Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Привлечение родителей в процесс речевого развития ребёнка

Чорная Галина Юрьевна
 Аннотация. В статье изложена проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми. Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу. В статье даны рекомендации по эффективному обеспечению регулярного взаимодействия родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, а также о создании вокруг ребенка единой коррекционно-развивающей среды.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Осознанное включение родителей в коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:
-  формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
- разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя групповые родительские собрания, консультации, семинары-практикумы: «Игры с бросовым материалом», «Игры с бумагой», «Игры на кухне.
Семинар-практикум «Игры на кухне» был проведен воспитателями и учителем-логопедом с активным участием родителей.
Начинается мероприятие с выступления логопеда.
Логопед: - Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был успешным в будущем. Мы педагоги хотим вам помочь в этом. Не жалейте времени и сил на воспитание вашего ребенка.
Где больше всего времени проводят мамы и бабушки? На этот вопрос ответ простой – на кухне. А что делают в это время дети? Кто играет самостоятельно, кто пристает к папе с вопросами, кто мешает старшему брату делать уроки. И так тема сегодняшнего вечера «Игры на кухне». Привлекайте ребенка в совместную деятельность. По мере обогащения опыта малыша, появлений новых наблюдений, развиваются способности ребенка, происходит развитие речи, обогащается словарь, формируются математические представления, накапливается сенсорный опыт. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, доверительные дружеские отношения с ребенком.
Воспитатель:
- Возьмите ребенка на кухню, и пока готовится вкусный обед, поиграйте вместе, ведь предметы для игр у вас под рукой. Вы даже и не подозреваете, сколько интересных и поучительных игр можно придумать с крупой, тестом, водой, овощами и прочими предметами, которые для вас взрослых, столь обыденны. Очень интересным материалом для игр на кухне мы считаем макаронные изделия. Хотим предложить вам несколько игр.
Игра «Кладовая Золушки». Необходимы макароны нескольких видов, перемешайте их в одной чашке, приготовьте несколько пустых чашек. Предложите маленькой Золушке разложить макароны в разные чашки. Например, колечки в одну, а спиральки в другую. А вы тем временем можете заниматься своими делами.
Поиграйте в игру «Ассоциации». Например, на что похож круг – на шар, мяч, яблоко, часы; на что похож квадрат – на шкаф, окно, телевизор и т.д. Дети с большим удовольствием возятся с крупами. Играя с крупами, они знакомятся со свойствами материалов, у них развиваются тактильные ощущения, обогащается сенсорный опыт, развивается творчество, воображение.
Увлекательная игра с крупами «Сухой бассейн». Насыпьте на блюдо два, три вида разной крупы. Ребенок перебирает, щупает, сравнивает. А вы тем временем расскажите, откуда она берется, что из нее можно приготовить: сварить кашу, плов, рассольник, запеканку. Спросите у ребенка какая каша получится, например, из рисовой крупы (рисовая), из гречневой (гречневая) и т.д.
Игра «Отыщем клад». Высыпите рис в коробку или ведро. Желательно чтобы крупы было по больше. Соберите по паре различных предметов (пуговицы, скрепки для бумаг, бусинки, монетки и т.д.), закопайте в рисе по одному предмету с каждой пары. Дайте ребенку предметы, пусть он их осмотрит, ощупает. Затем попросите найти пару для каждого в рисе. Искать малыш должен только на ощупь. В зависимости от возраста и уровня навыков каждого ребенка, можно спрятать по одному предмету, несколько штук или все сразу. Можно также предложить найти клад. Скажите, например, что вы спрятали десять сокровищ. А ребенок должен постараться отыскать их. Когда отыщет, обязательно пусть расскажет об этих предметах. Какой они формы, цвета, из чего сделаны, на что похожи, посчитать.
Игра «Рисуем». Скажите ребенку, что сейчас он будет художником. Материалом для холста может послужить манка. Манная крупа отличный материал для рисования. Возьмите не большой противень или поднос, засыпьте дно не очень тонким слоем манки. Рисовать можно пальчиком, палочкой или трубочкой от коктейля. Вы можете рисовать геометрические фигуры, солнышко, тучи, смешные рожицы в общем все, что подскажет фантазия ребенка. Чтобы малышу быстро не наскучила игра, придумайте сказочный сюжет к каждой картине. Например, нарисуйте два квадрата – это будет два домика. Посадите в них каких-либо животных. Кормите их, ходите друг к другу в гости. Вдруг налетел ветер и все смешал, домики исчезли. Предложите нарисовать домики другим животным…Для детей старшего возраста можно усложнять задания. Рисуйте вместе буквы, цифры, выкладывайте слоги. Во время этой игры у ребенка развивается мелкая моторика, воображение и фантазия. Различные виды круп являются отличным материалом для развивающих игр. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с людьми. Помочь им в этом должны мы, взрослые (логопед заканчивает семинар-практикум).
Вывод. Таким образом, мероприятия, которые мы проводили с родителями в течение года, дали свои результаты. Родители стали активными участниками процесса обучения, более грамотно включаются в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта и получают полную информацию об организации логопедической помощи детям. Все родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, о работе логопеда и воспитателей. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»