Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
(ребенок и окружающий мир)

Как увидеть и услышать воздух

(для детей старшей группы)
Чернощек Наталья Валентиновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, ½ альбомный лист по количеству детей, простые карандаши
 
                                              ХОД  НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:  послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем!
(воздух)
воспитатель - Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на нашем занятии.
Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нашей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Незнайки. Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они ничего не знают о воздухе. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.
Воспитатель: ну что поможем?
Дети: да
В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Что еще бывает прозрачным?
Дети: вода, окно, лед, аквариум, стакан, озеро
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: предлагает детям превратиться в волшебников и самим проделать опыт.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д: Лаборатория.
В: правильно
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты
Начало путешествия . (Дети встаю, берутся за руки идут по кругу)
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.
(Из маленького круга делают большой)
Ждет волшебная страна. ( кружатся, шагают на месте)
Надо нам попасть туда


В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся)
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Дети садятся за столы, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель:  Ребята, какой мы можем сделать выводвоздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.
Опыт№2»: Давайте помашем ладошкой в лицо.
Воспитатель - Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы можем почувствовать.
В: а воздух интересно вкусный?
Д: ответ детей
Воспитатель: А давайте попробуем.
Опыт №3и 4
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух
Дети: безвкусный
В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
В: берет тряпочку, которая пропитана духами и размахивает
В: Что вы чувствуете?
Д: аромат
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте около стульчиков. Давайте вспомним слова и движения физкультминутки, которая называется «Дует ветер нам в лицо»(соотносим слова с движениями).
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
-Хорошо, ребята, молодцы.
 
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
 
ИТОГ НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог нашему занятию, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?
 
Дети: о воздухе
Воспитатель: Что ещё мы делали?
Дети: проводили опыты
Показывает схему зарисовку опытов
Воспитатель: Давайте вспомним опыт№1
Воспитатель:  Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Дети: да
Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам взять и зарисовать свои наблюдения
Рисуют пакет с воздухом.
В: Воздух можно почувствовать?
Д: да, рисуют качающиеся деревья  или ладошку по желанию
В: может, переносит запахи?
Д: да
В: зарисовывают духи…
В: Воздух можно услышать?
Д: да
Зарисовывают шарик или по желанию детей
 
Воспитатель: Он-невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»