Образовательный проект в средней группе № 1 «Светлячки"
Дары осени
Рюшенкова Ольга Викторовна,
воспитатели ГБДОУ детский сад № 44
Калининского района Санкт-Петербурга
Паспорт проекта «Дары осени»
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный (2 недели).
Актуальность
В наш непростой век, когда вопросы экологии очень актуальны, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее значимых. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. В ходе воспитательно-образовательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания об овощах, фруктах и других плодах: где они растут, как за ними ухаживать, их роль в сохранении и укреплении здоровья. Участвуя в проекте «Дары осени», дети получают представление и расширяют свои знания по этой теме, формируется бережное отношения к природе, закрепляются понятия о профессиях садовода и овощевода. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к изменениям в природе, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Участники проекта:
- дети средней группы «Светлячки»;
- воспитатели;
- родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Цель: расширить знания детей об осенних дарах.
Задачи:
- уточнить представления об овощах и фруктах, о других осенних плодах;
- развивать умение обощать;
- расширить и активизировать словарь по теме «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
- развивать умения в продуктивной деятельности;
- развитие сотрудничества семьи и детского сада;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее дарам.
Методы работы: беседы, НОД, СОД, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат: Изучая сезонные изменения в природе, у детей расширятся знания о дарах осени, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать растениями.
Мероприятия проекта:
- Беседы: «Прогулка по саду и огороду», «Учитесь ухаживать», разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы сделали, если бы увидели...», «Что мы делали весной, чтобы увидеть осенью».
- Досуг «Прогулка по осеннему лесу»
- Изобразительная деятельность:
- Рисование нетрадиционным способом;
- Аппликация;
- Лепка с использованием природного материала.
- Работа с родителями: книга рецептов.
Этапы реализации проекта «Дары осени».
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, с детьми обсуждаются вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- разработка проекта;
- подбор материала;
- подготовка тематических иллюстраций;
- презентация «Овощи и фрукты», «Белка»;
- подбор стихов и загадок про осенние дары;
- беседа с родителями.
2. Основной этап.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений:
- игры «Сравниваем овощи» (размер, форма, цвет), классификация по признакам, «Сколько зайцев, сколько морковок» (больше, меньше, равно).
Дидактические игры: «Что за фрукт», «Варим суп и компот», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».
Ознакомление с природой:
- сбор урожая моркови на участке;
- наблюдение за грибами, растущими на площадке;
- просмотр видеофрагментов, презентации на тему «Сбор урожая».
Образовательная область «Речевое развитие»
- рассматривание открыток и иллюстраций в книгах;
- рассматривание и сравнение овощей и фруктов на картинках;
- цикл бесед с детьми: «Для чего нам овощи?», «Осень – кладезь витаминов»;
- составление коллективного рассказа о том, что растет на грядке;
- игра «Варенье»
Дыхательное упражнение: «Лети, листок!».
Чтение В.Сутеев «Мешок яблок», Е.Байцева «Сказка про фрукты», «Война грибов с ягодами» в обработке В.Даля, «Вершки и корешки» РНС.
Вечер загадок и отгадок.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация «Арбуз», «Банка компота», «Вкусный суп», «Тыква».
Рисование «Ананас», «Арбуз», «Яблоко» (нетрадиц.), «Груша с червячком» (с элементами аппликации).
Лепка «Фруктовая корзинка», «Ананас» (с использованием природного материала), «Морковка и капуста».
Развитие игровой деятельности
Пальчиковые игры: «У Лариски две редиски», «Раз – капуста, два – горошек…», «Приготовили обед».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Сеял дедушка горох», «Зайка и капуста».
Работа с родителями: Консультации для родителей: «О профилактике авитаминоза в осенний период». Домашнее задание: оформление книги рецептов из сезонных овощей.
3. Заключительный этап.
Продукты проекта:
- Презентация «Овощи и фрукты», «Белка».
- Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Варенье».
- Аппликации «Арбуз», «Банка компота», «Вкусный суп», «Тыква».
- Рисование с аппликацией «Груша с червячком».
- Лепка «Ананас» (с использованием природного материала).
- Книга рецептов из сезонных овощей.
Итоговое мероприятие:
Совместный досуг «Путешествие в осенний лес» (с презентацией продуктов проекта)
В реализации проектной деятельности:
- Знания детей об овощах и фруктах расширились.
- На протяжении реализации проекта «Дары осени» у детей развивалась связная речь.
- Дети научились сравнивать овощи и фрукты.
- У многих детей появилось заботливое отношение к природе, интерес к уходу за посадками.
- Повысился познавательный интерес у детей.