Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы мотивации детей дошкольного возраста

Кочинова Марина Евгеньевна
Любая деятельность, будь то игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, должна быть интересна для детей любого возраста. В современных условиях образовательный процесс не ограничивается одним-двумя занятиями, а длится в течение всего дня, в различных режимных моментах. При этом так называемое «прямое обучение», когда ведущим по-прежнему, является педагог, перестает быть актуальным. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Как же сделать так, что бы любой вид деятельности был интересен детям? И здесь воспитатель обращается к приемам мотивации. 
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение новых знаний, умений и навыков. Именно с мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. 
Таким образом, под внешними силами понимается воздействие педагога, предложение вида деятельности. Воспитатель планирует, что конкретно он хочет развить или дать детям представление о чем-либо посредством той или иной деятельности. Прежде всего, предлагаемая деятельность должна вызывать положительные эмоции. Во-вторых – деятельность должна быть осмысленной. А осмысленной она становится тогда, когда есть заинтересованность у самого ребенка. Именно эту заинтересованность воспитателю необходимо вызвать у дошкольников. 
Под внутренними силами, помимо природной любознательности, понимается эмоциональный отклик ребенка, формирующийся или сформированный интерес к предлагаемой деятельности.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.
В современной педагогике определяют следующие типы мотивов, типичных для дошкольного возраста:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
3. Мотивы общения, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. 
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим
людям. 
Все эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного
детства, вступают в определенные иерархии. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.
Приемов мотивации гораздо больше, чем типов. Разнообразие приемов мотивации обусловлено возрастом детей. Приемы мотивации, которые подходят для детей младшего и среднего возраста, будут отличаться от приемов, подходящих для старшей и подготовительной группы даже в рамках одного вида мотивации. Так, например, ребенок трех-четырех лет еще не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Одним из основных мотивов у младших школьников является стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых. Это выражается  в приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, которые влекут  положительную оценку взрослого. В то же время старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы в любые виды деятельности, даже в такие, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, переживают промахи, неудачи. Отсюда будут и разные приемы мотивации, которые педагог использует в своей деятельности, опираясь на возраст воспитанников.
В своей работе с детьми подготовительной группы я использую разные мотивационные приемы, используя мотив, как манок на деятельность. Как и с детьми младшего дошкольного возраста, отличными мотивационными приемами являются игры-превращения и игры-путешествия. В отличие от малышей просто побыть в какой-либо роли, детям 6-7 лет уже не достаточно. Поэтому я дополняю эти приемы соревновательными элементами. Кто быстрее, кто больше, кто аккуратнее, у кого интереснее, у кого чем-то отличается от других, кто внимательнее, кто тише, а так же все возможные комбинации и прочее…, ограничиться здесь можно лишь только собственной фантазией. Но ввиду того, что у каждого ребенка скорость усвоения информации и темпы достижения результата разные, ни один ребенок не оставаться в проигрыше. И здесь задача педагога – найти такой отличительный элемент, и подчеркнуть его, чтоб  воспитанник не чувствовал себя в соревновании неудачником, а наоборот, понимал, что он отличается от других чем то особенным. В целом дети подготовительной группы очень любят соревнования.  
Подводя итог в своей статье, я хотела бы еще раз подчеркнуть важность выбора приема мотивации в соответствии с возрастом детей. И если мы движемся в сторону построения образовательного процесса, основываясь на интересах ребенка, через организацию деятельности воспитателем, к достижению целей образовательного процесса, то в первую очередь, при организации деятельности и выборе приема мотивации, воспитателю необходимо основываться на возрастных характеристиках той группы детей, с которой он работает.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»