настроение? Какое оно сейчас стало? Покажите. (Дети мимикой изображают своё настроение ). Даже у солнышко изменилось настроение, посмотрите.
Туча (голосовая фонограмма):
Солнце мне совсем не мило,
Спрячу в облаке дождливом!
Спрячу где-то по пути,
Пусть попробуют найти!
муз.рук. Как жаль, что туча спрятало солнышко! Как же без него жить? Ребята, что мы можем придумать и сделать, чтобы стало теплее и веселее? (Дети отвечают) Да, у нас должно быть только хорошее и радостное настроение. Это и спасает наше солнышко. Сейчас мы будем создать хорошее настроение. А как? (Дети предлагают варианты).
Игровое упражнение «Парад солнечных улыбок».
муз.рук. Я предлагаю подарить друг другу улыбки. Берите коробочки с улыбками (желтые стаканчики из-под йогуртов, украшенные улыбками), под музыку будем вращать ими, друг другу улыбаться, а на припев песни поменяемся коробочками. У нас с вами получится «Парад солнечных улыбок».
Звучит песня «Улыбка» муз. В.Шаинского
муз. рук. Какие у нас улыбки? (Дети предлагают различные вариант ответа). А мне кажется, огни золотые. Пусть наши улыбки поднимут настроение тучке, может, она вернет нам солнышко? (Дети кладут возле тучки коробочки). Солнце:
Я знаю золотую загадку!
Золотое солнце в золотой рубашке
Всюду разбросало желтые кругляшки. (Одуванчик)
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик –первый, молодой.
муз.рук. Ребята, что это за цветы к меня? Они похожи на одуванчики? Что вы про них знаете? С ними можно танцевать? Возьмите в руки цветы, и вот уже произошло превращение- теперь вы одуванчики.
Танцевальная импровизация «Одуванчики» под песню Donna Lukrezia. (в конце танца дети кладут цветы на пол в обруч)
муз. рук. Посмотрите, какая клумба у нас получилась. Мы снова стали ребятами и можем полюбоваться нашим творением. Как вы думаете, тучке понравилась наша клумба? Я смотрю у вас глазки повеселели, но тучка никак не хочет отпускать солнышко. Видимо, у кого-то ещё грустинки в глазах. (Дети мимикой показывают свое настроение).Солнце:Посмотрите, одуванчики у нас все дружные, а мы с вами дружные? Сейчас проверим.
Игра «Я тоже»
Дети с педагогами стоят по кругу, каждый по очереди проговаривает фразу, почему он считает себя хорошим другом, остальные хором повторяют: «Я тоже!» (Например, «Я хороший друг, потому что всегда приду на помощь!-«Я тоже!») муз.рук. Грустинок в глазах ни у кого не вижу! Как здорово, что мы все умеем дружить! Появляется Солнечный зайчик: Я зайчик, зайчик, зайчик! Скачу, скачу скачу! Я солнечный- а значит, Скачу, куда хочу! муз. рук. Кто это? Откуда берутся солнечные зайчики? (Ответы детей) Ребята, солнышко прислало нам своего гонца –маленького солнечного зайчика. Мы сейчас споем песенку про такого зайчика, и уже точно тучка освободит солнышко
. муз.рук. Ребята, давайте подарим солнышку хорошее, радостное настроение. (Дети оставляют ладошки -лучики (нетрадиционное рисование) на солнышке. муз.рук. проводит рефлексию занятия Что сегодня вечером вы расскажите родителям про нашу встречу? Что нового вы узнали? Какие трудности? Что вам особенно запомнилось? Радостью и дружбой можно спасти мир. О нашей встрече вам будет напоминать рисунок солнышка, который всегда согреет и порадует вас. (Дети с солнышком под веселую музыку возвращаются в группу)