Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект НОД для детей подготовительной группы

Он плывёт по простыне, как кораблик по волне

Сарман Светлана Геннадьевна
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: приобщение детей к культурному наследию предков, развитие у детей интереса к прошлому, к старине.
Задачи:
Обучающие: вызвать интерес к предметам прошлого. Обогащать представления детей о многообразии утюгов. Познакомить детей с историей утюга, подвести детей к пониманию функций утюга, необходимости его для жизни человека. Развить ретроспективный взгляд на предметы; формировать представления о техническом прогрессе.
Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира; развивать умение высказываться, рассуждать, сопоставлять и сравнивать предметы; понимать функции и назначение утюга; расширять и закреплять представления детей о предметах старины; расширять лексический запас детей словами и выражениями; обогащение словаря: рубель, скалка, коромысло, прихватка, цельнолитой.
Воспитательные: воспитывать гражданина, знающего и любящего свою Родину, воспитывать интерес к прошлому, желание посещать музеи, знакомиться с их экспонатами.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Предметы народного быта», энциклопедий; беседы на темы: «Старинные изделия – это история нашей культуры, память о наших дедушках и бабушках», «О деревянных дел мастерах - плотниках» и др.; цикл занятий: «Знакомство с бытом русского народа», «Знакомство с внутренним убранством избы» и др. Рассматривание альбомов: «Старинная посуда», «Предметы быта» и др. Разучивание пословиц о гостеприимстве, труде; загадок; Рисование домашней утвари. Дидактические игры: «Покажи, что назову», «Чей предмет?» и др.
Методы и приёмы: наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, художественное слово (стихи, загадки), д/ игра., русская народная игра.
Материалы и оборудование: старинные утюги, современный утюг, валек, рубель, посылка, письмо, прихватка.
Структура НОД:
  1. Вводная часть – 5 мин.
а) сюрпризный момент.
б) чтение загадок.
в) рассматривание иллюстраций.
  1. Основная часть – 20 мин.
а) беседа и рассматривание утюгов
б) русская народная игра «Заря – заряница»
в) дыхательная гимнастика « Раздуем уголёк»
  1. Заключительная часть – 5 мин
а) д/игра «хорошо плохо»
б) повторение правил безопасности.
Ход НОД.
1.Вступительная часть.
 Воспитатель знакомит детей с посылкой, которая лежала на столе в группе (Открывает посылку, в ней конверт). Что в нем? А в нем — записка. «Ребята, если хотите узнать, куда вы сегодня отправитесь в путешествие и с каким предметом прошлого познакомитесь, вы должны отгадать загадки. С уважением Федора»
Отгадывание загадок(Отгадки сопровождаются показом картинок.)
 
- На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.                    (полотенце)
 
- Ни свет, ни заря,
Пошёл, согнувшись со двора           (коромысло)
 
- Сами не едим, а людей кормим       (ложки)
 
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шипит, кипит, всем пить чай велит.     (самовар)
 
- В полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход: то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать.     (утюг)
 
Воспитатель: А как вы думаете, какого из этих предметов не могло быть в старину? (Электрического утюга)
 
-Ребята, а в посылке что - то лежит... Как вы думаете, что это такое? (достает рубель, выслушивает ответы детей) этот предмет называется  РУБЕЛЬ.  Рубель – это наш  русский старинный деревянный «утюг». Рубель еще называли «ребрак», потому что у него есть «рёбра» на поверхности.  
- Вот Федора нам и предлагает отправиться в путешествие в прошлое утюга.
 
2.Основная часть:
- Рубель  был необходим для того, чтобы размять постиранное бельё. Но помимо этого нужен был еще вот такой валик. На что похож этот валик? (скалку)
- Кто знает, что такое скалка? Сейчас скалкой пользуются для раскатывания теста. А раньше она помогала ещё и при глажении белья. Ведь наши деревенские прапрабабушки пряли и ткали, в основном, лён. Делали всё вручную, в домашних условиях. Ткани изо льна были очень грубые, а после стирки льняные рубахи, сорочки "колом стояли".
- Как вы думаете, что значит «колом стояли»? Это значит, что ткань не сгибалась, затвердевала. Носить такую одежду было невозможно. При помощи валика (скалки) и рубеля бельё тщательно разминали, даже плохо постиранное белье становилось мягким и белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
( Дети рассматривают предметы. Воспитатель показывает детям, как можно с помощью валька и скалки гладить. Предлагает попробовать детям.)
 
