Методическая разработка по познавательному развитию (ФЭМП)
Квест-игра «Проделки Бабы Яги»
Оноприйчук Юлия Владимировна,
воспитатель
Аннотациявоспитатель
Использование квест - игры как инновационной технологии в работе с дошкольниками способствует оптимизации педагогического процесса по реализации образовательных областей ФГОС ДО.
Интерес к игровым видам образовательных технологий связан с признанием роли и возможностей детской игры в воспитании и развитии детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей и саморазвития.
Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Квест дает возможность по мере развертывания игры включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам попробовать свои возможности в разных видах деятельности, проявить себя, приобрести опыт коммуникации, работы в команде.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что мотивация к деятельности заложена в самой игре при переходе от задания к заданию, что делает ее увлекательной и создает условия для активного включения в игру, а значит, обеспечивает деятельностную позицию в соответствии с ФГОС ДО.
В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревнования, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации).
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.
Пояснительная записка
Квест - игра – удачный способ интегративного решения образовательных задач, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.
Квест - игра объединяет обучение с увлекательной игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка и ненавязчивого усвоения им знаний. Использование ярких пособий, разноплановых заданий (поиск, творчество, решение задач, эксперимент) повышает у детей интерес, создает непринужденную ситуацию для коммуникации, придает им особую эмоциональную окраску. Подведение итогов рассчитано на положительный результат и вклад каждого в решение игровой задачи.
Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность игры составляет 25 - 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. В методической разработке использовано авторское нестандартное оборудование для выполнения игровых заданий, аудио и видеоматериалы.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Цели:
- закрепить последовательность дней недели, частей суток;
- упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10;
- упражнять детей в ориентировке на плоскости; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа;
- закреплять названия геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, ромб);
- развивать логическое мышление, внимание.
Материалы и оборудование: карта, письмо, конверт, цифры до 9, ткань, карточки с кругами, полянка из зелёной бумаги, предметами по количеству детей, колокольчик, сундучок, телевизор.
Ход НОД:
Организационный момент
(Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком.)
- Мой звоночек звенит, заливается
И дети вокруг собираются.
Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошек сдувают хорошее настроение гостям).
Звонок по телефону.
Воспитатель. Дети, звонили жители волшебной страны Математики, у них потерялись цифры. Жители просят им помочь их найти. Но где же мы будем их искать? (Обращает внимание детей на сундучок.)
Воспитатель. Может этот волшебный сундучок нам поможет? Посмотрим, что внутри.
Дети заглядывают в сундучок, в нем письмо и карта, воспитатель читает. «Всем привет! Что бы получить свои цифры назад вам придется потрудиться. На вашем пути встретятся препятствия. Надеюсь, что вы не справитесь с испытаниями. И все цифры останутся у меня. Ваша Баба-Яга».
Дети вместе с воспитателем раскладывают карту на столе и внимательно рассматривают.
Воспитатель. Сначала предлагаю пройти Математическую полянку, потом переберёмся через реку, затем через болото Знаний и горы страны Математики.
Воспитатель. Но прежде чем отправиться в дальний путь, проверим, готовы ли вы к трудностям
- Спим мы ночью, а делаем зарядку…
- Солнце светит днем, а луна…
- Ужинаем мы вечером, а спим…
- Когда ваши папы и мамы приходят с работы?
- Как называются выходные дни?
- Как называется первый рабочий день?
- Назовите пятый день недели.
- Сколько месяцев в году?
- Сколько времён года?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
Воспитатель. Тогда в путь. Покружились, покружились, на полянке очутились. (Дети с закрытыми глазами кружатся.) Звучит музыка.
И первый пункт на карте - Математическая полянка. Будьте внимательны здесь Бабы-Яга наверняка расставила ловушки.
Дети садятся полукругом на полянку (зеленую ткань). На доске зеленый лист с ёлками, насекомыми, птицами и т.д.
Воспитатель. Мы попали на загадочную Математическую полянку. Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на полянке?
(Ответы детей.)
Посчитаем?
- сколько солнышек;
- сколько елочек;
- сколько птиц;
- сколько цветов;
- сколько зайчиков; где находятся;
- что находится по центру;
- что находится справа вверху;
- что находится слева внизу и.т.д.
- что здесь лишнее? Почему? (Это проделки Бабы-Яги.)
(Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы! (На полянке воспитатель находит конверт.) Ой, что это? (Достаёт цифры.) За то, что мы справились, Баба-Яга отдала нам 2 цифры. Что это за цифры? Ответы детей (4 и 7). Отправляемся дальше. И на пути у нас река. Дети, скажите, как можно перебраться через реку.
(Ответы детей: переплыть, построить мост.)
Воспитатель. Предлагаю построить мост (воспитатель разворачивает приготовленный картонный мост в котором, прорезаны отверстия в виде геометрических фигур). Посмотрите, опять Баба-Яга напроказничала. Как вы думаете, из чего сделан мост? А что случилось и как это можно исправить? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым.
Далее дети под музыкальное сопровождение чинят мост, закрепляя скотчем, при этом проговаривая геометрическую фигуру, которую крепят.
Воспитатель. Мы починили мост, и за это Баба-Яга отдала нам еще 2 цифры (1и 2).
Воспитатель. Вот и берег, отдохнем?
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Воспитатель. Дети, продолжаем наши поиски. Здесь Баба-Яга заколдовала кочки и чтобы их расколдовать и перейти на другой берег, предлагаю решить задачки:
- Четыре овечки на травке лежали,
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? (2).
- Шесть веселых поросят
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
- Пять пушистых кошек
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
- Шесть цветочков у Наташи,
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и шесть? (8)
- Четыре спелых груши,
Две груши снял Павлуша.
А сколько груш осталось? (2)
6. Пять цветочков у Наташи,
И еще два дал ей Саша,
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7)
(Дети по одному проходят через болото.)
Воспитатель. Все перебрались через болото. Мы справились, и за это нам Баба-Яга отдала еще 3 цифры (3, 8 и 9).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту. Следующий пункт на карте Горы страны Математики.
На экране телевизора горы.
Воспитатель. Дети, как можно преодолеть горы? (ответы детей: перелететь, перепрыгнуть, перелезть, прорубить проход).
Воспитатель. Мне нравится идея сделать проход внутри горы. Хотите поиграть в игру?
Игра «Найди пару» (кружки и предметы, сравнить, столько же). Музыка.
Правила. Дети находят пару и, выстраиваясь, соединив руки, образуют проход, остальные переходят.
Находят цифры (5, 6).
Воспитатель. Дети, все ли цифры нашли? (Пересчитывают цифры.)
- Предлагаю поиграть. Пока звучит музыка, вы гуляете, как только она заканчивается, вы быстро строитесь в шеренгу по порядку от 1 до 9, а остальные дети проверят все ли цифры на своем месте.
Далее проводится игра «Живые цифры».
Воспитатель. Дети, но как же нам вернуть цифры? (Ответы детей.)
Отправим найденные цифры по почте жителям страны Математики.
Рефлексия. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну Математики. Понравилось вам приключение? Где мы были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось? Что запомнилось?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.