Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок.
Примерная модель НОД с детьми подготовительной группы
с ТНР по развитию связной речи

Teaching children the story of the picture and a series of story pictures.
An exemplary model of activities with children of the preparatory group with
the TNR for the development of coherent speech.
Дубинчук Лариса Васильевна, учитель-логопед
Dubinchuk, Larisa, teacher-speech therapist

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Formed coherent speech-the most important condition for the success of the child's education in school. One of the most important areas of work of preschool educational institutions in accordance with the requirements is speech development. One of the most difficult types of speech activity is the preparation of stories on the picture and a series of story pictures

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).
М. М. Конина выделяет следующие разделы по обучению детей рассказыванию по картине:
1) Составление описательного рассказа по предметной картине; Описание предметных картин — это связное после¬довательное описание изображенных на картине пред¬метов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.
2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине; Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумыва¬ет начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины
4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла¬девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Эти виды деятельности сложны для детей и овладение ими длительно по времени. Предлагаю примерную модель НОД в подготовительной группе коррекционной направленности в конце учебного года.
Цель - повышение речевой активности, раскрытие речевого потенциала через изобразительное искусство, с опорой на эстетическое восприятие. Задачи:
• Познавательные:
- закрепить представление о жанрах живописи;
- формировать умение понимать изобразительные средства выразительности картины;
- учить воспринимать художественный образ в живописи
• Коррекционно-развивающие:
- активизировать и обогащать словарь;
-развивать грамматические компоненты речи;
- формировать диалогическую и монологическую формы речи;
- упражнять в составлении описательного рассказа по предложенной картине (натюрморт)
- развивать звуко-буквенный анализ;
- активизировать познавательные процессы, мышление, творческие навыки
• Воспитательные:
- обогащать эмоционально-чувственную сферу; -
формировать положительные эмоции;
Предварительная работа с детьми.
Знакомство с жанрами живописи пейзаж, натюрморт, портрет: рассматривание репродукций картин. Беседы на темы: “Как вести себя в музее?» Дидактические игры: «Определи жанр живописи”, “Составь портрет”
Организационный момент.
Сегодня мы начнём нашу встречу с загадки. У меня в руках «волшебный мешочек». В нём лежат некоторые предметы, необходимые для какой-то профессии. Давайте постараемся определить эту профессию. (дети по очереди достают предметы, необходимые художнику, а педагог их показывает).
Основная часть.
1. Чем занимаются художники? Предлагаю сегодня вам всем превратиться в художников и отправиться в красивое место. Его мы отгадаем по первым буквам картинок. (перед детьми выставляются последовательно картинки: мост, удав, зонт, енот, йогурт) м у з е й В нашем городе множество музеев, расскажите, кто был в каких музеях? (Ответы детей). Мы отправляемся в музей. «Раз, два, три (хлопки) в музее оказался ты». Мы оказались с вами в музее. Здесь есть свои правила поведения. (показ карточек) Какие правила надо соблюдать здесь? (В музее нельзя разговаривать, нельзя подходить близко к картинам и трогать экспонаты).Сегодня мы побываем в трёх залах нашего музея.
2. Зал первый. Если видишь. Что с картины Смотрит кто-нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька твой сосед, Обязательно картина называется… портрет. Что такое портрет? (картины, где изображены люди и животные). Рисовать настоящий портрет очень трудно. Надо знать много премудростей: где расположены глаза, нос, рот, брови. Как можно писать портрет? (с натуры, по фотографии) Игра «4 лишний» - 3 портрета, 1 – другой жанр. (показ 4-х картинок, из которых 3- портреты, а 1- натюрморт или пейзаж). Когда-то, давным-давно фотоаппаратов не было, не было и фотографий. А людям очень хотелось оставить свое изображение на память другим поколениям. И люди шли к художнику и просили нарисовать их портрет. Сегодня всё изменилось: мы и написать можем портрет и сфотографироваться. Сейчас мы с вами попробуем создать портрет без карандашей и красок.
3. Игра «Портрет» (Дети берут в руки пустую раму и изображают различные настроения и выражения лица: грустное, веселое, серьезное, задумчивое…) 4. Пришло время для отдыха. Гимнастика для глаз. «Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
5. Зал второй. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- Знай, что это натюрморт. Давайте вспомним, что такое натюрморт, что там может быть изображено? (цветы, ваза, графин, фрукты, грибы и т.д.) Художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Для чего же нужны натюрморты? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно.) Давайте опять поиграем. Игра «4 лишний» - 3 натюрморта, 1 – другой жанр
6. Натюрморт – это изображение нежевых предметов. Давайте поможем художнику выбрать те предметы, которые можно использовать для написания натюрморта. Игра «Живое – неживое» (Работа по карточкам)
7. Давайте немного отдохнём. Физминутка Мы художниками стали (хлопки в ладоши) Что хотим нарисовали (сжимание и разжимание ладоней в кулак) Раз, два, три, четыре, пять (соединяем пальчики) Начинаем рисовать! (шевеление пальчиками)
8. Сегодня мы познакомимся с картиной ……….. Игра «Бинокли» (дети 2-3 минуты рассматривают картину как бы в бинокли) На что вы сразу обратили внимание? Почему? Что находится на переднем плане? Что слева? Что на заднем плане? (Подбор определений к предметам какой? какая? какое? какие?) Какими красками рисовал художник? Как освещены предметы? Почему задний план тёмный? В какое время года художник писал картину? Докажи. Что можем сказать о хозяине этих предметов? Какое было настроение у художника, когда он писал картину? Что вам больше всего понравилось, а что нет? А как называется картина? (Рассказ детей по картине)
9. Зал третий. Если видишь - на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака. Или снежная равнина, Или поле и шалаш,- Обязательно картина Называется пейзаж. Что это пейзаж? (Художники изображают на картинах живую природу, например, лес, поле, горы, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма.) Давайте снова поиграем. Игра «4 лишний» - 3 пейзажа, 1 – другой жанр 10. У нас есть три неоконченных варианта пейзажа. Каждый из вас сегодня станет художником-пейзажистом и закончит свою картину, дополнив её деталями.(детям раздаются варианты с пейзажем, они их рассматривают и озвучивают дополнения к ним).  Вы молодцы, наш поход в музей завершается, но у вас есть возможность создать свой пейзажный шедевр. За работу! (дети дорисовывают пейзажи).
Литература.
ФГОС. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под реакцией Н. Е. Вераксы, М. «Мозаика-Синтез», 2010
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина, М., «Просвещение» 1979
Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи. М. М. Конина, научный доклад
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. М. Алексеева, Б. И. Яшина, М. «Академия», 2000
Сборник стихов «Весёлая прогулка», А. Кушнер 2002

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»