Конспект НОД
Рассматривание картины «Сборщики яблок», автор Фредерик Морган
Погольская Е.И., старший воспитатель;
Рябова Е.Е., воспитатель ,
ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: дети 6 – 7 летРябова Е.Е., воспитатель ,
ГБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Длительность: 30 – 35 мин.
Цель.
Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, продолжать осваивать язык изобразительного искусства, способствовать обогащению представлений об искусстве.
Педагогический замысел.
- Формирование представлений о труде как ценности общества, о способах распределения коллективной работы: каждый делает то, что ему по силам, старшие помогают младшим, дружная работа дает хорошие результаты.
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, например, если подойти к работе с выдумкой и выполнять ее дружно, то она будет легче и интереснее. Формирование интереса к жизни людей в прошлом, представлений об особенностях их занятий, внешнего вида. Определение признаков сезонных изменений в природе.
- Развитие умения использовать в процессе общения объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения. Обогащение словаря: яблоневый сад, полотно, подол, под сенью яблонь, на заднем плане, небывалый урожай.
- Развивать умение воспринимать картину, используя «эффект присутствия», эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения.
Рассказ воспитателя о яблоках и яблоне. Чтение: К.Д. Ушинский «История одной яблоньки», Б. Житков «Сад» (глава из книги «Что я видел?»). Рассматривание яблока, составление описательного рассказа.
Материал к образовательной деятельности.
Демонстрационный материал.
Репродукция картины Ф. Моргана «Сборщики яблок», размещенная на большом экране.
Кусок белой ткани, пластиковые мячики – 8 – 10 шт. Передник из ткани детский. Корзина. Табурет. Ароматные яблоки (например, антоновка).
Аудиозаписи «Пение птиц», «Разговор людей на природе», «Звук падающих яблок», «Шелест листьев».
Раздаточный материал.
Наборы красок (гуашь), кисточки, листы бумаги для рисования в форме палитры с нарисованными кружками, стаканчики с водой.
Примерный ход НОД.
1 часть.
Воспитатель вносит в группу корзину, в которой лежат мячики, ткань, передник. Воспитатель сообщает детям, что эта корзина поможет им сегодня стать волшебниками и оживить одну картину. Детей спрашивают, хотят ли они узнать, что лежит в корзине?
Детям предлагают сесть на стульчики и узнать сначала, какую картину они будут сегодня оживлять. Включается проектор, на экране появляется картина Ф. Моргана «Сборщики яблок». Воспитатель предлагает детям рассмотреть ее и обсудить, что на ней изображено.
Вопросы для обсуждения.
- Чем заняты люди, нарисованные на картине?
- Как называется место, где они находятся?
- Почему к яблоне приставили лестницу?
- Зачем мальчик забрался на лестницу? Зачем он трясет ветку яблони?
- Зачем люди под яблоней растянули полотно?
- Кто помогает собирать яблоки, которые упали мимо полотна?
- Как девочка придумала собирать яблоки с земли быстро? (Она собирает их в подол платья).
- Кто помогает маленькой девочке, которая держит полотно слева?
- Почему он ей помогает?
- Почему справа на заднем плане люди не используют полотно для сбора яблок? На их яблоне много яблок? Они могли бы вдвоем использовать такой способ сбора яблок?
- В какое время года происходит действие на картине? Как вы догадались?
- Как можно понять, что погода очень теплая? Как об этом нам рассказал художник?
- Действие на картине происходит в наше время или давным-давно? Как это можно понять?
Вопросы детям:
- Приятно ли вам было бы войти в эту картину? На месте кого из героев хотели бы вы оказаться?
Воспитатель сообщает, что настало время посмотреть, что же лежит в корзине. Детям предлагают с помощью имеющихся предметов «оживить» картину. Несколько детей располагаются так, как расположены герои картины, используя предметы из корзины, имитируя разговор, жесты, позы героев картины, они «оживляют» ее. То же повторяет друга группа детей.
Вопрос к детям:
- Чем пахнет в этом яблоневом саду?
Воспитатель демонстрирует аудиозаписи «Пение птиц», «Разговор людей на природе», «Звук падающих яблок», «Шелест листьев» и просит детей определить, что это за звуки, кому или чему они могут принадлежать?
Часть 3.
Детям предлагают создать цветовую палитру картины, для этого их приглашают к столам, на которых расположены краски, палитры и пр. Смешивая краски, дети находят оттенки, соответствующие цветам картины. Воспитатель предлагает детям рассказать, каким объектам на картине соответствует подобранные краски.
Дальнейшая работа. Репродукция картины помещается на видном месте, чтобы дети могли еще раз самостоятельно рассмотреть ее.
Обсуждение цветовой палитры картины. Рисование на тему картины.
Подбор и прослушивание музыкальных произведений.