- Как вы думаете, удобно было так гладить?  (ответы детей.)
Поэтому люди стали придумывать, как же им упростить глажку белья и одежды. И придумали! Но придумывание удобного утюга заняло несколько столетий! Очень долгое время!
-Давайте посмотрим, что еще нам прислал Кузя? (достает цельнолитой утюг.)
- Такие утюги были цельнометаллические или цельнолитые. Утюг разогревали на открытом огне или в горячей печи, а потом им гладили.   Почему же он назывался цельнолитой?  Потому что был он цельный – весь из металла. Разогревался он целых полчаса. А взять его в руки можно было только с прихваткой, чтобы не обжечься.  Ведь металлическая ручка очень быстро нагревалась и была очень горячей! (достает следующий утюг)
- Поэтому человек придумал более удобный утюг, со съемной ручкой. На плите грелась только подошва утюга. Когда она нагревалась,  ручка прикреплялась к утюгу. А чтобы продолжить глажку,  нужно было снова разогревать утюг, ведь он быстро остывал! Да еще и часто такой утюг пачкал одежду. Это было очень неудобно.
 
- Тяжелый был труд гладить бельё! Но люди умели и отдыхать. Хочу вам предложить русскую народную игру   «Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
 
- Отдохнули, давайте еще узнаем, что в посылке. Здесь еще один утюг!
- Люди придумали «класть огонь» внутрь утюга,  то есть класть в его металлических корпус разные вещества, которые нагревали утюг. В роли огня часто использовали уголь.
Такие утюги были очень тяжелыми и изготавливались из чугуна!  Назывались такие утюги угольными утюгами.
- Как гладили таким утюгом? (сопровождать показом) Чтобы погладить белье, надо было разогреть утюг. Для этого  брали горячий уголь, насыпали его внутрь утюга. Для  засыпания угля в утюге была открывающаяся крышка. Утюг от угля нагревался, и им можно было гладить белье и одежду. Угольный утюг был  очень неудобным. В утюге были отверстия,  в которые нужно было  время от времени дуть! Чтобы угли снова разгорались.
 
Дыхательная гимнастика «Раздуем уголек»
 
- Утюгом надо было размахивать из стороны в сторону, чтобы угольки разгорелись. А учитывая, что вес утюга был как вес современной гантели – можно понять, насколько неудобно было тогда гладить белье. Глажка белья была для них настоящей физкультурой! 
- Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
- Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)
 
- Шло время, человек постоянно стремился облегчить свой труд. Когда появилось электричество, люди догадались что можно нагревать утюг электрическим током. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. А затем люди придумали регулятор, которым можно регулировать температуру нагревания и гладить разные ткани. А современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Вот до чего додумался человек. Но в начале они тоже были тяжелые. Давайте сравним первые электрические утюги и современные.
-Вам понравились подарки Федоры?
 
3.Заключительная часть: Игра «Хорошо - плохо».
- Скажите, чем хорош электрический утюг? (красивый, удобно гладить)
- Что в нем плохо? (может сломаться, без электричества не будет работать)
-Как вы думаете, почему про утюг говорят:
«Остановишь – горе! Продырявит море!» Что случится, если утюг забыть и оставить на одежде включенным? Горячий утюг ставят только на специальную подставку, нельзя его ставить на вещи в комнате – можно их испортить. Одежда сгорит, на этом месте будет дыра, может быть пожар.
 
«Гладит все, чего касается, а дотронешься, кусается!» Как утюг кусается? Почему мама не разрешает тебе прикасаться к горячему утюгу? А можно ли прикоснуться к горячему утюгу, когда взрослых нет в комнате, ведь они не увидят (вопрос провокационный и задан специально - многие дети говорят, что «можно, только немножечко» ).
-Что случится, если играть с утюгом?  Можно получить ожог, утюг может загореться, если шнур повредится, можно получить травму. Поэтому  с утюгом работают только взрослые, обращаются с ним всегда очень аккуратно и осторожно.
«Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!»
 
Вот и подошло к концу наше путешествие в историю утюга. А новые утюги будете придумывать уже вы. Может быть, он сможет даже прилетать к Вам по Вашему зову как Сивка – Бурка? Или утюг будущего будет включать в себе еще и другие функции или сам выбирать температуру ткани. Он будет самый фантастический и самый удобный.
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»