Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы
Познавательное развитие
Как дикие звери готовятся к зиме
Щербань Анжелика Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 48
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: Формировать представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период.
Задачи: Обобщить знания детей об осени. Закрепить знания детей о диких животных.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Оборудование и материалы: Картина с изображением зимнего леса, картинки с изображением диких животных и их детенышей. Карточки-модели к играм « Кто, где живет?».
Ход занятия
В группу входит огорченный Буратино, здоровается со всеми.
Воспитатель спрашивает, о чем он огорчен.Буратино рассказывает о том что не узнает знакомые места; все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретил, тихо там, не с кем и поговорить. «Даже когда к вам шёл, не увидел ни травы, ни листьев на деревьях».
Воспитатель вместе с ребятами объясняют, почему это случилось( стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме_листву сбросили, да и снег выпал и травку спрятал). Затем воспитатель предлагает поиграть. Выставляются картинки с изображение зимнего леса : снежный ком , дерево, пенёк.
Буратино вместе с детьми рассматривают первую картинку с изображением снежного кома.
Воспитатель: Дети а как вы думаете а чей это может быть домик.
Дети дают ответы.
Воспитатель: Ребятки отгадайте загадку
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?
(Медведь)
Воспитатель Правильно ребята.
Воспитатель А как медведь готовиться к зиме.
Воспитатель: Ребята назовите семью медведя
Папа-медведь, мама-медведица, детёныш-медвежонок.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А давайте рассмотрим следующую картинку.
Дети с Буратино рассматривают дерево и видят что там есть дупло. Предполагают кто там может быть.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Воспитатель : Правильно, а почему она там спряталась
Дети: Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу ни шишек ни грибов ни ягод нет, но белочка заботливая хозяйка она заранее сделала запасы. Даже цвет шубки поменяла была рыженькая а стала серенькая.
Воспитатель: Ребята давайте и её семью назовем Папа-белка, мама-бельчиха, детёнышь- бельченок.
Следующая картинка пенёк.
Воспитатель :Ребята как вы думаете а чей это домик.Кто же там спряталься.
Дети предполагают что ёжик.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
Воспитатель: Ребята а как ёжик готовиться к зиме?.
Воспитатель: Ёжик как и медведь тоже готовиться зимой спать. Ёжик питается яблочками и грибочками. На улице стало холодно, добычу добывать стало трудно и ёжик заготовив запасы на зиму готовиться лечь спать.
Воспитатель: А давайте и его семью назовем папа-ёж, мама-ежиха, сын- ежёнок.
Воспитатель: Ребята посмотрите а вот ещё чьи то следы ведут в норку как вы думаете кто тут живет.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.
(Мышь)
Воспитатель: Правильно ребята, а как мышка готовиться к зиме?
Мышки расширяют своё жилище чтобы больше запасов еды на зиму поместилось. Мышки всю зиму проводят в своей норке. Мех у них меняет свой окрас и становится гуше.
Воспитатель: Ребята а какие животные ещё живут в лису.
Воспитатель: Отгадайте загадку
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его?
(Зайчишка):
Воспитатель:Показ слайда №2
Воспитатель: Правильно, ребята а как зайка готовиться к зиме.( меняет шубку )
А за чем зайка меняет свою шубку. У зайца много врагов, выручает его нос, чуткие уши, быстрые ноги ми неприметная шубка. Кормится зайка по ночам так безопаснее.
Адавайте назовём семью зайки: папа-заяц, мама-зайчиха, детёныш-зайчонок.
Физкультминутка
«Зайка»
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Воспитатель: РЕБЯТА А КТО ЗНАЕТ ВРАГОВ НАШЕГО ЗАЙЧИКА
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Отгадайте загадку
Не любит семечки из шишек
а ловит бедных серых мышек
среди зверей она краса
плутовка рыжая
(лиса)
Воспитатель:Показ слайда №3
Воспитатель: А лисичка как готовится к зиме?
Свой окрас лиса к зиме не меняет, но ее шубку не узнать, она становится толще, ярче и пушистее. Густой шерстью покрываются и лапы лисы, поэтому на снегу она не мерзнет.
Лиса питается зайчатками, курочками.
А давайте назовём и семью лисы: папа-лис,мама-лиса, детёныш-лисёнок.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Встае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх нису
Грозно вдрук зубами щёлк
Я свирепый серый
(волк)
Воспитатель:Показ слайда №4
А как волк готовиться к зиме?
Сразу скажем, что волки не впадают в спячку зимой и их активность не уменьшается. Они стойко переносят холодную пору времени на лапах. Но все же, некоторые изменения происходят и с волками. Волки, как другие дикие животные, например, заяц, не меняют цвет своей шубы. Ведь они хищники и защитный цвет шубы им попросту не нужен. Меняется только ее густота – мех становиться очень пушистым и густым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра
К приходу зимы волки начинают собираться в стаи. Так намного легче выжить зимой, добывая себе пищу. Стаей легче охотиться, что они с успехом и делают, гоняясь за кабанами, зайцами и косулями.
А давайте назовём и семью волка: папа-волк, мама-волчиха, детёныш-волчёнок.
Воспитатель: Буратино ну что ты все понял, почему ты не встретил зверей в лесу.
Буратино: Да, я все понял ребята.
Воспитатель: Ребята а Буратино хочет весной сходить в гости к своим друзьям в лес, давайте расскажем ему кто где живет чтобы ему легче было найти своих друзей.
Дидактическая игра-"Кто где живет"
Воспитатель: А ещё Буратино хочет взять с собой угощение для своих друзей,давайте ему расскажем кто что любит из еды.
Проводится игра "Кто что ест"
Воспитатль:Показ слайдов №5,№6,№7,№8,№9,№10.
Воспитатель: Ну что Буратино ты все понял, теперь ты сходишь к своим друзьям весной в лес и не заблудишься в лесу и угощения возьмёшь с собой.
Буратино : Да ребята я сегодня много нового узнал, спасибо вам большое. Мне пора уходить. Досвидание.
Дети прощаются с Буратиной.
Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы, все правильно отвечали. А давайте поиграем с вами еще в одну игру.
Подвижная игра "Вокруг себя обернись и в зверя превратись"
Рефлексия:
1.Кто приходил к вам в гости?
2.Про что мы сегодня разговаривали?
3.Что нового мы рассказали Буратине?
4.Что вам больше всего понравилось?